При поддержке Управления делами Московской Патриархии

«Саврасовский» храм в селе с «царской» историей

25.03.2013 «Саврасовский» храм в селе с «царской» историей

Не один храм в советское время был спасен от уничтожения благодаря тому, что там размещали свои коллекции музеи; учреждениям культуры, занимавшим церковные здания, порой удавалось их отреставрировать и вернуть им исторический вид. Со времени возрождения духовной жизни много храмов, которые в годы государственного атеизма использовали для хозяйственных нужд, были восстановлены и возвращены верующим. Немало примеров конструктивного взаимодействия православных общин с музейными коллективами, в том числе с сотрудниками музеев, размещающихся в зданиях храмов. Но все-таки тяжело и больно верующему человеку сознавать, что в церкви, построенной для молитвы, уже многие годы не совершается Божественная служба. Среди таких храмов - Воскресенская церковь под Костромой, запечатленная почти 150 лет назад на знаменитой картине А.К. Саврасова.

Нынешней морозной весною особенно греет душу название картины Саврасова «Грачи прилетели». На ней можно увидеть поля и холмы, с которых уже сходит понемногу снег: переднем плане – корявые, еще без листьев березы, на которых расселись вернувшиеся с наступлением весны из теплых краев птицы. А что изображено дальше, за деревьями? Присмотритесь – там стоит старинная белая с серебристыми куполами и шатровой колокольней церковь. Что это за храм? Написан ли он с натуры или сюда его перенесла память либо фантазия художника?

В левом нижнем углу картины есть надпись «1871, Молвитино. А. Саврасов». Как известно из жизнеописания художника, в начале 70-х годов XIX века у него начался новый период творчества: из Москвы, являвшейся до того главным источником его вдохновения и сюжетов картин, он отправляется в путешествия в Сергиев Посад, на Ярославскую, Нижегородскую, Костромскую землю. В начале 1871 года Алексей Кондратьевич, переживавший тяжелое семейное горе – смерть дочери-младенца – отправляется в творческое путешествие, в ходе которого побывал в Костроме. Что привело его в Молвитино, точно не известно, – возможно, просто случайный разговор или стремление осмотреть села со старинными храмами.

Это живописное село на возвышенности, омываемой реками Шачей и Волжницей, известно по письменным источникам еще с XVI века – тогда оно было вотчиной двоюродного прадеда первого русского царя из рода Романовых и центром местной железно-рудной промышленности: добываемую неподалеку руду переплавляли в горнах и ковали оружие. Впоследствии, когда местные плавильни и кузни не смогли конкурировать с уральскими предприятиями, основной «специализацией» местных жителей стало суконно-валяльное дело: в Молвитине и окрестных деревнях делали валенки, шляпы. В ту пору село, находившееся на пересечении дорог, стало еще и местным центром торговли. В словаре Брокгауза и Ефрона говорится об этом: «Лучшая ярмарка — в селе Молвитине, которое считается центром торговли лошадьми. На ярмарки привозят полотна, холст, кожи, сукна крестьянские, варежки, рукавицы, чулки, чугунные котлы, масло, сало, овчины, красный товар, косы, серпы и разные сельские произведения».

Но не этим стало известно Молвитино далеко за пределами Костромской земли: с ним и окружными селениями связаны имена сразу двух людей, которые с разницей в два с половиной века спасли российских самодержцев.

Старостой деревни Домнино, расположенной всего в семи верстах от Молвитино, был Иван Осипович Сусанин, который пожертвовал жизнью, но не рассказал польскому отряду о том, где находится Михаил Федорович Романов, который вместе с матерью, чьей вотчиной и была деревня, уехал в эти места из Москвы, которая была разорена Смутой. Вскоре после этого посольство Земского Собора отправится в Кострому, чтобы объявить жившему в Ипатьевском монастыре Михаилу Федоровичу об избрании его на царский престол.

Точно не известны обстоятельства подвига Ивана Сусанина. Согласно легенде, он завел польский отряд в Исуповские болота неподалеку от села Молвитина, которое принадлежало родственникам матери Михаила Романова – Салтыковым. Эта вотчина также подверглась нападению и разорению в ту смутную пору; как писал в 1614 году в донесении царю костромской воевода Андрей Колычев, «воры, казаки пришли в Костромской уезд в сельцо Загзино да в село Молвитино и их многие места повоевали и крестьян побили и переимали, а учали ставитца в поместья дворян и детей боярских по селам и деревням крестьян мучить и животы емлют и жен и детей позорят и хотят приступить к Костроме и идти к Юрьевцу-Польскому и Кинешме».

Второй раз молва о Молвитино разошлась по русской земле, когда уроженец этого села крестьянин Осип Комисаров, работавший в Петербурге шляпником, отвел в 1866 году руку террориста Дмитрия Каракозова, пытавшегося застрелить из пистолета императора Александра II. За это О.И.Комиссаров был возведен в потомственное дворянство с фамилией Комиссаров-Костромской.

