RSS

При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Голоса Ниневийской земли

11.02.2016

фото1.jpg

Ассирийцы – один из древнейших в мире народов, знакомый большинству россиян по школьным учебникам истории древнего мира, а меньшинству – по курсу ветхозаветной истории. Народ, более 26 веков лишенный собственной государственности, живущий в рассеянии, но при этом стойко хранящий свою идентичность. История ассирийского присутствия в России – это вековая история благодарного добрососедства. Придя в принявшую их страну, ассирийцы приняли на себя и ее исторический крест – советские репрессии «по национальным линиям» не обошли их стороной. Тем не менее, ассирийские общины сохранились – и продолжают жить в России, ощущая себя одновременно носителями и русской, и древневосточной культур. О жизни русских ассирийцев-христиан мы беседуем сегодня с протоиереем Даниилом Азизовым, настоятелем Старо-Покровского храма Ростова-на-Дону, одним из немногих православных священников-ассирийцев.

 

Хочу начать наш разговор с традиционного для ассирийцев приветствия: «Шлáмалух»! Я правильно с Вами поздоровалась?

– Да, шламалух – это арамейское слово, означающее «мир вам».

Ассирийцы сегодня  говорят на языке, принадлежащем к группе арамейских языков? То есть ваш сегодняшний язык – наследник того, на котором говорил Христос?

– Да, по факту ассирийцы сегодня говорят на арамейском, причем есть различные наречия у тех, кто родился в Турции, Иране, Ираке. Я этим языком свободно не владею, знаю лишь какие-то фразы, могу уловить мысль из разговора – ведь я не воспитывался на ассирийском, я думаю, читаю и проповедую на русском.

Фото 2.png

Вообще, утрата ассирийцами своего традиционного языка – это одна из проблем, которую, как мне кажется, надо озвучить. Но ведь перед нами, православными священниками-ассирийцами, стоит задача сохранения нашей паствы именно в нашей Православной Церкви. Ассирийские диаспоры, большая часть членов которых – православные, хотят слышать богослужения на своем языке.

Молитва «Отче наш» на арамейском языке. 
Московский приход Ассирийской церкви Востока

Да, у ассирийцев есть сегодня своя музыка, танцы и песни, но если не будет религиозной составляющей, если угодно, «духовной скрепы», это всё распадется. Фольклор закончится – и ассирийцев может и не быть. В той же Франции, США русские общины за счет чего живут? За счет того, что они группируются вокруг прихода. Точно так же во избежание рассеяния, ассимиляции и нам необходимо, чтобы велась просветительская деятельность среди православных ассирийцев. Думаю, это задача, вокруг которой мы могли бы объединить усилия с другими ассирийскими православными священниками. Например, есть игумен Стефан (Садо), сын известного преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии Михаила Юхановича Садо, заведующий библиотекой СПбДА. Есть Георгий Битбунов, выпускник Сретенской семинарии, он сейчас работает в аппарате первого викария Святейшего Патриарха по Москве митрополита Истринского Арсения. Перспективный, грамотный. На Украине есть протоиерей Владимир Косточка из Киева и архимандрит Гавриил (Вардаев) из Житомира, также ассирийцы. И, конечно, это грузинский священник схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби), который очень много делает для воцерковления местной ассирийской общины. По благословению Патриарха Илии он несет послушание духовника для всех ассирийцев, проживающих на территории Грузии.

Путь большинства ассирийцев в Россию известен: подавляющее большинство вынужденно эмигрировало сюда с территории Османской империи во время Первой мировой войны. Часть остановилась на Кавказе, а часть ушла дальше, на территорию нынешних Ростовской области и Краснодарского края. Кто-то дошел до Москвы и Питера, осел тут; образовались общины. А каков был путь Вашей семьи?

– Дед мой по отцовской линии – ассириец, выходец из Турции. Он был участником того массового исхода ассирийцев с турецких земель, во время Первой мировой войны, когда началась резня и многие пошли в сторону России. Тогда Россия дала определенное обязательство, Николай II предоставил возможность ассирийцам укрыться на территории Российской империи. Это был массовый переход, вместе с духовенством, епископами. Но сам по себе исход ассирийцев из Турции был, конечно, очень сложным. Когда наши предки бежали из Турции, это была самая настоящая резня. Папа рассказывал, что родственница моего отца тогда была беременна и ее просто штыками закололи. Турки руками курдов расправлялись с ассирийцами-христианами очень жестоко.

Когда ассирийцы попадают в Россию, здесь уже происходит необратимые исторические процессы, начинаются революционные события. Многих ассирийцев ссылали в Сибирь и Казахстан… Мой отец родился в селе Урмия в Краснодарском крае. Это маленькое село названо в честь древнего города на Ближнем Востоке. И это сегодня единственный в России населенный пункт, большинство жителей которого составляют ассирийцы. Уроженкой этого же села, кстати, была Джуна Давиташвили.

