Проект документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия»
24.06.2019Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на интернет-портале «Приходы» (https://mnenie.prichod.ru) и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 17 июля 2017 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 30 сентября сего года.
О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия
1. Священное Писание о начале человеческой жизни
Священное Писание рассматривает жизнь как благой дар Благого Бога. Из всех живых существ человек обладает величайшим достоинством: о нем говорится как о вершине творения (Быт. 1-2), он создан по образу и подобию Божию (Быт. 1.26-31, 5.1, 9.6; Прем. 2.23), наделен Духом Божиим (Быт. 2.7, Ис. 42.5, 57.16, Иов 27.3, 32.8). Только человеку творение дано во владение (Быт. 1.28-31, 9.1-7); он имеет стремление к Богу, который является Господом жизни (2 Макк. 14.46).
В Ветхом Завете признается существование человека с момента зачатия (напр., Быт. 25.22). Библейские тексты говорят о важных духовных событиях, которые совершались в жизни святых царя Давида, пророка Исаии и Иеремии «от утробы», указывая на то, что во время внутриутробного развития благодать Божия действует на человека. Нерожденные дети уже известны Богу и любимы Им: Самсон (Суд. 13.5-7, 16.17), Давид (Пс. 21.9-10), Соломон (Прем. 7.1-6), Иов (Иов 10), Исайя (Ис. 49.1,5), Иеремия (Иер. 1.4-5; Сир. 49.9), весь народ (Ис. 44.2, 24, 46.3; Пс. 71.6; Пс. 138).
В 138-м псалме говорится о том, что Бог обращает свой любящий взгляд на человека, подчеркивается начало человеческого существа от зачатия: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои, в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138, 13-16).
Новозаветное повествование о встрече Пресвятой Богородицы и праведной Елизаветы подчеркивает личностное бытие человека и способность к восприятию благодати Святого Духа уже в материнской утробе. Святой Иоанн Креститель радостно взыграл в утробе Елизаветы, приветствуя Господа Иисуса Христа (Лк. 1.13-15, 41-44).
Святой апостол Павел в Послании к Галатам утверждает, что его призвание восходит ко времени пребывания в материнской утробе: «Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею…» (Гал. 1.15).
Все эти тексты Священного Писания подчеркивают, что с библейской точки зрения тождество личности человека непрерывно с момента, когда Бог дает жизнь в зачатии и до момента смерти.
2. Статус эмбриона
2.1 Биологический статус эмбриона
С самого момента зачатия эмбрион – не просто оплодотворенное яйцо; он является уникальным развивающимся человеческим существом. Уникальная комбинация генов отличает эмбрион от любой клетки организма отца или матери. Эмбрион является человеком и имеет полное право называться таковым: «Тот, кто будет человеком, уже человек», – писал во II веке христианский мыслитель Тертуллиан (Апологетик, IX. 8.). С этой точки зрения некорректно называть человеческий эмбрион человеком в потенции.
На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери, его нельзя отождествить с органом или частью органа материнского организма. В связи с этим можно говорить, что эмбрион принадлежит своим родителям разве что в том смысле, что они ответственны за его развитие и защиту. Таким образом, аборт на любом сроке беременности является убийством человека.
2.2 Онтологический статус эмбриона
Нерожденный ребенок является личностью как созданный по образу Божию и имеющий право на жизнь. Неприемлемо определять личность только на основе таких характеристик как самосознание, автономия и рациональность, отношения с другими людьми. Из подобных определений проистекает отрицание человеческого достоинства эмбриона. Ошибочность подобного подхода заключается в смешении онтологического статуса с функциональным. Такая подмена с неизбежностью приводит к отказу признать, в том числе, личностное бытие человека, находящегося в бессознательном или коматозном состоянии, к примеру, после травмы головного мозга, приведшей к нарушению функций сознания.
2.3 Человеческое достоинство эмбриона
Эмбрион является человеком. В связи с этим ему принадлежит ряд прав, которые необходимо отстаивать.