Уже в начале XVI столетия в селе стояло три деревянные церкви; в 1690 году вместо обветшавших храмов была построена Воскресенская церковь – один из первых каменных храмов в этих местах. Он был возведен П.М. Салтыковым в память о сыне, погибшем во время стрелецкого бунта. К церкви была пристроена каменная шатровая колокольня, она дошла до нас в неизменном виде, тогда как сам храм дважды перестраивался – судя по всему, из-за того, что не мог вмещать все увеличивавшееся число прихожан. И ныне можно видеть в этом пятикупольном храме и некоторые следы барочного стиля, и элементы стиля, принятого в середине XIX века, которым датируется последняя перестройка храмового здания.

Сопоставляя элементы архитектуры Воскресенского храма с изображением на картине «Грачи прилетели», можно с уверенностью сказать, что именно этот храм писал с натуры художник. Однако исследователи отмечали, что не существует холма, с которого открывался бы такой вид на молвитинскую церковь. Таким образом, можно предположить, что, как и в некоторых других своих картинах, А.К.Саврасов совмещал вместе различные элементы пейзажа, творчески их компонуя и отчасти переосмысливая, чтобы передать в своей работе не только внешние черты природы и архитектуры, но и чувства, эмоциональное «послание», каким в этом пейзаже было ощущение надежды и обновления жизни.

В послереволюционное время храм пережил конфискацию святынь в рамках кампании по изъятию церковных ценностей, затем со звонницы скинули колокола. А в 1938 году храм в селе Молвитино (впрочем, в этом же году оно было переименовано в поселок Сусанин) был закрыт. Такая же судьба постигла и еще один местный храм – Покровскую церковь.

Впоследствии в стенах Воскресенской церкви размещались зернохранилище, сапожная мастерская, торговые склады.

В 1971 году исполнилось сто лет картине Саврасова «Грачи прилетели». Этот юбилей был отмечен не только памятной табличкой на стене храма, который когда-то был запечатлен художником в его работе, до сих пор считающейся одной из вершин пейзажной живописи. Благодаря юбилею изменилось отношение к закрытой и изуродованной церкви: ее было решено отреставрировать. После реставрации, которая длилась более десяти лет, внешних облик храма Воскресения Христова был восстановлен, только вот внутренняя молитвенная жизнь в нем не возобновилась: в 1988 году в храмовом здании открыли районный музей, в основном посвященный подвигу Ивана Сусанина.

Когда в поселке городского типа Сусанин появилась православная община, ей передали находившееся в ужасном состоянии здание Покровского храма, в котором до этого размещалась пивная. С огромным трудом на протяжении очень долгого времени приход занимался ремонтом и восстановлением храма, но уже в 1990 году в нем начали совершать богослужения.

«Однако ненормальность того, что верующие оказались в неотапливаемом и полуразрушенном храме в то время, как рядом находился отапливаемый и в основном восстановленный храм-музей, в который местное население, как это принято в районных музеях, сходив на открытие, больше практически не заходило, со всей неизбежностью подняло вопрос о возвращении Русской Православной Церкви и Воскресенского храма, рассказывает краевед Н.А. Зонтиков. – По этому поводу в районной и областной печати началась полемика. Противники возвращения храма верующим обосновывали свои возражения тем, что его передача повлечет за собой ликвидацию музея. Сторонники возвращения указывали на то, что пребывание «музея подвига Ивана Сусанина» в бывшем храме, по сути, является актом неуважения к памяти знаменитого народного героя... В конце концов, очень нелегкое в нынешних условиях, но бесспорно разумное и справедливое решение о переводе музейной экспозиции из Воскресенской церкви в один из старых особняков райцентра с последующей передачей храма верующим было принято. Конечно, до осуществления этого решения предстоит очень неблизкий путь. Необходимо отремонтировать переданный под музей особняк, необходимо завершить реставрацию в Воскресенском храме,.. необходимо полностью возродить храм — в нем вновь должны появиться иконостасы, образа, колокола на колокольне. В Воскресенском храме — напомним, древнейшем храме района — должно быть возобновлено богослужение, что окончательно вернет ему значение главной святыни поселка».

Пока же там и поныне размещается музей. А храм, между тем, нуждается в срочном ремонте. В конце прошлого года газета «Сусанинская новь» писала: «В Сусанинском районе объявлен сбор средств на реставрацию церкви Воскресения Христова. Она известна всему миру по картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Сейчас храм, в котором открыт краеведческий музей, находится в плачевном состоянии. Необходимо отремонтировать фасад, кровлю, колокольню, восстановить ограду. Сотрудники музея обращаются ко всем жителям области – помочь сохранить памятник архитектуры XIX века».


Наталия Бубенцова

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