О церковном браке
11.09.2013
На общецерковное обсуждение представлен проект документа об упорядочении практики совершения браков, в частности, повторных. Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного права, а затем был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Патриарх.
Теперь он направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов. С целью дискуссии проект на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.
В предложенном на обсуждение проекте документа констатируется, что «православный брак есть свободный союз мужчины и женщины православного вероисповедания, заключенный в соответствии с церковными определениями и государственным законодательством, освященный церковным венчанием». По слову апостола, он подобен союзу Христа и Церкви (Еф. 5, 22-25, 31-32). В документе подчеркивается, что взаимная любовь брачующихся и обещание ими взаимной верности есть необходимое нравственное основание заключения брака.
«Регистрация брака в тех странах, где церковное венчание является законной формой совершения брака, совершается согласно государственному законодательству. В остальных случаях венчание совершается после государственной регистрации брака», − говорится в проекте. При этом «всякое сожительство без заключения брака в установленном государственным законом порядке не признаётся Церковью в качестве брака и, по отношению к православным христианам, квалифицируется как блудное сожительство с вытекающими из этого каноническими последствиями».
Верующие должны помнить, что освящение венчанием браков, заключенных между православными и нехристианами, невозможно. В то же время эти браки признаются Церковью в качестве законных (см. 1 Кор. 7, 14), и потому пребывание в них само по себе не может служить причиной для наложения канонического наказания (епитимии) на православного супруга (Труль. 72).
В отношении же тех православных, которые заключат между собой в законном порядке брачный союз, но живущих невенчанными, приходские священники, как говорится в предлагаемом документе, будут руководствоваться определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года. В нем говорится о недопустимости практики лишения причастия лиц, живущих в «невенчанном» браке, и отождествления такового брака с блудом. Однако следует иметь особое пастырское попечение о таких людях, разъясняя им необходимость благодатной помощи, испрашиваемой в венчании для достижения целей брака − совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.
Порой встречается и такая коллизия: зарегистрированный государством в соответствии с законом союз противоречит каноническим нормам Церкви. Венчание такого брака не признаётся возможным.
Точно так же Церковь не может давать благословение на расторжение брачного союза по основаниям, признаваемым достаточным для развода государственным законодательством, но не соответствующим каноническим предписаниям.
Какие же поводы к расторжению брака считаются допустимыми? Согласно направленному в епархии проекту документа, таковыми могут быть признаны отпадение супруга или супруги от Православия, прелюбодеяние и противоестественные пороки, вступление одной из сторон в новый брак, монашеский постриг одного из супругов, неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой, сифилисом, СПИДом, а также медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, длительное безвестное отсутствие и злонамеренное оставление одного супруга другим, совершение женой аборта при несогласии мужа, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, неизлечимая тяжкая душевная болезнь, наступившая в течение брака.
Если брак прекращен по одной или нескольким из перечисленных причин, невиновная сторона имеет право на церковное венчание в случае второго брака, получив на это разрешение епархиального архиерея. В этом же разрешении должно содержаться признание предшествующего брака расторгнутым.
А что же виновная сторона? Тот, кто виновен в расторжении брака, по мысли авторов проекта, должен нести церковное наказание в виде отлучения от причастия на срок, определяемый каноническими установлениями. Вопрос о сокращении срока епитимии и разрешении венчания второго брака такого лица находится в компетенции епархиального архиерея.
Опубликованный для общецерковной дискуссии проект документа напоминает приходским священникам о необходимости проводить катехизацию готовящихся к вступлению в брак, напоминать им о назначении христианской семьи и о взаимной ответственности супругов в браке. «Следует стремиться к тому, чтобы венчание православных христиан совершалось в том приходе, к которому они принадлежат», − говорится в проекте.