ПРИХОДЫ
ЦЕРКОВЬ - ЭТО ЖИЗНЬ
Новости
и статьи
Фото
Видео
Меню

Храм для села: история в бревнах

23.01.2023

4543432423242.jpg

Храмы в российской глубинке порой поражают монументальностью строения, затейливостью архитектуры, редкими элементами отделки – так или иначе, всегда есть что-то, привлекающее внимание. Деревянная церковь, о которой сегодня пойдет речь, на первый взгляд, не отличается чем-то особым, однако если присмотреться к истории, можно узнать, что начинал строить ее еще троюродный брат императрицы Елизаветы Петровны, что храму довелось пройти через пожар и разорение, а одним из его священников был новомученик. В наше же время практически чудом эта церковь восстанавливается. 

Вначале – дом Божий

Село Чиганак Аркадакского района было основано, предположительно, в 1765 году. Само название говорит о добром отношении первых поселенцев к выбранному месту и переводится с тюркского как «чистая вода среди клёнов». И действительно, село стоит на красивом берегу Хопра, и сегодня поражающего своей природой.

Первыми жителями Чиганака были крестьяне-переселенцы из разных уездов, из принадлежавших обер-шенку Александру Александровичу Нарышкину деревень. В 1780-х годах в поселении возвели православную часовню, в 1789 году Нарышкин получил разрешение на строительство церкви. К этому времени в Чиганаке и близлежащих деревнях проживало уже более четырехсот человек, и назрела необходимость строительства храма. К слову, сегодня численность населения села лишь немного превосходит эту цифру. Александр Александрович Нарышкин не смог увидеть достроенный храм – в 1795 году троюродный брат императрицы Елизаветы Петровны, кавалер ордена Андрея Первозванного отошел ко Господу.

Постройка первого деревянного храма была завершена в 1797 году. Освятить его планировалось во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, но из-за пожара, уничтожившего храмовое здание, этому событию не суждено было осуществиться.

Лишь спустя 66 лет, в 1863 году, был возведен второй по счету храм, посвящённый тем же святым, что и первый. История не оставила имён его попечителей. Несомненно лишь то, что участие в постройке обоих храмов принимали местные мастера, потомки которых, быть может, и сегодня живут в Чиганаке.

Храм был построен из сосновых брёвен, снаружи здание обшили тёсом. Для сохранения тепла стены изнутри отделали войлоком и заштукатурили. По площади новое здание осталось небольшим, квадратным по форме. Через семьдесят лет к храму сделали пристройку, отчего он получил форму креста. Площадь нового храма достигла 450 квадратных метров, на девятнадцать метров возвысились купола. Помещение украсил трехъярусный иконостас. Позднее на стенах появились росписи. На больших арочных окнах были установлены кованые решетки, некоторые из которых сохранились до наших дней.

Сейчас, когда ведутся работы по реконструкции храма, хорошо видны границы старого здания и «новой» пристройки. Бревна центральной части храма, построенной в 1863 году, намного темнее.

История в именах

Архивные документы сохранили имена священников, служивших в Космодемьяновской церкви. В 1895 году приход возглавлял священник Николай Усов. С 1908 года того сменил сын, священник Михаил Усов.

Судьба его пока не известна, но мы можем обратить внимание на современника отца Михаила, регента Акима Леонтьевича Антипова. Скупые данные повествуют нам о дате его рождения – 1874 год. Родился Аким Леонтьевич здесь же, в Чиганаке. Видимо, после закрытия сельского храма, не желая оставаться без церковного богослужения, Аким Леонтьевич стал исполнять должность регента в кладбищенской церкви во имя святой мученицы Надежды с. Турки. 28 апреля 1934 года регент был арестован. Нам не известна причина ареста, но не приходится сомневаться в том, что именно его церковное служение побудило власти к таким действиям. Однако уже 20 мая дело в отношении А.Л. Антипова прекращается. 

Таким образом, чиганакский регент частично разделил участь многих церковно- и священнослужителей того времени, в том числе последнего настоятеля сельского храма – священника Дионисия Щеголева.

Настоятель мученик

История отца Дионисия – отдельная веха в разговоре про Космодемьяновский храм. Дионисий Ефимович Щеголев родился в 1871 году в селе Рассказань Балашовского уезда. Происходил будущий священномученик из семьи крестьян, образование получил в церковно-приходской школе. Именно его крестьянское происхождение стало причиной отсутствия более полных сведений о первой половине его жизни. Точно неизвестно, кто и когда совершил рукоположение Дионисия Щеголева в священный сан. За предполагаемый период хиротонии в Саратове сменилось пять архиереев. Учитывая сложную церковно-государственную ситуацию, можно предположить, что документы, удостоверяющие эту и многие другие хиротонии, были безвозвратно утеряны. Одно не вызывает сомнений: после того, как началось повсеместное закрытие храмов, аресты и казни священнослужителей, простой верующий крестьянин Дионисий Ефимович решил совершенно без всякого остатка посвятить жизнь служению Богу и людям.