Затем отец переехал в город Лабинск, тоже на Кубани. Там также живут ассирийцы. У нас есть родственники и в Москве, и в Петербурге. Ассирийцы – это такой народ, мы везде можем найти своих.

Ассирийцы в России традиционно занимались сапожным делом. Это обувщики, чистильщики. Старая Москва хорошо помнит эти картинки – обувные будки на улицах, в которых сидят ассирийцы.

Да, ведь это  еще «всесоюзный староста» Михаил  Калинин в 20-е годы определил ассирийцам, осевшим в теперь уже советской России, «предоставить чистку и ремонт обуви». Были созданы ассирийские трудовые артели…

– И мой отец не стал исключением, он также был сапожником. Правда, папа пошел дальше, в цеховики. Занимался большим производством обуви. Он и меня готовил к тому, что кто-то в семье должен быть обувщиком. Но в моем случае, как видите, все вышло иначе.

Я родился уже в Ростове. И еще в детстве я как-то тянулся к ассирийской культуре, хотел знать о ней больше. Не могу сказать, что у меня с самых ранних лет было осознание себя именно как ассирийца. Однако на наши национальные традиции я всегда смотрел как-то особенно. В Ростове есть ассирийская диаспора, и папа в детстве брал меня на свадьбы, на различные праздники, например, на праздник Духрана. Потом меня уже просто стали самого приглашать на эти мероприятия. И, когда пришел срок, в пятой графе паспорта я написал, что я ассириец.

Фото3.jpg

С матушкой Нонной

Соблюдаются ли сегодня в Вашей семье какие-то ассирийские традиции?

– На праздники ассирийской общины хожу, в основном, я. Ассирийских блюд у жены допроситься невозможно, хотя готовит она прекрасно. Национальные блюда готовит в основном теща. Хотя я очень люблю эту еду. Например, гариса – покупается петух и варится до такого состояния, что у него кости становятся мягкими. Потом это мясо варится в каше, всё перетирается с большим количеством масла. Гариса подается на ассирийских праздниках. Также есть джаджик – холодный суп на основе кислого молока с огурцами и зеленью, это блюдо есть у многих других народов.

Дочь за ассирийца будете выдавать? Насколько мне известно, многие молодые ассирийцы стремятся создать семьи именно с членами своей общины. Чтобы там образом сохранять традицию.

– Нет, у нас такого нет. Хотя наша дочь, наверное, еще бо́льшая ассирийка, чем я. Ведь я ассириец лишь наполовину, а в нашей дочери, получается, ассирийской крови больше, чем русской. И она похожа на ассирийку.

Фото4.jpg

С дочерью Ольгой

В Ростове большая ассирийская община?

– Да, довольно большая. Но здесь есть немало ассирийцев, приехавших из Армении. Они несколько отличаются от русских ассирийцев, привнесли, скажем так, армянские ноты в жизнь общины. Зная ассирийский, говорят на армянском,точно так же, как мы, воспитанные в России, говорим на русском.

По данным общероссийской переписи 2002 года, в России проживает тринадцать с половиной тысяч ассирийцев, из них чуть более семи с половиной тысяч владеют так называемым ассирийским, или восточным новоарамейским, языком. А есть понимание, какова доля православных среди них?

– Восемьдесят процентов, а то и больше. Ведь люди живут здесь уже поколениями – неудивительно, что они воспитываются в православной вере. Конечно, происходит и некое культурное смешение. Скажем, в каждой ассирийской семье есть портрет патриарха-католикоса Ассирийской Церкви Востока Мар Шимуна, 100-летие со дня мученической смерти которого мы будем отмечать в 2018 году. Это мученик, человек-символ, его можно назвать водителем ассирийского народа.

Многие ассирийцы пришли в Россию уже православными, являясь чадами Антиохийского Патриархата.

Фото 5.png

Патриарх Мар Беньямин Шимун

Патриарх Мар Шимун – символ, в том числе, близости между ассирийцами и Россией.

– Во время Первой мировой войны он был одним из преданных союзников Российской империи, поддерживал ее в конфликте с Османской империей, удостаивался благодарности со стороны государя Николая II. Мар Шимун был убит курдами во время мирных переговоров в марте 1918 года. И сегодня он является значимым духовным авторитетом для ассирийцев, во многих православных семьях я вижу его портрет рядом с православными иконами. А в Москве два года назад патриарху Беньямину Мар-Шимуну был поставлен памятник – возле храма Мат-Марьям (Девы Марии) на Дубровке, в приходе Ассирийской Церкви Востока.

