Где рождаются иконы

20.04.2015 В иконописной мастерской при Смоленском духовном училище

Издревле без икон невозможно представить православный храм. Но сам процесс создания иконы до сих пор остается тайной, понять которую дано далеко не каждому пытливому уму. В иконописной мастерской при Смоленском духовном училище эту тайну познают уже более шести лет.

«Кузница кадров»

В 2008 году по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Предстоятеля Русской Церкви) в стенах Смоленского межъепархиального православного духовного училища была создана иконописная мастерская. Планировалось, что в мастерской будут работать выпускники иконописного отделения училища, которые на ее базе пройдут свою практику-отработку. Так на деле и вышло: ежегодно в мастерской стали оставаться по окончании учебного курса два-три выпускника. Кто-то из выпускников решает продолжить свое обучение и поступает в высшие художественные школы и другие учебные заведения, другие возвращаются в родные епархии и продолжают трудиться на местных приходах. Сегодня в мастерской трудятся не только выпускники, но и студенты и преподаватели учебного заведения.

Работа в иконописной мастерской при духовном училище ведется непрерывно вот уже шесть лет. Планируется, что в ближайшее время в состав сотрудников мастерской будут входить не только художники-иконописцы, но и выпускники отделения декоративно-прикладного искусства.

Работа в иконописной мастерской при духовном училище ведется вот уже шесть лет

Не «конвейерное производство»

В сознании обывателя мастерская – это место, где стоят в несколько рядов столы и за каждым человек увлеченно над чем-то работает. Но вряд ли можно с поставить в один ряд с такими иконописными мастерскими ту, что действует  в Смоленске при духовном училище.

– В крупных городах существуют такие большие мастерские, – рассказывает Елена Олейникова, председатель предметно-цикловой комиссии специальности «Живопись» (иконописное отделение). – В таких случаях можно говорить о коллективном творчестве. Работа там построена таким образом, что один мастер может писать одежды, другой – лик, и только потому, что это у них лучше получается. На мой взгляд, иконопись нельзя ставить на конвейер, ведь это не только творческий, но и, прежде всего, духовный процесс, а ни о какой сакральности такой «коллективной» иконы уже говорить нельзя. Я считаю, что лучше, если в мастерской трудятся два-три человека, но они любят свое дело, ценят его, и вместе с тем стараются жить по заповедям и совершенствоваться духовно.

Иконопись – это прежде всего духовный процесс

Состав сотрудников мастерской за шесть лет по объективным причинам претерпевал много изменений. Людмила Боброва, выпускница иконописного отделения, – единственная, кто работает в мастерской со дня ее основания. В год она пишет около десяти-двенадцати икон.

По мнению педагогов, уровень мастерства далеко не всегда зависит от возраста художника. Например, студенту училища Алексею Пономареву всего семнадцать лет, но он уже в данный момент, под руководством преподавателя Александра Елисеенскова, работает над иконой преподобного Сергия Радонежского для Смоленской епархии.

Среди тех, кто учится на иконописном отделении и в будущем может стать художником иконописной мастерской СМПДУ, есть представители не только других епархий, но даже других стран, в частности, Туркменистана.

– До поступления в училище я окончила лицей по специальности «художник-оформитель», а потом преподавала рисование в воскресной школе в Ашхабаде, – рассказывает Галина Семенова, студентка 4 курса иконописного отделения СМПДУ. – У нас в городе пока не так много православных храмов, и люди мало знакомы с искусством иконописи, поэтому познакомить их с этим искусством предстоит нам.

В Смоленском духовном училище будущих иконописцев учат писать икону, соблюдая все правила канона.

Фотокопия vs рукописная икона

Несмотря на то, что большое распространение сегодня получили иконы печатные, потребность в иконах рукописных остается всегда. В Смоленском духовном училище будущих иконописцев учат писать икону, соблюдая все правила канона. Особое внимание уделяется изучению образов, созданных в XIV-XV веках – именно это время называют золотым веком русской иконописи.

– Конечно, такие иконы значительно отличаются от фотокопий, которыми пестрят иконные лавки, – говорит Елена Олейникова. – Зачастую люди сегодня хотят видеть что-то «более реалистичное» и яркое. Бесспорно, эти копии красивые и яркие, но только настоящий ценитель понимает истинный, сакральный смысл рукописной иконы. Ведь художник вкладывает в нее душу, постоянно молится, обращается к святым, которых пишет.

Иконописная мастерская. Подготовка краски

Одомашненная традиция

Среди образов, которые сегодня чаще всего пишут иконописцы мастерской, – образы Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и именные иконы. Кроме того, большую популярность получила мерная икона, которая пишется для новорожденных. Как правило, на таких образах изображается небесный покровитель младенца, а сама высота иконы соответствует росту, с которым младенец появился на свет. Зачастую на мерных иконах помимо святого, в честь которого назван ребенок,  изображаются также угодники Божии, наиболее почитаемые в данной семье. Педагоги рассказывают, что данная традиция – весьма «одомашненная», но не новая;  она уже присутствовала на Руси много веков назад, и теперь активно возрождается.

Кроме того, иконописцы мастерской при СМПДУ часто пишут и довольно редкие образы: например, в прошлом году были написаны иконы святого мученика князя Элизбара, мученицы Акилины, святителя Луки Войно-Ясенецкого, преподобного Ефросина Тверского, преподобных Герасима и Аркадия Болдинских, преподобного Алексия Печерского, пророка Наума, святого равноапостольного князя Владимира и преподобного Кирилла, святого Паисия Великого.

Виктория САМУЙЛЕНКОВА

Публикация сайта Смоленской епархии


Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