«Главный канон для иконописцев – это Евангелие»

19.05.2016

Роспись Всехсвятского храма Междуреченска.jpg

О современной иконописи, иконописных канонах и традициях рассуждает директор Палехской иконописной мастерской Александр Гусаковский.


Палехская школа известна не только в России, но и за пределами нашего государства. Расскажите о вашей школе иконописного мастерства, о вашей команде и художниках.

– Палехская школа иконописи как самостоятельное явление возникла в конце XVII века. Палех – это старинный иконописный центр, в котором много потомственных иконописцев.   У нас был собран творческий коллектив, в котором художники придерживаются устоявшихся традиций школы. В настоящее время в нашей команде задействовано 70 художников, пять иконописцев являются потомственными художниками.

Расскажите о своей жизни. Как Вы нашли свое предназначение?

– Я родом из города Ижевска. В 1992 году получил высшее образование в Санкт-Петербурге по специальности технолог.  После окончания учебы стал заниматься организацией выставок в Европе и Санкт-Петербурге. Когда приехал в Палех, я полюбил его и благодаря жене (она по образованию художник и работает в нашей команде) продолжил свой путь в направлении художественной живописи и иконописи. 

Этим делом живу более двадцати лет, а в 2006 году была основана Палехская   иконописная мастерская.    В настоящее время являюсь  руководителем «Палехской иконописной мастерской Ивана Лебедева и Александра Гусаковского» и ООО «Возрождение». У нас много разных направлений деятельности создаем иконы, поддерживаем современную лаковую живопись, развиваем такое интересное направление как  палехские шкатулки.

ag-e1456240651532-660x330.jpg

Применяются ли при работе современные технологии?

– Мы работаем традиционно, стараемся не уклоняться от древних традиций  палехской школы иконописи. Так, используем темперу,  где вручную сводятся краски и  получаются различные пигменты.  Связующим веществом темперных красок служат эмульсии, чаще всего натуральные, к примеру, на яичном желтке.

При работе используем только самое  лучшее сусальное  золото, которое есть на рынке. Хочется отметить,  что при  росписи на стенах используем и современные технологии – это акриловые фасадные краски лучших фирм. И даем гарантию на светостойкость своих работ до 25 лет.

Какие каноны должны быть соблюдены при  росписи храма и  создании икон?

– Дискуссии о канонах в иконописи продолжаются. Всегда при иконописи соблюдаются определенные иконы.  Как я полагаю, самым главным  каноном для художников-иконописцев  является Евангелие, ведь икона – это Евангелие в красках.  В своей работе мы  стараемся ни на секунду не отступать  от этого принципа.

Михайловский собор Ижевска2.jpg

Как художники приступают к своей работе?

– Самое главное, чтобы было дано благословение, далее  начинается сложный творческий процесс.  Мы делаем предварительные эскизы, ведется подготовка рабочих материалов. 

Каким, по вашему мнению, должен быть храм по окончании росписи?

 – Главное, чтобы люди, входя в храм, обращали внимание на созданные художественные образы,  лики святых, праздники и сцены, изображенные на росписи, чтобы им хотелось  изучать жития подвижников, образы которых они видят. Важно, чтобы прихожане созерцали красоту внутри дома Божия, находили утешение и покой.

Владимирский храм Сочи.jpg

Как бы Вы обозначали главную цель работы вашей иконописной мастерской?

– Наша общая цель –  это внести посильный вклад в восстановление православных храмов, в возрождение лучших национально-культурных традиций, опора на которые является залогом подъема нашей страны.

Беседовала Елена АРХИПОВА

В основе материала –
публикация сайта Альметьевской епархии

Фото епархиального сайта
 и «Палехской иконописной мастерской
Ивана Лебедева и Александра Гусаковского»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