а. Право на человеческую идентичность. Эмбрион имеет право называться человеком. Институты общества должны обеспечивать и защищать это право.
б. Право на жизнь. Никто не должен отнимать у эмбриона основополагающее право на свою собственную уникальную и неповторимую жизнь. Недопустимы научные эксперименты с эмбрионами и их замораживание. Тот факт, что для тысяч эмбрионов возможность развития и жизни заменяется экспериментами и смертью, подрывает достоинство человека и нарушает право на жизнь.
в. Право на развитие. Каждый человек имеет право развиваться и раскрывать себя как личность от зачатия до естественной смерти.
Православная Церковь подчеркивает, что фундаментальные права эмбриона как человеческой личности должны быть закреплены в законодательстве.
3. Искусственное прерывание беременности
3.1 Отношение к аборту в Священном Предании Церкви
Священное Предание Церкви однозначно приравнивает аборт к убийству, независимо от того, осуществляется ли он хирургическим или химическим способом, на ранней или на поздней стадии.
В памятнике раннехристианской письменности «Дидахе» подчеркивается: «Не умерщвляй ребенка в зародыше»(2.2.). Та же мысль акцентирована в другом раннехристианском источнике – «Послании Варнавы»: «Не умерщвляй младенца (в утробе), и по рождении не убивай его»(19.5.). Там же говорится о людях, которые находятся на пути тьмы, будучи «убийцами детей, во чреве погубляющими создание Божие»(20.2.) Тертуллиан подчеркивает: «Так как нам раз навсегда запрещено человекоубийство, то не дозволяется истреблять даже зародыш, когда кровь еще образуется в человеке. Воспрепятствовать рождению человека значит преждевременно умертвить его, и нет различия между тем, исторгает ли кто из тела душу уже рожденную, или уничтожает ее рождающуюся»(Апологетик, IX, 8.).
Святитель Иоанн Златоуст рассматривает аборт как преступление, которое хуже убийства: «…где прежде рождения совершается убийство, так что ты не только предоставляешь блуднице оставаться блудницей, но и делаешь ее убийцею? Видишь ли, как от пьянства происходит блуд, от блуда прелюбодеяние, от прелюбодеяния убийство, или правильнее сказать, нечто хуже убийства, я даже не знаю, как и назвать это, так как здесь не умерщвляется рожденное, но самому рождению полагается препятствие»(Беседы на Послание к Римлянам, 24.4.).
Блаженный Иероним Стридонский говорит: «Некоторые, когда узнают, что зачали вне супружества, принимают яд для аборта, и часто сами умирают вместе со своим ребенком, и идут в ад, повинные в трех преступлениях: убийстве самих себя, прелюбодеянии вопреки Христу, и убийстве своего нерожденного ребенка»(Письмо XXIII.13.).
Во втором правиле св. Василия Великого подчеркивается: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различения плода образовавшегося или еще необразованного у нас нет. Ибо здесь полагается взыскание не только за имевшее родиться, но и за то, что навредила самой себе, поскольку жены от таковых покушений весьма часто умирают. К этому присоединяется и погубление плода, как другое убийство, от дерзающих на это умышленно. Впрочем, подобает не до кончины простирать покаяние их, но принимать их в общение, по исполнении десяти лет; врачевание же измерять не временем, но образом покаяния».
21-е правило Анкирского собора подчеркивает: «Женам, от прелюбодеяния зачавшим и истребившим плод и занимающимся составлением детогубительных отрав, прежним определением было возбранено причащение Святых Тайн до кончины, - и по сему и поступают. Изыскивая же нечто более снисходительное, мы определили таковым проходить десятилетнее время покаяния, по установленным степеням». 91-е правило Трулльского Собора определяет: «Жен, дающих врачевства, производящих недоношения плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умерщвляя, подвергаем епитимии человекоубийцы».
3.2 Аборт как социальная и этическая проблема современного общества
Аборт – это всегда произвольное лишение жизни человеческого существа, то есть убийство, а потому невозможно говорить о «праве на аборт», то есть «праве на убийство». Аборт не может быть признан средством «планирования семьи».
Согласно одному из медицинских подходов к проблеме аборта, критерием при принятии решения о совершении такового является «жизнеспособность» плода, то есть та степень его внутриутробного развития, когда он уже в состоянии выжить вне организма матери с учетом возможностей медицинской реабилитации. Такой подход является неприемлемым. Беременность – это естественный длительный процесс, в течение которого осуществляется формирование нового человека как в период так называемой «жизнеспособности», так и до ее наступления.
Существует множество факторов, которые могут оказать влияние на решение женщины в отношении совершения аборта. В большинстве случаев такое решение является болезненным, а аборт является серьезной моральной и физической травмой для женщины. Однако тяжесть решения и травмирующий характер аборта, не снимают ответственности за совершенный грех. Женщина, совершившая аборт, нуждается в исцелении той душевной раны, которую она нанесла себе. Такое исцеление достигается через покаяние: «Православная церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах»(Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви. XII. 2.).
Особого пастырского попечения и снисхождения требует вопрос спасения жизни матери в разных сложных обстоятельствах, например, таких как внематочная беременность, которая имеет своим следствием неизбежную гибель плода. «В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявить снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь»(Там же.).
В то же время следует подчеркнуть, что беременная женщина, добровольно изъявившая желание отказаться от аборта ценой собственной жизни (например, в случае диагностирования заболевания раком, или опухоли головного мозга), в своем страдании ради спасения ребенка уподобляется христианским мученикам и страстотерпцам, являя пример святости.
Одной из причин, подталкивающих женщин к принятию решения об совершении аборта, является крайняя материальная нужда и беспомощность. Профилактика абортов требует от государства, Церкви и общества выработки действенных мер по защите материнства, а также создания условий для усыновления детей, которых мать почему-либо не может самостоятельно воспитывать.
Важно поддержать женщину в период ее беременности и помочь ей осуществить свое христианское призвание матери. Ей необходимо помочь понять, что существует несомненное благо в рождении ее ребенка, и счастье, которое этот ребенок может принести ей и ее семье, перевешивает такие земные блага, как комфорт и благополучие, которые женщина боится потерять вследствие беременности и рождения ребенка.
3.3 Ответственность супругов за совершение аборта
В период беременности женщине особенно необходима всесторонняя поддержка супруга. Намерение женщины совершить аборт порой обусловлена неспособностью или нежеланием отца обеспечить её необходимой поддержкой и вниманием при воспитании детей. В «Основах социальной концепции» подчеркивается, что «ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака»(XII. 2.). Принуждение мужем жены к аборту также может служить основанием для расторжения брака(О канонических аспектах церковного брака. V.).
3.4 Ответственность врача за совершение аборта
Православная Церковь с глубоким уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Врачи, медсестры и весь медицинский персонал призваны к пониманию своего служения как «христианского долга милосердия»(Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XI. 1.). Миссия исцеления, совершенная Господом Иисусом Христом, однако, включала не только заботу о физическом здоровье, но прежде всего духовное исцеление.
С христианской точки зрения забота о больных является актом любви к Богу и ближнему. Это понимание подчеркивает необходимость всегда в заботе о здоровье обращать внимание на личность человека, а не только на его болезнь.
Церковь призывает государство гарантировать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям христианкой совести. Церковь подчеркивает, что «грех ложится и на душу врача, производящего аборт»(Там же. XII.2.): «Врач должен проявлять максимальную ответственность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину к прерыванию беременности»(XII. 2.).
В законодательстве многих стран определяется, что женщина может совершить аборт при условии «добровольного информированного согласия». Добровольное информированное согласие должно предполагать возможность ознакомления женщины со всеми моральными, психическими, медицинскими и прочими последствиями принятия ею решения, которое навсегда самым трагическим образом изменит ее жизнь и лишит ее ребенка. При этом подобное консультирование женщины, заявившей о намерении сделать аборт, не должно иметь целью получение от нее окончательного согласия на аборт, но, наоборот, быть направлено на оказание ей помощи в исполнении ее материнской миссии и спасении жизни ее ребенка.
