Выбор Невского

10.02.2021 Выбор Невского

Бывают в жизни и отдельного человека, и целых народов тяжелые моменты, когда приходится выбирать из двух зол меньшее. Выбор этот всегда сложен, особенно если человек решает не только свою судьбу, но и судьбы сотен и тысяч других людей. А порой — и их потомков. Такой тяжкий крест достался святому благоверному князю Александру Невскому. Чем он руководствовался в своих решениях о будущности русских земель? Почему поступал так, а не иначе? Над этим вопросом мы размышляем с историком, настоятелем храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, протоиереем Андреем Безбородовым. В 2021 году празднуется 800-летие великого князя, поэтому так актуально сейчас обратиться к жизни этого исторического лидера и святого Русской Церкви.

Отец Андрей, в нашумевшем в свое время проекте «Имя России» первое место среди самых значимых личностей нашей страны занял святой благоверный князь Александр Невский. Почему среди других русских благоверных князей он так выделен?

— Святой Александр Невский, на мой взгляд, объединил в себе и успешного полководца — он не проиграл ни одного сражения в своей жизни, — и дальновидного политического деятеля, и, если хотите, философа, который поднялся над уровнем общества того времени.

А то время — это раздробленная Русь, в которой отдельные части некогда единого государства часто враждовали друг с другом. Это давление с Азии и зависимость от Золотой Орды. Это сильнейшее давление с Запада. Надо было подняться над своими сиюминутными желаниями, симпатиями и антипатиями и решить, куда пойдёт Русь в это тяжёлое время.

Александр Невский четко определил вектор развития русского государства на последующие столетия. Такое решение под силу далеко не каждому политическому деятелю, а он смог и определил.

43536.jpg

Историки прежних времен отдавали дань уважения святому князю Александру. А в наше время наблюдается тенденция занижения его военных подвигов. Говорится, к примеру, что Невская битва (1240 г.) велась против небольшого количества крестоносцев и ничем не выделялась из многих подобных битв. Подобным образом трактуют и Ледовое побоище (1242 г.).

— Такие трактовки стали «модными» в последнее время. Есть определенное направление, которое пытается девальвировать историю нашей страны, переписать ее. Я много слышал подобного и об Отечественной войне 1812 года, и о Великой Отечественной войне. К примеру, говорят, что определяющей помощью в победе были поставки по ленд-лиз, что без этого мы войну бы не выиграли. Это все личностные мнения тех или иных историков. И дело тут не в истории, а в их отношении к своей стране.

Что касается битв Александра Невского, возможно, на воображение этих историков повлияли сцены из известного фильма Эйзенштейна, где Александр Невский собирает на битву огромное количество воинов, и такое же множество противников выходит против него.

Но факт остается фактом: был крестовый поход, объявленный Папой Римским против «схизматиков» — так называли на Западе православных христиан. Крестовый поход не достиг своей цели: та часть Руси, куда они направлялись, не попала под влияние католиков. В этой ситуации даже неважен тот или иной конкретный бой (Невская битва, Ледовое побоище, другие столкновения), важен вектор развития, который определил Александр Невский.

Он понял, что, если Русь обратится к Западу, от нее ничего не останется. Если Золотой Орде нужна была выплата дани, то Запад хотел полностью подчинить себе Русь, проводить ассимиляционную политику. А какие при этом были сражения против западных завоевателей — большие, или маленькие, на сто человек больше, или на сто меньше, — не имеет значения.

Важно другое: те цели, которые преследовали враги нашей страны и результат совершенных против них битв. По сравнению со сражениями Отечественной войны 1812 года, или Второй Отечественной — это, наверное, маленькие сражения. Но по меркам того времени, это были достаточно большие и важные сражения.

Существуют изображения святого Александра не только в доспехах, но и в схимническом одеянии...

— Для того, чтобы урегулировать отношения с Золотой Ордой, он предпринимал поездки в ее столицу. Более того, ездил в Монголию, на Дальний Восток. Даже по нынешним временам, с нашими современными коммуникациями, это достаточно тяжелая поездка. Видимо, там Александр Невский был отравлен — есть такое мнение, которое точно подтвердить или опровергнуть невозможно. Во всяком случае, в результате этой поездки он заболел, и, возвращаясь назад умер в Городце (город Владимиро-Суздальского княжества). Перед смертью Александр принял монашество и схиму с именем Алексей.

43534643.jpg

Перед Богом он предстал в смиренном монашеском образе. А вот те же критики Невского утверждают, что при жизни он проявлял немалую жестокость, подчиняя жителей Новгорода и Пскова золотоордынцам.

