Креститель тлинкитов

28.10.2020

76735627.jpg

Родившийся в небольшом селе в сердце России священник нашел свое призвание в миссионерских делах на североамериканском континенте – среди крещёных протоиереем Владимиром Николаевичем Вечтомовым аляскинских индейцев были два вождя тлинкитских племён. А вернувшись на Родину, священник много сил отдал делу образования, в том числе построив епархиальное женское училище в Елабуге. В 2020 году исполнилось 175 лет со дня рождения этого пастыря, однако последние годы его жизни покрыты мраком неизвестности…

 

Родился будущий пастырь 15 июля 1845 году в селе Рябиново нынешнего Кумёнского района Кирвской области. Его жизненный путь изначально был предопределён принадлежностью к сословию служителей Церкви. Первыми вехами стали духовное училище и семинария в Вятке, а также духовная академия в Казани, оконченная со степенью кандидата богословия. В сентябре 1870 года молодого выпускника направили в Сибирь преподавателем Якутской духовной семинарии, однако вскоре по его прибытии туда здание учебного заведения сгорело, а весь штат был переведён в Благовещенск.

В 1874 году будущий священник женился на Варваре Ивановне Токаревой, дочери преподавателя Иркутской духовной семинарии, которая была на 11 лет младше мужа. В октябре 1877 года Владимир Вечтомов принял священнический сан, а уже на следующий год стал протоиереем.

Осенью 1878 года он начал служить в кафедральном соборе г. Сан-Франциско, являясь также благочинным православных церквей, расположенных на территории Соединённых Штатов Америки, и членом Алеутского духовного правления. Не была забыта и преподавательскую деятельность.

В Сан-Франциско у четы Вечтомовых родились дети Сергей, Ольга и Мария.

Важным периодом в жизни отца Владимира стали 1886–1887 годы, когда он принимал участие в ревизии церквей Алеутской епархии. Именно тогда протоиерей-миссионер обратил в Православие первых тлинкитов, которых оказалось ни много ни мало – 52 человека.

668736576.jpg

В конечном итоге православной стала подавляющая часть этого индейского народа, населявшего юго-восток Аляски и часть канадского приграничья. Оказавшись в ситуации выбора христианской веры, тлинкиты предпочли гораздо более лояльное к их национальным ценностям Православие, нежели нивелирующие особенности народа протестантизм и католицизм. Но к русской культуре они, тем не менее, приобщались, и, как отмечал в одной из своих книг писатель-географ Сергей Марков, в XIX веке на Аляске никого уже не удивлял индеец, не только «повторяющий молитву на церковнославянском языке», но и «поющий русскую народную песню “Как по морю, морю синему”».

Вернувшись через десять лет в Россию, протоиерей Владимир Вечтомов оказался в родной Вятской епархии. В феврале 1888 года местом его жительства стал уездный город Елабуга. Здесь он служил в Спасском соборе и нёс послушание благочинного женского монастыря. Интересные воспоминания о Вечтомовых оставила В.П. Дернова, дочь известного священника Павла Дернова, ставшего в 1918 году с тремя сыновьями жертвами красного террора и прославленного вместе с ними в лике Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Из числа елабужских «аристократов», друживших с их «очень обычной, вероятно, и всё же чём-то особенной семьёй», Варвара Павловна особо выделила Вечтомовых. Дети отца Владимира, пишет она, «ровесники моей мамы [Анны Аркадьевны Ложеницыной, родившейся в 1873 году] приехали в Елабугу с «английским языком». Мама рассказывала, что они её учили счёту по-английски. Супруга Вечтомова Варвара Ивановна была дама очень почтенная, мамой высоко уважаемая».

«С двумя из этих "детей", уже пожилых тогда, я встречалась потом в Ленинграде, они приходили к маме, – вспоминала Варвара Дернова. – Было это в период паспортизации, примерно в году 1933-м или 1934-м. Тогда вопросы "происхождения" и прочее могли чего-то стоить. Разговор шёл и о том, что они родились в Сан-Франциско и что какое-то начальство их по этому поводу "тягало"…».

Приходившими к Дерновым «детьми» были, скорее всего, ленинградцы Сергей и Мария (Ольга жила во Пскове). До переезда в город на Неве выпускник Новороссийского университета Сергей Вечтомов много лет трудился в окружном суде города Великие Луки Псковской губернии, но с приходом советской власти вынужден был оставить привычное дело. В момент ареста в 1935 году он работал учётчиком на одном из хлебозаводов северной столицы.

Но вернёмся к елабужскому периоду жизни отца Владимира. Яркой её страницей является активнейшее участие протоиерея в открытии в Елабуге епархиального женского училища. Его деятельность в этом направлении подробно освещена в восемнадцатистраничной брошюре священника Спасского собора Сергия Танаевского, изданной в Елабуге в 1903 году. Поводом к написанию подробного очерка стало «окончание постройки… грандиозного здания для Елабужского епархиального женского училища, воздвигнутого на средства почётной попечительницы училища Глафиры Фёдоровны Стахеевой…» в память об умершем муже.

Автор, в частности, рассказывает о том, как в июне 1898 года на съезде духовенства Вятской епархии, председателем которого был протоиерей Вечтомов, рассматривалось дело об открытии училища, как избирался его совет во главе с отцом Владимиром. Облечённый такими полномочиями батюшка по завершении съезда сопровождал из Вятки в Елабугу епископа Вятского и Слободского Алексия (Опоцкого) и губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина «для уяснения… некоторых вопросов по делу открытия Елабужского епархиального училища. На Святом Ключе, летней даче Стахеевых, протоиереем Вечтомовым в присутствии Преосвященного Алексия был прочитан и передан Глафире Фёдоровне адрес за подписью всех депутатов епархиального съезда…».

997632453245.jpg

Важнейшим итогом поездки управляющего епархией явился такой рескрипт: «Желающим определить детей в новооткрываемое училище предлагается немедленно подавать прошения елабужскому протоиерею Вечтомову». Уже в сентябре 1898 года ученицы были набраны, и состоялось открытие училища, временно, до постройки нового здания, разместившегося в доме потомственного почётного гражданина, коммерции советника Ивана Стахеева.

На торжественном мероприятии, конечно же, не обошлось без настоятеля Спасского собора, которым «за литургией во время причастного стиха… сказано было приличное случаю слово».

Новое здание училища было заложено в июне 1899 года, а полностью построено в сентябре 1903 года.

1 сентября 1899 года Святейший Синод за безукоризненную многолетнюю службу назначил отцу Владимиру почётную пенсию. К 1900 году грудь протоиерея Спасского собора украшали орден равноапостольного князя Владимира IV степени и орден святой Анны II степени, а также «наперсный крест из Кабинета Его Величества». Последней награды удостаивался далеко не каждый почтенный священнослужитель, поскольку вручали её лишь после издания соответствующего указа за подписью самого императора.

В ноябре 1911 года отец Владимир вышел за штат. В 1912-м, по данным краеведа Алексея Комиссарова, он «был избран депутатом Государственного Совета, после чего покинул Елабугу». Возможно, причина отъезда в чём-то другом, так как в списках членов Государственного Совета и Государственной Думы фамилия протоиерея Вечтомова не значится.

Есть также сведения, что последние годы священника прошли в Крыму. Как бы там ни было, следы этого замечательного человека теряются, и их ещё предстоит найти.

Владимир СЕМИБРАТОВ

Публикация газеты
«Вятские епархиальные ведомости»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика