RSS

При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Итальянский дом «русского» апостола

13.12.2017

Мозаика над входом в собор

Пожалуй, в числе прославляемых Церковью учеников Христовых – святых апостолов – самым близким сердцу наследников Святой Руси стал тот, кто первым был призван на апостольское служение. Ведь недаром церковное предание относит к миссионерским путешествиям апостола Андрея Первозванного шествие к Азовскому морю, в Крым и потом вверх по Днепру, ставшему спустя почти тысячелетие нашей общей крещальной купелью. Особым почитанием имя этого святого окружено и в греческих Патрах, на месте распятия апостола Андрея, а также в маленьком итальянском городке Амальфи, куда стекаются люди, чтобы поклониться честным мощам Первозванного ученика Спасителя. Здесь также есть тезоименитая апостолу русская православная община. В день памяти святого Андрея об итальянском «доме» апостола, византийских традициях итальянского Амальфи и православных жителях этого города читателям портала «Приходы» рассказывает историк, литератор, исследователь русского зарубежья Михаил ТАЛАЛАЙ.

 

С чего началось почитание православными апостола Андрея в Италии?

– Апостол Андрей всегда был почитаем у православных, как у греков, так и у русских, причем греки сохранили это почитание еще со времен Византии, где Первозванный чтился как небесный покровитель всей страны.

Когда в 1960-е годы в итальянской столице была учреждена греческая православная община, по благословению Патриарха Константинопольского Афинагора символичным образом ее посвятили именно апостолу Андрею: он считается патроном Константинопольской Патриархии по сию пору, а, кроме того, именно в тот момент из Рима по решению Папы было решено передать грекам часть главы апостола Андрея – ее поместили в кафедральный собор в Патрах, где она стала главной святыней.

Что касается русских православных в Италии, то у них обычно более всех чествовался святой Николай Чудотворец – так всегда было и в России, и тем более так происходит в Италии, где почивают мощи святителя. В Риме, как и в некоторых других городах страны, есть русские храмы, посвященные именно ему.

В крипте собора1.jpg

Историю современного почитания апостола Андрея православными Италии следует увязать с ростом русско-украинской диаспоры в итальянском регионе Кампании и в его столице Неаполе. В 2002 году тут был основан приход Московского Патриархата во имя Первозванного апостола; мне довелось участвовать в учредительном собрании, и до сих пор я являюсь секретарем совета. Выбор этого святого как покровителя прихода был закономерен: недалеко от Неаполя, в городке Амальфи, почивает бо́льшая часть часть его мощей. Сыграло свою роль и то, что первого русского священника в Неаполе звали Андреем. Сейчас протоиерей Андрей Бойцов – настоятель Патриаршего подворья в Бари.

Какие в Италии есть святые места, связанные с апостолом Андреем?

– Можно начать с Рима – тут до 1964 года хранилась часть главы Апостола, которой мы теперь поклоняемся в Бари. Кто был в ватиканском соборе святого Петра, помнит четыре гигантских столба, которые держат тяжеленный купол Микеланджело. Один из них посвящен апостолу Андрею и украшен его скульптурным образом. В нише этого столба хранилась часть креста, на котором был распят Первозванный в Патрах – эта реликвия тоже была передана в Патры и хранится теперь в левом нефе главного собора.

Итальянцы любят апостола Андрея, проповедника из народа, покровителя рыбаков и простых людей: в каждом большом городе есть храмы и приделы, ему посвященные. Однако центр его почитания – именно в Амальфи, куда в 1208 году привезли из Константинополя мощи святого Андрея крестоносцы. Над ними возник восхитительный собор, куда стремятся попасть итальянцы.

Собор в Амальфи1.jpg

Есть ли перспективы у развития паломничества в Италию, связанного с именем Первозванного апостола?

– Амальфитанцы, как и большинство итальянцев, - народ гостеприимный. И в Амальфи всегда рады православным паломникам (скажем откровенно, что и городскому бюджету это не безразлично). Для русских паломников специально подготовили брошюру – я переводил ее на русский; тут дозволяют проводить молебны, читать акафисты.

Вот добираться до Амальфи непросто, это укромный уголок у морских скал, поэтому православные паломники обычно приезжают сюда на один день, не больше.

Вид на Амальфи с моря.jpg

Расскажите, пожалуйста, о православной общине в Амальфи.

– Апостол Андрей стал покровителем православных, живущим в этих краях. Многие из них приехали сюда на заработки и были далеки от Церкви. В церковной ограде поначалу они утоляют ностальгию, ищут связи – порой это напоминает клуб, землячество. Для некоторых это так и остается, но многие приходят к Богу, узнают и любят его святых, тем более покровителя прихода. Сам Амальфи – городок небольшой, поэтому самостоятельной общины тут не учредилось. Наши батюшки есть в соседних городах – Неаполе и Салерно, однако они часто бывают в Амальфи и окормляют местных прихожан.

Особо широко в Амальфи, конечно, празднуется день апостола Андрея Первозванного. Сами итальянцы отмечают тут его дважды – один день 30 ноября, как и в календаре нового стиля, а другой, не менее пышно – в июне, в день, когда многие века тому назад от Амальфи бурей был отогнан турецкий флот. В Амальфи верят, что на их защиту пришел апостол.

Кафедральный собор Андрея Первозванного.png

Какие еще общехристианские святыни есть в городе?

– В кафедральном соборе, в верхней его части, существует особый придел Реликвий. Дело в том, что такая великая святыня, как мощи Первозванного, притягивала сюда многих западных пилигримов, в том числе и разного рода владетельных сеньоров, капитанов, купцов; некоторые оставили в Амальфи свои обетные подношения. В итоге в течение многих веков здесь была собрана внушительная коллекция реликвий: это частицы мощей праведной Марии Магдалины, преподобного Макария Египетского, совершивших мученический подвиг святых Георгия Победоносца, Екатерины, Агапия, Порфирия, Агафии, Варвары, Вита, Романа, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова.

Фреска в соборе.jpg

Одна московская православная община, получившая в дар от амальфитанского клира частицу мощей преподобного Макария Египетского, передала в знак благодарности русскую икону этого святого, хранимую ныне постоянно в амальфитанском соборе.

Можно ли в Амальфи увидеть что-то из византийского наследия, ведь когда-то эти земли входили в Византийскую империю?

– Конечно. В первую очередь, это особый тип религиозности, близкий к православному Востоку. Сюда входит и культ святых: кроме Первозванного апостола, тут особо почитают именно восточных святых, в первую очередь, великомученика Пантелеимона: в соседнем с Амальфи местечке, Равелло, хранится удивительная реликвия – ампула со сгустком его крови.

Но и без святынь и реликвий тут чествуют и святителя Николая Мирликийского, и святых бессребреников Косму и Дамиана, и многих других именно византийских угодников Божиих. В другом соседнем городке – Позитано – хранится византийская икона Пресвятой Богородицы, по преданию, приплывшая морем.

В разных храмах Амальфитанского края сохранились циклы фресок в византийском стиле. Представьте, что тут даже отмечают византийский Новый год – в форме особого местного праздника 1 сентября; наша Церковь тоже чествует это новолетие.

Вы говорили, что паломникам из России местные католики предоставляют возможность служить молебны перед мощами святого апостола. А какое вообще отношение у исповедующего в большинстве своем католичество населения Италии к православным?

– Дело в том, что католики – в принципе весьма дисциплинированный народ. Решения Церкви для них священны. До Второго Ватиканского Собора, до середины 60-х годов, православные считались раскольниками, и отношение было соответствующим. Конечно, имелся интерес, иногда глубокий, как у нас некоторые интересуются староверием. А на том Соборе было принято официальное решение, что православные – это разделенные братья и сестры, что Православная Церковь – сестра Католической. Теперь это не только симпатия, но и прямая помощь. В самых разных городах Италии, к примеру, опустевшие католические храмы передаются православным – так произошло в Неаполе, Турине, Милане и проч.

К примеру церковный дисциплины следует отнести и традиционную январскую неделю единства христианства, когда католиков просто призывают посещать православные приходы.

Отполированное руками паломников бронзовое изображение апостола на вратах храма.jpg

Проявляют ли коренные жители Амальфи интерес к православной общине, к Православию?

– Несомненно. Мой приятель, настоятель кафедрального собора дон Антонио Порпора, прекрасно знает православный обиход. Его хор разучил ряд православных гимнов. Дон Антонио даже ходил на Святую гору Афон и часто бывает в Греции. В России не был по одной особой причине – боится самолетов и, как его предки, предпочитает морские путешествия.

Редакция портала «Приходы»

Иллюстрации из открытых источников

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