Мар Шимун канонизирован Ассирийской Церковью Востока. А иконы его есть?

– Икон как таковых в этой Церкви нет. Есть только почитание креста – по-ассирийски «слыва». А традиция иконопочитания не развивалась, думаю, главным образом из-за исламизации Ближнего Востока. У православных ассирийцев есть иконы, но они своеобразные.

Фото 6.png

Тринадцать ассирийских отцов
(группа монахов-проповедников, подвизавшихся в Грузии в середине VI века).
Память в Грузинской Церкви – 7 мая

Представители Ассирийской Церкви Востока вызывают у меня большое уважение, потому что они очень религиозные люди. Не знаю, что этому способствует, – либо малая численность ассирийского народа, которая подвигает их так религиозно относиться ко всему, либо постоянное мученичество, исповедничество, которое они проносят. Я приезжал в Москву в 90-е годы, когда здесь только строилась ассирийская церковь, был на месте строительства, знал первого настоятеля московской общины – отца Хамиса, он сейчас является епископом Северного Ирака и России, курирует ассирийцев стран СНГ.

Фото6-1.jpg

С Мар Исхак Иосифом,
 епископом Северного Ирака и России Ассирийской Церкви Востока

А сейчас московский «каша» («священник» по-ассирийски) – отец Самана, он тоже вызывает большую симпатию. Представьте, он, уроженец Ирака, покинул родную землю, все, что ему близко, и попал в совершенно другой менталитет. Живет много лет в Москве.

В Россию часто приезжают представители епископата Ассирийской Церкви Востока. Два года назад по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прибыл в Россию патриарх-католикос Мар Дынха IV, тогда же с ним в делегации был и Мар Геворгиз, который стал нынешним предстоятелем Восточной Церкви. В рамках визита они посетили Ростов-на-Дону и заложили в городе храм для местной ассирийской общины. Также посетили и наш Старо-Покровский храм. Я каждый раз отмечал и необыкновенную доступность этих людей, и вместе с тем большое благородство.

Фото7.jpg

Предстоятель Ассирийской Церкви Востока патриарх Мар Дынха
во время посещения Старо-Покровского храма Ростова-на-Дону, 2014 год

Резиденция Ассирийской Церкви Востока в течение всего ХХ века находилась в Чикаго, а Мар Геворгиз сделал именно то, что нужно было сделать, – перенес престол патриархов из Чикаго в Междуречье, на историческое место в Ниневийской долине. Ведь он сам был ранее Иракским митрополитом и посчитал невозможным покинуть свою паству, которая его прекрасно знает.

Во время встречи в нашем ростовском храме Мар Геворгиз говорил о самоощущении ближневосточных ассирийцев-христиан. Это состояние постоянного ожидания опасности. Так, во время литургии может прогреметь взрыв – и они вынуждены останавливать службу, вытаскивать тела из храма на улицу.

Фото 7-1.png

Патриарх-католикос Мар Геворгиз

Вообще для ближневосточных христиан их епископ, особенно в нынешних обстоятельствах, – это духовный лидер, который ведет народ. Он вызывает очень большое уважение. Люди видят в своих епископах нечто большее.

Ассирийцы очень давно живут в изгнании. Со времени распада Ассирийской империи прошло 26 веков, и все это время ваш народ лишен своей земли. Шкловский говорил про ассирийцев, что они «разбрызганы по миру, как капли крови по траве». Ассирийцы живут на территории Ирака, Турции, Сирии, вне границ собственного государства. При этом различные международные ассоциации, типа Всемирного ассирийского союза, периодически поднимают вопрос о необходимости какого-то государственного образования для ассирийцев. Как Вы относитесь к таким предложениям?

– Что касается России, здесь ни о каких ассирийских политических организациях говорить не приходится. Но когда, скажем, в парламенте Ирака или других ближневосточных стран есть представительства ассирийских партий, это воспринимается очень позитивно. Это реальные попытки защиты прав ассирийского народа. Ведь исторически ассирийцы – хозяева тех земель на Ближнем Востоке, на которых они продолжают жить и в настоящее время. Однако геноцид в отношении ассирийцев, который начался когда-то, продолжается до сих пор, пусть и в иных формах. Ассирийцы вынуждены бежать со своих земель. ИГИЛ¹ сегодня на Ближнем Востоке, уничтожая памятники архитектуры, уникальные монастыри, наносит удар как раз по наследию ассирийского государства. Поэтому дополнительный голос в защиту ассирийцев, в том числе на уровне структур ЕС, должен звучать. Но говорить именно про свое отдельное государство на фоне того, что сейчас происходит в мире, ассирийцам, конечно, совсем непросто.