3.5 Абортивная контрацепция
«Недопустимым с православной точки зрения является использование абортивных контрацептивов, действие которых приводит к гибели эмбриона на ранних стадиях его развития, поскольку такие действия ничем принципиально не отличаются от аборта»(Там же. XII. 3.).
Использование гормональных контрацептивов с целью лечения женских болезней при сочетании с половой близостью может привести к аборту на самой ранней стадии развития эмбриона. Поэтому использование таких лекарственных средств может быть оправданным с нравственной точки зрения только в случае воздержания от супружеских отношений на протяжении всего периода лечения заболевания.
4. Пренатальная диагностика
Использование современных технологий привело к развитию пренатальной диагностики.
В случаях, когда пренатальная диагностика имеет целью лечение плода, она является морально допустимой и не отличается по своей сущности от любой другой медицинской процедуры, направленной на спасение человеческой жизни и исцеление. Пренатальная диагностика допустима, когда процедура не угрожает жизни или физической целостности нерожденного ребенка или матери и не подвергает их непропорциональному риску; когда диагностика может обеспечить информацией, чтобы помочь подготовить мать к заботе о будущем ребенке(Там же. XII. 4.).
К сожалению, подобные случаи в медицинской практике являются редкими. Отрицательный результат, полученный в ходе пренатальной диагностики, в подавляющем большинстве случаев приводит к совершению женщиной аборта «по медицинским показаниям». Эта ситуация усугубляется тем, что с точки зрения современного законодательства либо ответственность врача за жизнь матери выше, чем за жизнь нерожденного ребенка, либо врач не несет какой-либо ответственности за жизнь последнего. В результате женщина, особенно в период первой беременности, испытывает тяжелейшее психологическое давление, связанное с переживанием опасности появления у нее на свет ребенка с теми или иными отклонениями, усиленным давлением врача.
Церковь защищает жизнь плода с момента зачатия. Поскольку в настоящее время возможность лечить генетические болезни на пренатальной стадии существует только гипотетически, нет действительных причин использовать такую диагностику. Совершенствование генных технологий в ближайшие годы может сделать возможной коррекцию генетических характеристик эмбриона на самых ранних стадиях его развития и способствовать устранению генетических заболеваний. Подобное вмешательство будет недопустимо, если наряду с возможностью исцеления от генетического заболевания, оно будет нести риски, сопряженные с гибелью эмбриона.
Церковь также считает недопустимым использование методов тестирования с целью выбора будущего потомства с заданными характеристиками, поскольку таковой метод предполагает уничтожение в зародыше детей, не прошедших этот «отбор».
Вношу предложение детализировать и уточнить п. 3.4 «Ответственность врача за совершение аборта».
Имеются случаи, когда врачи предлагают искусственное прерывание беременности, руководствуясь некими собственными домыслами и фантазиями. Но существуют в современной медицине и так называемые «медицинские показания к искусственному прерыванию беременности», выполнять которые практикующий врач обязан и несет за это персональную ответственность вплоть до уголовной. Перечень этих показаний изложен в Приложении к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 736 от 3 декабря 2007 г. Документ содержит медицинские термины и ссылки на иные нормативные документы, поэтому может быть не всем понятен в полном объеме. Но ознакомившись с ним можно выделить несколько моментов.
Абсолютным показанием к искусственному прерыванию беременности относятся случаи наличия у беременной женщины заболевания в тяжелой форме, при котором беременность и роды опасны для жизни и матери и плода. Медицина применяет старинное правило «не навреди». И врачебная логика в данном случае проста: убить еще не родившегося ребенка лучше, чем дать погибнуть и матери, и плоду, за что потом врачу отвечать в суде. Думается, что эта проблема должна быть осмыслена Межсоборным присутствием и позиция Церкви должна быть внесена в п. 3.4 документа.
Второе что требует вышеуказанный Перечень – это тяжелое заболевание матери, требующее постоянного приема лекарственных средств, доказано приводящих к развитию уродств у плода. В инструкции по приему каждого из лекарств существует подобное указание – оказывает влияние или нет. Логика также проста: уменьшая страдания матери, врач, осознанно, уродует еще не родившегося ребенка. А это противоречит основополагающим принципам медицины - опять то же «не навреди». Данная проблема также требует своего обсуждения и закрепления в документе.
Следующая группа показаний еще более спорна - психические расстройства, в том числе с риском суицида у матери (родителей). Считается, что психические заболевания, причины развития которых малоизучены современной медициной, передаются по наследству. Но, даже, если у психически больной матери и родится здоровый ребенок, то в процессе воспитания он также получит психическое заболевание. Однако взгляд на психическую патологию у медиков и Церкви различные. Для врача любое психическое отклонение – это патология, Церковь же признает еще и возможность беснования. И, если психическая патология передается наследственным путем и является неизлечимой, то беснование отнюдь нет.
Ну и самое спорное требование Приложения формулируется так «состояние физиологической незрелости беременной женщины до достижения возраста 15 лет». Получается, что все беременные девочки-подростки в возрасте до 15 лет, даже с физиологически протекающей беременностью, должны направляться гинекологами на аборт. Хотя, согласно данным Национального руководства по акушерству, под редакцией академика РАН Э.К. Айламазяна, в России распространённость беременности у юных доходит до 102 на 1000. «Вынужденное подростковое материнство», характерное в течение длительного времени для различных стран мира (до 15 млн ежегодно), стало типичным и для России: сегодня 14–15% всех родов происходят у матерей 15–19 лет. Примерно 30% подростковых беременностей заканчиваются абортами, 56% — родами и 14% — выкидышами. Ежегодно в возрасте 15 лет рожают около 1,5 тыс. матерей, 9 тыс. — в 16 лет и свыше 30 тыс. — до достижения 17 лет». Из этого следует, что требование Приказа в более, чем половине случаев не исполняются практикующими врачами. Женщина должна не только быть в состоянии зачать, выносить и родить ребенка, но еще и воспитать его, что в отношении «беременности юных», не выполнимо в принципе: не может девочка-подросток самостоятельно содержать себя и своего ребенка. На отца в данном случае надежда также небольшая – растление несовершеннолетней заканчивается как правило реальным сроком заключения. Кто в данном случае может или обязан взять на себя ответственность за воспитание ребенка? Без ответа на этот вопрос, равно как и на вышеприведенные, документ «Ответственность врача за совершение аборта» будет неполным и подвергнется критике со стороны медицинского сообщества.
Хотелось бы чтобы человека во внутриутробном периоде жизни не называли "эмбрионом, бластоцистой и т.п." Это термины придуманные для описания возрастных периодов, а не для описания природы существа. Нам самим надо в упомянутом отношении не вводить людей в заблуждение. Должно быть трезво: человек это существо, человеческой природы. Если это документ для ученых, то ученым надо 1 раз пояснить в начале этот момент и больше не повторяться, а если документ для простого обывателя то писать на понятном для людей языке. Никакой термин не отменяет природу. Термин это выдумка, слово, от которого природа не меняется. Убийство ребенка всегда остается убийством независимо от возраста, физического или умственного развития, а по факту человеческой природы, которая неизменна с момента зачатия.
Про репродуктивные технологии типа ЭКО в документе замалчивается почему-то. Как я понимаю, что в ЭКО хотя и научились лучше подсаживать всего одного ребеночка, но ведь до этого осуществляют в пробирке десяток зачатий, и выбирают наиболее сильный и подсаживают. Хотя бывает, что и случайно подсаживают 2-3 ребеночка не смотря на все обещания, что подсадят одного и на 7-10 неделе редукцию делать не будут. Ну и что что не будут? А ведь в пробирке уже наделали делов. Если не прав то поправьте. Пожалуйста.
Про абортивную контрацепцию: даже если в инструкции прописано, что средство предотвращает не имплантацию, которая происходит на 7-10 день, а овуляцию, то это не дает гарантий того, что овуляция не произойдёт. Даже ВОЗ говорит о том, что процент так называемых «неудач» у применяющих КОК от 0,3% (при соблюдении всех условий, что крайне редко осуществляется, и любой скачок в организме женщины может значительно повлиять в сторону беременности) до 9% при типичном применении (а это чаще всего). https://www.who.int/reproductivehealth/publications/family_planning/MEC-5/ru/ (см. стр. 24)
Гормональные контрацептивы действуют по четырем направлениям:
I. Гормональные контрацептивы мешают процессу созревания и выхода яйцеклетки, НО часто овуляция (выход яйцеклетки) происходит.
II. Гормональные контрацептивы повышают вязкость слизи в шейке матке, делая ее труднопроходимой для сперматозоидов, НО часто они все же проникают и сквозь поврежденную слизь. Поэтому зачатие все же происходит, и тогда начинают срабатывать оставшиеся два механизма гормональных контрацептивов.
III. Нарушается подвижность маточных труб. Зачатый ребенок не может вовремя попасть в матку и погибает.
IV. В том случае, если зачатый ребенок все же попадет в матку, гормональными контрацептивами повреждается слизистая матки, атрофируются железы, уменьшается количество гликогена, нужного для питания ребенка, и он гибнет от голода.
Следовательно, зачатие при использовании гормональные контрацептивы все же происходит, поэтому они относятся к абортивным контрацептивам. Порой бывают случаи что зачатый ребенок преодолевает все препятствия например спирали, и имплантируется, и врачи к сожалению не редко запугивают женщин и отправляют на аборт, хотя можно аккуратно убрать спираль. Вот в моем городе проводили опрос и встретили пострадавшую https://vk.com/wall-112528771_8362 с четвертой встречи уговорили записать на видео, и то она согласилась рассказать потому как её сподвигла мысль что это кому-то может помочь, и такие случаи не редкость.
по медицинским показаниям, думается так: проведения аборта допустимо исключительно в случаях невозможности спасения матери (заметим, что на общем фоне такие ситуации - это крайне редкие случаи). А в случаях когда мероприятия по спасению жизней женщины и/или ребенка приводят к смерти зачатого ребенка, то каждый такой смертельный случай необходимо расследовать как гибель пациента, наказание за которую не предусматривается в случаях если будет доказано, что действия по спасению жизни матери, не имели целью убийство ребенка, с учетом степени возможности спасения ребенка. Нужно составлять так же и федеральные правила безопасного лечения и спасения человека, в которых каждый пункт составлялся на основе анализа ситуаций (можно даже сказать на крови). (Что-то такое должно быть, а не должно быть такого, что при первой же возможности женщину отправляют на аборт, не должно быть такого, что беда и проблема другого человека это как еще одна лишняя ненужная проблема для врача). Нужно менять логику мышления на всех уровнях государственного управления, и заботиться о здоровье и спасении каждого человека.
Здесь нужна мудрость. И любовь нужна тоже, бережное отношение к пациенту, и к ребёнку как к пациенту, а не ещё одной лишней проблеме. Нужно делать всё возможное для спасения всех детей, и обеспечения необходимого лечения рожденных детей.
Когда кто-то действительно нуждается в помощи или защите, тогда необходимо думать, как помочь человеку, а не как поскорее от него избавиться как от лишней проблемы, и такая логика должна быть на всех уровнях государственного управления и системной работы. А если государство будет заботиться о правах убийцы, и презирать права жертвы, то и к нам так будет относиться правительство как к быдлу какому-то.
По поводу юридического термина "личность" как я понял читая комментарии к уголовному кодексу, факт установления появления новой личности основывается на видимых признаках появления нового человека: руки, ноги, голова, и т.д. Рожденный ребенок будет много лет расти и развиваться, но он личность не смотря на то что некие характеристики ещё не достигли своего полного раскрытия. Факт же установления личности современное оборудование позволяет установить и до рождения, и более того, даже по изменения в крови, появлением определенного гормона, врачи могут установить появление новой личности, которая при нормальных условиях будет жить и расти.