— Он не подчинял их Орде. Возможно, даже спасал их. Что значит «подчинение Орде»? Не надо воспринимать ордынское иго таким образом, будто Русь превратилась в колонию. Надо это явление воспринимать в системе того времени. Это был некий вассалитет, который подразумевал, что во внутреннем самоуправлении, в культурном и религиозном отношении, русские княжества практически были независимы.

Зависимость заключалась в регулярной выплате дани Орде, и, что самое болезненное в феодальном обществе того времени, — поддержке вассалами своего сеньора посылкой в его войско отрядов русских воинов.

Но мало кто знает, что были и взаимные отношения и обязанности. Если мы посылали своих воинов в интересах Золотой Орды, то и Орда посылала своих воинов для защиты наших интересов. В том же Ледовом побоище на стороне русских участвовал в сражении татарский отряд. Так что все было не так просто, как нам пытаются рассказать.

И Александру Невскому было ясно, что если Русь вступит в единоборство и с Западом, и с Востоком одновременно, то Руси не будет. Она будет разорвана и уничтожена. Поэтому он решил, что гораздо менее болезненны будут вассальные отношения с Золотой Ордой. Их Русь сбросила, когда окрепла, уже после смерти Александра Невского.

А в поддержку политики князя Александра можно вспомнить поведение преподобного Сергия Радонежского перед Куликовской битвой. Когда князь Дмитрий Донской решил сражаться, первоначальное мнение преподобного Сергия было — уклониться от сражения. Он говорил, что нужно заплатить дань и тем самым сберечь Русь от этого нашествия.

И только, когда он понял, что войска Мамая идут не за данью, а осуществлять геноцид русского народа, тогда дал благословение на бой.

Эта мудрость преподобного Сергия — продолжение той политики, которую в свое время начал Александр Невский.

Историк Игорь Данилевский считает, что нельзя говорить о предательстве Невским национальных интересов, когда он подчинял Псков и Новгород Орде, потому что в те времена еще не было такого понятия как «Родина», «Отечество». Но тогда по той же причине не стоит называть Невского «защитником Отечества»?

— Думаю, это несколько упрощенная трактовка. Да, не было еще национального самосознания. Историки говорят, что оно появилось в период Куликовской битвы и после нее, когда русские отряды, даже находившиеся в составе Великого княжества Литовского (которое, фактически, находилось в союзе с Мамаем), пошли на помощь Дмитрию Донскому. Тогда они уже стали ощущать некое свое единство.

И если в эпоху жизни Невского еще нельзя говорить о национальном единстве, то культурная и религиозная идентичность была без всякого сомнения.

У нас было много великих полководцев, но как святого прославляем мы именно Александра Невского. Почему?

— Русская Православная Церковь издавна высоко оценивала значение этого человека как защитника русских земель. Тем и велик был святой князь, что увидел и почувствовал интересы русских земель, а также определил их истинных врагов.

Были княжества, которые, сопротивляясь Золотой Орде, вошли в союз с Западом. Это привело к их поглощению западным миром, их культурному и национальному отрыву от Руси.

Было, например, Галицко-Волынское княжество, которое пошло по пути союза с Западом против Золотой Орды. И что с ним произошло? Через какое-то время оно потеряло свою самостоятельность и прекратило существование.

Даже нынешнее состояние некой отчужденности от России Западной Украины — это результат той же политики. Потому что там тоже уже совсем другой народ.

Кроме того, на решение о прославлении благоверного князя в лике святых повлияло и то, что перед смертью Александр Невский принял монашеский постриг. Этот шаг приоткрывает нам внутреннюю духовную настроенность этого человека.

Почему же ныне часть историков так критически оценивают деяния святого Александра Невского?

— Это, как правило, историки прозападного склада, и они не могут простить Александру Невскому то, что он выбрал не прозападный вектор развития Руси. Для них лучше потерять свою самоидентичность, но идти в фарватере западного влияния. Тут уже речь не об истории, а о констатации своих позиций. Как правило, для этих людей независимость государства не является особой ценностью. Для них именно Запад является ценностью, причем, непререкаемой.

Соответственно, все, что движет нас в сторону Запада, несмотря на то что мы по пути потеряем, ими оценивается положительно. То, что двигается в противовес Западу, они воспринимают как враждебное себе. Поэтому Александра Невского они воспринимают как враждебного своему сознанию человека и пытаются принизить его значение для нашей земли.

Юлия Белкина
Фото https://drevo-info.ru/ http://kalugads.ru/
Публикация газеты «Наша вера»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика