ПРИХОДЫ
ЦЕРКОВЬ - ЭТО ЖИЗНЬ
Новости
и статьи
Фото
Видео
Меню

Духовничество святого

03.07.2022

7879787564342.jpg

Святитель Макарий (Невский), апостол Алтая, широко известен как неутомимый миссионер и просветитель, мудрый иерарх. 3 июля, в День образования республики Алтай, в столице которой пребывает ныне своими мощами святой Макарий, давайте задумаемся об еще одной важной стороне его деятельности, раскрывающей его как внимательного, всей душой болеющего за своих духовных чад духовника. Своими мыслями об этом поделился митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий.

Весь многотрудный опыт жизни святителя Макария (Невского) опровергает некоторые современные представления о якобы косности государственного и общественного уклада старой России. Апостол Алтая родился 1 (13) октября 1835 года шестым ребенком в семье простого и бедного церковнослужителя из глубинки Владимирской губернии. Его отец даже не имел священного сана. Но благодаря искренней вере в Бога, прилежанию, неленостному подвигу будущий святитель прошел путь от простого учителя-миссионера, выпускника Тобольской семинарии до лингвиста-тюрколога, научные дарования которого отмечали университеты и духовные академии. Сын простого причетника, он в своем иерархическом служении проходит путь от монаха-миссионера, подвизавшегося в далеких алтайских землях, до митрополита Московского и Коломенского (1912–1917).

Вся жизнь святителя Макария связана со служением Алтайской духовной миссии, которая была учреждена в 1830 году и просуществовала до 1919 года, когда она была закрыта большевиками. Алтайская миссия была направлена не только на распространение света Евангельской веры среди алтайского народа – то был проект, направленный на широкое просвещение народов Алтая. При этом Алтайская духовная миссия располагала и школами для тех алтайских детей, чьи родители не желали расставаться со своими традиционными верованиями.

В 1910 году деятельность Алтайской духовной миссии была признана властями образцовой.

435686756453.jpg

Молитва и духовное просвещение являлись основным содержанием всей жизни святителя Макария (Невского). Нам непостижимо, какие силы позволяли этому слабому здоровьем человеку совершать свое служение. Всю жизнь он, познавший тяжесть земного бытия, стремился облегчить тяготы жизни окружающим: местному алтайскому населению, детям, ученикам и преподавателям духовных училищ, Томской духовной семинарии.

При этом сам святитель пребывал в неизменной скромности, если не в нищете. Широко известен тот факт, что революционные разбойники, решившие ограбить святителя Макария, бывшего уже на покое, ожидали найти в его покоях драгоценности, однако не нашли вообще ничего хоть сколько-нибудь ценного.

Он почил о Господе 1 марта 1926 года. В 2000 году был причислен к лику святых, а в 2016 году мощи святителя были перенесены при личном участии Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в современный Горно-Алтайск (Улала), бывший центр Алтайской духовной миссии.

О митрополите Макарии немало написано, изучены многие стороны его деятельности как церковного иерарха, администратора, педагога, даже строителя. Но для нас несомненным является то, что все эти таланты и дарования святителя происходили из его пламенной веры, а его служение было, прежде всего, служением духовника, то есть того, кто видит главной своей задачей спасение души каждого человека – душепопечение.

Спасение души дороже всего», – пишет святитель Макарий в своих духовных письмах. Эту службу духовника нес святитель Макарий, и когда был простым учителем-миссионером, и когда был митрополитом Московским.

Святитель Макарий вел обширную переписку, но особое место в ней занимают письма, адресованные сестре милосердия Матроне. Православному читателю они известны благодаря их изданию в книге «Молись, борись, спасайся!». Письма эти были написаны на протяжении почти десяти лет – с 1908 по 1918 годы. В начале духовной переписки старцу семьдесят четыре, а при написании последнего письма – 83 года. Мы не слышим голос кающейся сестры Матроны, история доносит до нас лишь голос старца-духовника, сокрушающегося о грехах своего чада и радующегося его восстанию. Эти письма возможно рассматривать не просто как духовное чтение, но, безусловно, и как практическое пособие по пастырскому богословию. В них находим те ответы на вопросы, которые и сегодня стоят перед всеми желающими спасения.

Весьма значимым нам кажется то, что опытнейший духовник – святитель Макарий – предлагает своей духовной дочери, как бы мы сейчас сказали, «системный подход» в духовном делании. И в таком смысле эти бесхитростные, на первый взгляд, письма ждут самого серьезного исследования. Мы же попробуем хотя бы наметить и выделить некоторые принципы общения духовника с духовным чадом и советы о том, как надлежит вести невидимую духовную брань.