Помимо ассирийских политических партий, есть явление последнего года – сейчас на территориях Сирии, Ирака стали создаваться сформированные именно по этническо-религиозному признаку вооруженные отряды ассирийцев-христиан, которые воют против ИГИЛ. Мужчины, которые там живут, исповедуют одну веру, традицию и объединяются в вооруженные отряды, чтобы таким образом противостоять террористам.

Можно говорить  о таком явлении, как ассирийский  геноцид? Ведь ассирийцы стали  жертвами массовой резни со стороны Османской империи в начале ХХ века. Однако про ассирийский геноцид известно и слышно гораздо меньше, чем про армянский.

– Судите сами: во время геноцида на территории нынешних Ирана, Ирака, Сирии и Турции погибло около 500 тысяч ассирийцев. Это было действительно целенаправленное массовое истребление по национальному и религиозному признаку. И оно продолжается до сих пор.

Фото8.jpg

В нашем храме мы проводим мемориальные мероприятия, посвященные этим событиям. При помощи епархиального фотографа Сергея Грибова я сделал большую подборку фотографий тех зверств, которые сегодня претерпевают ближневосточные христиане. Разумеется, допустимых фотографий, потому что там есть вещи, которые показывать нельзя. Сделали видеоклип из этих кадров, наложили звук ассирийской молитвы. И 7 августа, в день памяти жертв ассирийского геноцида, перед панихидой я его показал на большом экране прямо в храме.


На эту поминальную службу пришло немало ассирийцев, но и наши русские прихожане собрались тоже. Люди заходили, оставались до конца… Это было даже какое-то подобие «Бессмертного полка», потому что многие принесли с собой фотографии своих погибших предков и держали их перед собой всю панихиду.

Фото9.jpg

Мне идея очень понравилась. У нас много говорят об этом, но на самом деле мы мало представляем, что такое исповедничество, мученичество сегодня. Открывая жития святых, мы читаем там о подвижниках, но это похоже на такие былинные рассказы. А здесь весь реальный ужас мученичества представлен открыто. Вот фотографии детей под дулом автомата. Поэтому такие мемориальные мероприятия мы думаем продолжать.

Чего сегодня недостает российским ассирийцам?

– Религиозного чувства. Вместе с утратой религиозного чувства утрачивается все остальное. Вообще мне очень не нравится, когда люди начинают хвалиться успехами и достижениями своих предков, заявлять, например: «Мы ассирийцы, великая нация». Да, когда-то благодаря ассирийцам были совершены прорывы и в астрономии, и в медицине, но это было во времена Ниневии. А какое отношение мы, сегодняшние ассирийцы, имеем к этому? Упоминать о былых достижениях можно было бы тогда, когда ты и сегодня вносишь определенный вклад, когда ты являешься человеком, который может принести нечто в свою историю, культуру своим образованием, трудом.

Я очень люблю рассказ про пророка Иону, который попал в Ниневию после пребывания во чреве китовом. Иона долго боролся внутренне с самим собой, потому что ассирийцев он воспринимал как врагов, ведь они и были врагами Израиля. Это стоило Ионе больших трудов, но он все-таки обошел Ниневию, ассирийскую столицу, с проповедью, и царь и все ее жители облачились во вретище, посыпали голову пеплом и покаялись. Вот такого Ионы у нас сегодня нет.

Вообще христианство всегда было очень значимым фактором в самоощущении нашего народа. Под влияние ислама попал очень небольшой процент ассирийцев, в основном те, кто был насильно исламизирован. На территории Турции есть и тайные христиане, которые сохраняют свою традицию. Но для большинства ассирийцев значимо именно то, что они христиане.

Фото10.jpg

У меня в фейсбуке есть много друзей – ближневосточных ассирийцев. Я вижу их реакцию на приезд в какую-то из общин, скажем, патриарха Мар Гиваргиза – «лайки», радостные комментарии просто зашкаливают. Очень многие фотографируются вместе со своим духовным лидером и потом используют эту фотографию в качестве «аватарки», главной фотографии профиля в соцсети. Вот такое самоощущение для ассирийцев очень важно.

Фото11.jpg

Сегодня ассирийцы, в силу исторической традиции, являются одним из самых мирных и дружественных по отношению к России народов, живущих на ее территории?

– Конечно, потому что Россия, наверное, одна из немногих стран, а может, единственная протянула ассирийцам руку. Ассирийский народ всегда будет относиться к этому с благодарностью. Базовое чувство – благодарность, в том числе и по отношению к Русской Православной Церкви, чадами которой в большинстве своем являются русские ассирийцы.

_____
¹ Запрещенная в России террористическая организация


Беседовала Елена ЖОСУЛ

Фото: информационная служба Ростовской-на-Дону епархии;
из личного архива протоиерея Даниила Азизова

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