06020-1-192x300.jpgСвященнический путь отец Дионисий начал в конце 20-х годов в чиганакском храме. Уже первые годы священства определили дальнейшую участь настоятеля сельской церкви. В 1931 году он был «раскулачен» и выслан на спецпоселение в Казахстан. По сведениям УФСБ по Саратовской области, священник Дионисий Щеголев в 1930 году за недоплату налогов приговорён к пяти годам лишения свободы с выселением за пределы Нижне-Волжского края. Наказание о. Дионисий отбывал в спецпереселенческом Трудпоселке №21 Карагандинской области.

11 ноября 1932 года там же он был арестован. Как говорилось в следственном деле, проживая в Трудпоселке №21, о. Дионисий «…проводил службы, религиозные обряды, при этом высказывал свою непримиримость к советской власти, обращался к прихожанам: "Ваше дело просить Бога и влиять религиозными убеждениями на все крестьянство, а наше дело, если вернется старая власть, расправиться с коммунистами"». В предъявленном обвинении виновным себя не признал, но не отрицал факта совершении богослужений. «Как священник, – говорил он на допросе, – я проводил богослужения в поселке Майкудук и однажды говорил проповедь, где было до двадцати человек, собравшихся спецпереселенцев. Проповедь была собственного сочинения на основании Священного Писания». 13 января 1933 года «тройкой» священник Дионисий был осужден по ст. 58-10-11 УК РСФСР к ссылке в Сибирь.

24 мая 1989 года областной прокуратурой и Управлением КГБ по Карагандинской области отец Дионисий по этому делу был реабилитирован.

Период его пребывания в Сибири неизвестен, но в 1937 году он уже священствовал в своем прежнем приходе в селе Чиганак, где 26 октября 1937 года он был арестован Аркадакским районным отделом НКВД.

За время своего служения священник не скопил никаких тленных богатств. Сотрудники НКВД, пришедшие производить в его доме обыск, констатировали в «Описи вещей, ценностей и документов»: «При обыске ничего не обнаружилось». Отцу Дионисию было предъявлено обвинение в «систематическом проведении среди населения антисоветской агитации, направленной на разложение трудовой дисциплины в колхозе, на развал колхоза», «дискредитировании политики ВКП/б/ и Советского правительства» и в том, что он «клеветал на существующую колхозную систему, распуская провокационные слухи о голоде в колхозе». Ни по одному из пунктов обвинения священномученик Дионисий не признал себя виновным. «Дело» было завершено в кратчайшие сроки: 14 ноября 1937 года он был осужден по ст. 58-10 УК РСФСР и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение уже 23 ноября в г. Балашове. Место погребения мученика осталось неизвестно.

7 августа 1989 года отец Дионисий по этому делу был реабилитирован.

Чудо по молитвам святого

Священномученик Дионисий стал первым угодником Божиим, прославленным в Соборе Саратовских святых. Храм, в котором совершал своё служение святой Дионисий, долгие годы находился в запустении.

После казни последнего настоятеля, которым и был отец Дионисий, богослужения в храме не возобновились. Удивительно, что деревянный храм, несмотря на десятилетия невостребованности, все же сохранился. В 2019 году по благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия была начата большая работа по восстановлению храма. Бревенчатое здание полностью разобрали, залили фундамент, на котором заново начали возводить храм. Уже сегодня он обретает исторический облик.

Для каждого важного события Бог определяет своё время. В наши дни пришло время для восстановления старинного храма, и иначе как чудом это никак нельзя назвать.

Нельзя не сказать о сельском кладбище. В любом селе это священное для христиан место отличается своими чертами. В отсутствие церковного богослужения именно кладбище становилось для верующих одним из мест, где они могли совершать молитву. Наверное, именно из-за этого и по сей день в праздник Пасхи тянутся вереницы «паломников» на могилы родных. Заходя на чиганакское кладбище, сразу отмечаешь некоторые особенности. На портретах изображены женщины в платках, строгих костюмах, и, на первый взгляд, их легко принять за монахинь. Кресты на могилах поражают своей стариной. Здесь находили последнее пристанище многие прихожане и церковнослужители Космодемьяновского храма.

Но не только восстановления храма стоит во главе угла любой церковной миссии. Уже не первый год в селе совершаются регулярные богослужения. Верующие с христианским терпением ожидают окончания реставрационных работ в храме, чтобы зайти под церковные своды, под которыми возносили молитвы исповедники Христовой веры, молящиеся сегодня с нами и о нас.

Иеромонах Серафим (Козин)

Цитируется по публикации
Балашовской епархии

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика