Не от мира

23.08.2017

13456.jpg

На протяжении всей истории христиане занимают довольно странное положение. С одной стороны, они являются «солью мира», без которой общество неизбежно становится унылым, безвкусным и пошлым. А с другой стороны, они «граждане неба», ибо почитают за ничто мирские мерила успеха и безуспешности, стремятся быть с теми, кого мир отвергает, и сами становятся отвергнутыми, а иногда и гонимыми. Живут в мире, но не от мира. Для того, чтобы существовать в таком странном положении, необходимы немалые и постоянные усилия, в том числе и интеллектуальные.

 

Богословие, которое является живым самосознанием Церкви, не представляет собой собрание готовых ответов на любые вопросы, но, напротив, предоставляет основания для богословского творчества, исходящего из Предания. Сегодня, как и всегда, перед Церковью и ее богословием стоит крайне непростая задача осознания соотношения между собой и миром. Это вопрос далеко не праздный или теоретический, но затрагивает самую суть христианской жизни и практики абсолютно каждого человека, которые гораздо шире, к примеру, отношения между церковной иерархией и государственной властью.

Возможны три способа осмысления этого отношения с позиции христиан: дуализм, тождество и инклюзивность. Рассмотрим каждый из них.

Итак, дуализм исходит из того, что Церковь и мир – это две параллельных реальности, каждая из которых живет по своим принципам, несовместимым с принципами другой. Дуализм проявляется в том, что один человек не может принадлежать сразу двум градам: если он воцерковляется, то отказывается от мирских ценностей, если остается в мире, то христианство ему не нужно. В дуализме есть своя правда, но и своя односторонность. Да, христиане не от мира, но они и в мире, более того – в средоточии мира. Христиане ближе к миру, чем он сам к самому себе, потому что они находятся в общении с Творцом всего мира.

Позиция тождества предполагает то, что мирские и христианские идеалы в принципе не отличаются, и потому Церковь может быть поставлена на службу каким-то внешним целям или ценностям. К сожалению, в истории и современности мы найдем немало примеров такого дискурса и практики, когда христиане соблазнялись мирскими благами. Прельщение миром на протяжении столетий наносило вред христианству более, чем какие-либо внешние силы. К примеру, западноевропейская Реформация, пятисотлетний юбилей которой отмечается в этом году, начавшись как стандартная дискуссия между католическими богословами на тему спасения и отпущения грехов, довольно быстро приобрела политическую окраску и на многие годы погрузила континент в кровопролитные войны. Нет необходимости объяснять, что мирские интересы власти и господства в этом случае подчинили себе христианские, использовали их и извратили.

Позиция инклюзивности, которая интересует нас более всего, различает, но не разделяет церковное и мирское. Церковь понимается не как религиозный институт, организация, храм или даже сообщество верующих, а как онтологическое единство всего тварного сущего. Мирское для христианина не является «не-церковным», но «еще не-церковным». Задача христианина – не в том, чтобы воцерковиться самому, убежав от мира, надев на себя маску исключительности, а наоборот, воцерковить мир, все творение, которое, как мы знаем, стенает и мучается без Христа. Поэтому Церковь – это не какая-то замкнутая, маргинальная сфера общественной жизни, клуб по интересам или историко-этнографический заповедник, а само средоточие жизни, радости и творчества. Православная Церковь претендует не на роль какого-то социального института или организации, пусть даже весьма важной и уважаемой, но – ни больше, ни меньше – на становление Вселенской в буквальном смысле, в преображении всей реальности, всего невообразимо огромного космоса, всей Вселенной. Прекрасное выражение этой универсальности православного духа мы находим и в классической русской литературе, и в русской религиозной философии – у Соловьева, Федорова, Булгакова.

Здесь мы видим разительную противоположность православного миросозерцания с секулярным (светским), стремящимся разделять и противопоставлять мирское и церковное. Именно на это направлены все усилия образования, культуры и мысли секулярного сознания: обособить себя от трансцендентного, самоутвердиться и доказать свою дееспособность. Идея разделения государства и Церкви, столь популярная сегодня, происходит отсюда. Скрытой идеей, которая лежит в основе секулярного понимания государства, общества, разума и культуры, является нейтральность, то есть возможность быть отстраненным от религии в мысли и действии.

Секулярный мир не понимает и не принимает христиан, поэтому он не понимает и самого себя, изобретая все новые и новые иллюзии о себе самом, отделяя себя от Церкви. Печально, что многие христиане, будучи людьми современными, придерживаются того же взгляда, то есть считают что разделение – это норма. Они принимают секулярный миф о нейтральности разума, который может самостоятельно и на своих автономных принципах обустраивать жизнь общества и каждого индивидуума.

В результате  принятия такой позиции Церковь внутренне отстраняется от глубинной общественной и культурной жизни, а мир, соответственно, воспринимает Церковь как идеологическую организацию, назойливо вмешивающуюся не в свои дела. Более того, она часто воспринимается самими христианами как нечто уже готовое, данное (если не заданное) как каменный колосс, противостоящий всему новому и самой жизни. Этому отчасти способствует древность церковных порядков и догматов, что воспринимается как доказательство церковной неизменности и отрешенности от изменчивой жизни. Вместо того, чтобы радостно устремлять свои умы и сердца вперед, спешить навстречу любимому Христу, христиане пытаются остановить мгновение, обращая свой угрюмый взор к идеализированному прошлому. Боязнь ошибки сковывает любые проявления творчества, закупоривает все от малейшего веяния свежего воздуха, отталкивает и отвращает от себя жизненный порыв молодости. Холодящий дух неотмирности и отрешенности, воцарившийся в христианском сознании уже давно, видит почти во всем «не-церковном» только грех и упадок.

Нетрудно понять ошибочность, если не опасность, такого миросозерцания и взгляда на Церковь, которая в своей сущности является не неподвижной и сонной громадой, противостоящей всему новому, то есть жизни, а активным и творческим процессом преображения всего сущего, актуализацией потенциальной богопричастности, питаемой Святым Духом.

Неизменный краеугольный камень Церкви – Христос, вбирающий в Свое мистическое тело все человечество, весь космос в его жизни, росте и развитии. Бог-Творец во Христе и Духе вошел в историю, освятил время и все становящееся, придав всему исключительную новизну. Христианство – это самое новое из всего, что может быть, потому что оно приносит все ко Христу, творящему все новое.

Очевидно, что для христианина секулярный подход к пониманию отношения Церкви и мира совершенно не приемлем, поскольку он оставляет все крайне двусмысленным. В свою очередь церковной задачей является актуализация христианского потенциала не в только внутри себя, но во всем мировом бытии, которое по самой своей природе не имеет никакой цели в себе, но только в Боге.

Преодоление (не формальное и внешнее, а сущностное и внутреннее) фатального противопоставления мира и Церкви – такова впечатляющая и дерзновенная христианская задача нашего времени. А для этого необходимо раскрепостить творческие силы христианского духа, ищущие и выражающие себя в лучших образцах богословия, искусства, культуры и всей жизни, которые пока остаются потенциально сокрытыми. Жатва ждет своих делателей.

Олег ДАВЫДОВ

 

 

 

 

  


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.