И отдельно хочется просить объяснить всему народу, что пока аборт узаконен, то ответственность лежит на всех поэтому при каждом случае все должны сплотиться и сделать посильное в защиту детей, будь то это прямая линия с президентом, или какое-то городское мероприятие и т.п. Т.е. народ как-то живет не допонимает, и нередко всячески оправдывает детоубийство....
Про гормональную контрацепцию, спирали (наверное не для документа): нужно срочно проводить внутрицерковную профилактику с раздачей листовок всем прихожанам не зависимо от возраста со словами "это не вам, это родным, близким, колегам, друзьям, почитайте и отдайте кому-то хоть в маршрутке - это может многим людям помочь". Так как я реально знаю у себя на приходе что у женщины стояла спираль и при этом она каждую неделю исповедовалась и причащалась Святых Тайн и таких случаев множество, так как только по статистике Росстат в РФ 4,5 млн женщин применяют гормональную контрацепцию, и 3,5 млн применяют спирали.
Что касается "Церковь призывает государство гарантировать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям христианкой совести" то это вроде и хорошо, но не совсем корректно, хотя в контексте выше перечисленной цитаты вполне может быть, но всё-таки не вряд ли от имени Церкви, скорее это требует какой-то приписки что в условиях непримиримого противостояния государственной власти по вопросу защиты жизни ребенка с момента зачатия.... и т.д.
Сказано о не отлучении от Евхаристического общения женщины, а не сказано об отлучении всех политиков которые по каким-либо причинам оправдывают детоубийство. Всё-таки если бы имели любовь, то побоялись за участь в жизни вечной тех же политиков, или множества прихожан, которые оправдывают детоубийство по причинам не связанным со спасением жизни женщины.
Ссылка на документ:
https://www.who.int/reproductivehealth/publications/violence/rhr1310/ru/
Большинство женщин убивших дитя после изнасилования, сожалеют о том, что натворили, а те из них кто родили не жалеют. Мало того что изнасилование - это стресс, так сверху еще дополняется стресс от убийства дитя. Т.е. аборт вызовет дополнительный стресс и прибавит к одной душевной травме другую. Кроме того, речь идёт о невинном ребёнке, которого нельзя казнить за преступление отца, так как это не справедливо. Сумма двух зол никогда не будет добром. Нельзя оправдывать одну жестокость другой. Мы бы не хотели бы ведь, чтобы нас убивали за преступления других. в США проводилось крупнейшее исследование, в ходе которого 89% женщин которые прервали беременность, возникшую в результате сексуального насилия, заявили, что сожалеют о своем решении. Многие из них сообщили, что аборт стал более травматическим опытом, чем сексуальное насилие. Более 90% женщин заявили, что попытались бы отговорить от прерывания беременности других женщин, оказавшихся в аналогичной ситуации. Напротив, все женщины, решившие сохранить ребенка, зачатого в результате сексуального насилия, впоследствии признали, что приняли правильное решение. Ни одна из них не сожалела о том, что не сделала аборт.
Reardon, Makimaa and Sobie, Victims and Victors, op. cit. (ch. 8, no. , 20-21, цит. по Т. Бёрк, "Запрещенные слезы"
Кстати отцы которые бросают своих детей потому как им просто не хочется заниматься воспитанием, тоже отчасти подобны насильникам (наделали делов и поджав хвост трусливо сбежали), так как и там безответственность а где-то и безумие, и здесь.
Не можете воспитать его — отдайте. Его возьмут, воспитают. Это настоящий человек! Детей когда берут в дет доме, то в детях не видят насильников,алкоголиков, или каких-то асоциальных родителей, потому как дети ни в чем не виноваты.
Вопрос - аборт в случае изнасилования? Встречный вопрос - если женщина в этом случае сделает аборт, то сам факт изнасилования исчезнет? Чем убийство невинного дитя лучше изнасилования? Логично будет в этом случае наказать насильника ведь, а не ребенка. Ребенок настолько же процентов и самой женщины ведь. И да, лучше родить и отказаться в роддоме. Это шанс малыша на нормальную семью. И не факт, что к моменту родов женщина не захочет оставить малыша.