В письмах святителя Макария ставится вопрос об искусности духовника. Духовник не только должен быть опытным, но должен знать того, кто у него исповедуется. У святителя Макария мы поэтому находим разрешение возможности исповеди на расстоянии, в письме. «Пиши; если затруднишься исповедовать неизвестному духовнику, пиши тому, кому ты все уже исповедала, и проси разрешения. И заочное разрешение имеет силу» (письмо от 9 декабря 1908 г.).

Также в письме от 9 марта 1911 г. святитель разрешает свою духовную дочь от грехов, исповеданных ею также в письме: «Радуюсь, что Господь дал тебе силу исповедать все, доселе никому неисповеданное. Господь да разрешит тебя от всего этого и даст силу тебе начать новую жизнь. Чадо мое возлюбленное! Храни себя отныне от всего, могущего лишить тебя спасающей благодати и привести к вечной погибели. Господь и Бог наш Иисус Христос благодатью и щедротами Своего человеколюбия да простит тебе, чадо Матрона, вся согрешения, исповеданные тобой от юности твоей, и аз, недостойный архиерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». В данном случае старец приводит практически неизменной тайносовершительную молитву, читаемую при таинстве покаяния.

В своих письмах владыка Макарий поднимает вопрос не только о духовной ответственности духовника, но и ответственности исповедующегося перед духовником, поскольку духовник, разрешающий грех, при неисправности кающегося тоже принимает вину перед Богом, особенно если он назначает слишком легкую епитимию.

Ни в одном письме святитель не позволил себе даже единого намека на то, что неисправимость духовной дочери, ее неуспешность в духовном делании утомляет или раздражает его. Как часто в наше время некоторые пастыри не боятся и не стыдятся говорить своим пасомым уже на второй исповеди: «Ты мне надоел со своими грехами: одно и то же повторяешь!» В этих письмах же духовник-митрополит, напротив, каждый раз убеждает не только не отчаиваться, не оставаться наедине со своей неисправностью, но вновь и вновь исповедовать, если грех повторяется. Более того, само желание исповедоваться, даже при полном бессилии отвратиться от греха, старец-митрополит уже рассматривает как некую искру возрождения души и как свидетельство того, что Бог не отринул грешника.

В этом милостивом духовном служении святителя Макария для нас открывается образ Самого Христа, «не до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18;22) прощающего грехи кающемуся. Главным средством, помогающим в борьбе со грехом, святитель Макарий видит частое причащение Святых Христовых Таин: «По возможности чаще очищай свою совесть и приобщайся Св. Таин с разрешения духовника. Господь да соделает тебя достойною к чистому общению с Ним чрез св. богоявленскую воду, и вкушай ее натощак, это весьма спасительно» (25 апреля 1909 г.).

Старец-митрополит одним из действенных способов борьбы со грехом, как и все подвижники благочестия, считает молитву Иисусову. «Мысленно стань пред Господом и беседуй с Ним, произнося краткую молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную» (17 июня 1911 г.). «Вспомни, что ты причастница Тела и Крови Христовой, что Христос в тебе. И приступи к беседе с Ним: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную”. Повторяй это 100, 200 раз...» (12 декабря 1918 г.).

Святитель Макарий видит в искренней исповеди кающегося, даже при продолжающейся неисправности жизни, залог того, что исповедающийся избежит духовной гибели. «Слава Богу, помогшему тебе чистосердечно все исповедать. Не бойся, не сомневайся. Одна твоя исповедь есть уже начало твоего исправления. Теперь вот что делай: всякий раз, как враг начнет искушать тебя, приди и скажи или напиши. Но отнюдь не утаивай. Сколько бы ни согрешила – исповедуй, не стыдись: лучше станет. Пусть твоя душа будет как кристалл, через который все видно» (письмо от 28 апреля 1908 г.).

DSC_0063 (1).jpg

Старец призывает к непрестанной борьбе с унынием и отчаянием: «Но ты не отчаивайся. Борись, молись, плачь, взывай ко Христу, могущему спасти и помиловать тебя. Не говори – уж мне не встать. У Господа много силы, столько же и милости. Продолжай борьбу, не теряй веры. Разбойник был уже на кресте, но за веру был спасен. Когда приходят помыслы отчаяния, то говори: нет, не перестану взывать, я грешная, но – Божия» (письмо от 22 декабря 1918 г.).

Новая рекомендация святителя Макария – иметь при себе карманное издание Евангелия, чтобы в случае духовного нападения врага слово Божие было под рукой. «Я советовал бы тебе, родная моя, каждый день читать Евангелие, а особенно тогда, когда приходит помысл искусительный. У тебя, кажется, есть маленькое карманное Евангелие, посланное мною. Тебе постоянно носить бы его при себе в кармане. И как только придет помысл, сейчас же и берись за чтение этой божественной книги. Этим способом некоторые спасались от запоя вином. Твоя болезнь подобна этой, как ты и сама сознаешь это» (письмо от 11 октября 1912 г.).

Вообще старец Макарий советует обращаться для духовной борьбы к духовной литературе, в частности, к житиям святых: «Купи себе книжки: житие Марии Египетской и преподобной Пелагии. Прочитай их, много там назидательного для тебя» (письмо от 25 апреля 1909 г.)

При этом он советует с осторожностью подходить к чтению Ветхого Завета. В частности, святитель Макарий своей духовной дочери советует следующий порядок чтения духовных книг: «Читать Библию я советовал бы так: сперва прочитать Евангелие от Луки, потом Деяния апостольские, потом послания Петра, Иакова, Иоанна и Иуды, потом послания апостола Павла к коринфянам, к ефесеям. Потом Ветхий Завет, притчи Соломона. Потом книгу Бытия, Исход» (письмо от 1 июля 1909 г.).

Необходимо отметить, что в письмах святителя Макария положительно решается вопрос и о возможности обращения к обычному врачу, чтобы от него принять средство для борьбы со грехом, включая и лекарство, если оказывается, что тот или иной грех может быть следствием нервного расстройства: «Вчера я говорил о болезни твоей с моим домашним доктором, профессором, конечно, не называя имени твоего. Он признаёт это болезнью нервов и написал мне рецепт, при сем прилагаемый. В нем не написано, для кого он назначается, и в аптеке не имеют права узнавать, для кого отпускается лекарство» (11 ноября 1911 г.).

Тем не менее, телесное расстройство не может быть оправданием греха. Поскольку грех – это уже нарушение Божьего плана, чистоты и непорочности человека, о всяком грехе необходимо покаяние. Митрополитом Макарием настоятельно рекомендуется поселиться в обители, не менять часто места проживания и несения трудов, поскольку в монастыре, на постоянном жительстве под духовным руководством, удобнее противостоять греху. В письмах мы всегда видим особое милостивое, отеческое расположение духовника, подлинную отеческую любовь к кающейся. Так, старец-митрополит неизменно обращается к ней со словами «боголюбезная сестра и дочь моя», «родная», «чадо мое возлюбленное». И это совсем не сентиментальность, но подлинная духовная любовь старца и забота.

И, наконец, мы всегда видим непрестанную горячую молитву духовника о кающейся духовной дочери.

Все эти принципы духовничества реально действенны. На протяжении девяти лет той духовной переписки при видимой недостаточно исправной жизни сестры Матроны происходит ее духовное совершенствование. За эти годы она духовно не погибла от наносимых ей врагом греховных ран, от ощущения оставленности, одиночества и уныния. Напротив, если вначале мы видим сестру Матрону неокрепшей, духовно расслабленной, не определившейся в своем жизненном и духовном пути, то по мере духовного наставления святителя Макария сестра Матрона становится совершенно духовно зрелым человеком. Она серьезно и вдумчиво читает Священное Писание. Мы видим, что у нее даже не возникает мыслей о возвращении к мирской жизни, она самостоятельно принимает решения в своей жизни и готова нести за них духовную ответственность. Ее жизнь становится подвигом служения больным людям и раненым солдатам.

Одновременно предельно личная, открытая переписка духовника с духовной дочерью может в иных духовно неопытных читателях породить разочарование или даже некоторый соблазн, поскольку духовная жизнь под руководством духоносного старца иногда представляется как широкая дорога, исполненная чудесных явлений и таинственных знаков. Однако из писем святителя Макария видно, что кающаяся духовная дочь не предстает в письмах полностью духовно совершенной. Поскольку борьба с грехом тяжела, восстания часто заканчиваются падениями.

Но действительно духовно опытным людям эти письма открывают подлинный реализм и даже трагизм пути настоящего духовного совершенства. На этом пути можно приобрести вечную жизнь, а можно погибнуть навеки. И враг на этом пути ведет с желающими спастись не сказочную, но самую настоящую брань. Потому очень важно, чтобы на этом пути был помощником добрый пастырь, который действительно полагает свою душу за своих духовных чад, каким и был святитель Макарий, митрополит Алтайский.

Митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий

В основе материала –
публикация журнала «Алтайская миссия»

Список литературы:

1. Молись, борись, спасайся! Письма митрополита Макария (Невского) духовной дочери. М.: Лодья, 1998. 95 с.

2. Крейдун, Георгий Александрович. Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: структура и деятельность. Изд-во ПСТГУ, М.; 2008. – 199 с. С. 152.

3. Епископ Арсений (Жадановский). Воспоминания. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, М.;1995. С. 211.

4. Электронный ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/text/4601270.html

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика