Храм идет под перестук колес. Необычные вагоны на железной дороге

25.08.2020

8966778.png

В этом году исполняется 125 лет с начала создания первого храма-вагона в России. Для какой железной дороги его построили, с какой целью? И почему движущиеся по рельсам храмы оказались актуальны и в наше время?

 

В 1890 году император Александр III решил основать Великий Сибирский путь, и цесаревич Николай Александрович должен был лично присутствовать при закладке этой железной дороги во Владивостоке. Как раз в 1890-1891 годах будущий император Николай II предпринял путешествие на Восток и на обратном пути, проезжая через территорию Сибири и Дальнего Востока, заметил недостаточность количества храмов в этих районах.

По этой причине в 1893 году обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев заявил о необходимости возведения церквей вдоль железнодорожной линии, а министр путей сообщения А.В. Кривошеин ответил, что в министерстве запланирована постройка временных храмов, которые могли бы следовать за рабочими.

Дело в том, что с открытием движения по Великому Сибирскому железнодорожному пути хлынула большая переселенческая волна крестьян, желающих осваивать этот богатейший край. Государство и Церковь не могли оставить этих людей без духовного окормления, поэтому и родилась идея передвижного храма.

14 ноября 1895 года, в день крещения первого ребенка императора Николая II, – великой княжны Ольги – на Путиловском заводе по высочайшему разрешению приступили к сооружению церкви во имя святой равноапостольной княгини Ольги для работы в Сибири. Ее освятили 11 июня следующего года в Новом Петергофе. На уникальную постройку ушло 30 тысяч рублей, из которых треть – стоимость самого вагона (эту сумму пожертвовало управление Сибирской железной дороги), а остальные расходы на переоборудование и внутреннюю отделку железнодорожного храма взял на себя Путиловский завод. Вмещал необычный вагон порядка семидесяти молящихся.

008787.jpg

Снаружи над входом в храм-вагон были установлены невысокий крест и звонница с тремя колоколами в особой нише. Он также отличался от других вагонов формой окон и по цвету, будучи ярко-синим с резной позолоченной отделкой из дерева (вагоны первого класса в то время были синими, второго класса − желтыми, третьего − зелеными, а почтовые − коричневыми). Изнутри стены покрывали буковые плашки, а резной иконостас выполнили из дуба. Возле солеи в киотах стояли иконы святой княгини Ольги и царицы Александры, небесных покровительниц новорожденной княжны и ее матери, а также святителя Николая Чудотворца и благоверного князя Александра Невского, тезоименитых императору Николаю и его родителю.

Описание вагона-церкви из Государственного архива Вологодской областиПротяженность пути постоянно росла на сотни верст, поэтому и храмовый маршрут тоже менялся. Сначала задумывалось, что церковь будет ходить между станциями «Челябинск» и «Кривощеково» Западно-Сибирской железной дороги, а позже, с возведением на этом пути капитальных храмов, он должен был взять на себя окормление населения жилых мест Средне-Сибирской железной дороги.

Заимствовали душеполезное новшество еще несколько регионов. Появилось оно и на Николаевской, Закаспийской, Среднеазиатской, Мурманской железных дорогах. С 1898 года действовала церковь-вагон Полесских дорог Виленской епархии, где было сильно влияние католичества.

Накануне Октябрьского переворота по Северной железной дороге передвигалась относившаяся к Архангельской епархии церковь во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. В документах Государственного архива Вологодской области содержится опись недвижимого и движимого имущества: «Здание ее – большой, специально приспособленный, перестроенный вагон №9101, белый, весом 1830 пуд., с паровым отоплением, увенчанный двумя крестами на главах. …Вход в церковь со стороны паперти через две двери с боков и через выдвижные двери вход по фартукам в причтовый вагон. …Внутри она выкрашена в белый цвет, пол покрыт линолеумом».

С началом гонений на веру эти удивительные творения разорили. Прошли годы, ярые безбожники канули в Лету, и вагоны-храмы вновь появились на железной дороге для помощи внутренней миссии среди жителей отдаленных мест, где годами не видели священника. Конечно, иногда вагоны приходилось использовать от бедности, ведь для восстановления порушенных святынь просто не хватало средств. Так, в 1998-м вагонное депо «Волгоград-II» передало в дар приходу в честь иконы Божией Матери «Знамение» списанный железнодорожный вагон. Его переоборудовали во временный храм, где и шли богослужения. Такие случаи были также в Нижнем Новгороде и в других епархиях.

Но росло и число именно передвижных храмов. В 2000 году Воронежский вагоноремонтный завод смастерил вагон-церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»). В 2002 году руководство ОАО «РЖД» передало в дар Новосибирской епархии вагон-церковь во имя святителя Николая Мирликийского. В 2005-м Восточно-Сибирская железная дорога подарила Иркутской епархии вагон-храм, освященный во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского.

В октябре 2009 года в Красноярске освятили вагон-храм во имя святой равноапостольной княгини Ольги, прицепленный к «Поезду здоровья» – передвижному консультативно-диагностическому центру «Доктор Войно-Ясенецкий (святитель Лука)». Поезд отправился в отдаленные села и города Красноярского края, расположенные вдоль железной дороги.

809789789.jpg

А в 2013 году в ходе торжеств по случаю 1025-летия Крещения Руси на литерном поезде в специальном вагоне-храме привезли из Москвы в Киев, а потом в Минск великую святыню из Греции − крест святого апостола Андрея Первозванного.

В настоящее время вагоны-церкви действуют на Северной, Октябрьской, Восточно-Сибирской и других железных дорогах.

 

Сергей ИВАНОВ,
кандидат философских наук,
сотрудник отдела Волгоградской епархии
по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

Публикация журнала «Царицын православный»

 

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика