Горячие верой в городе Прохладном

16.10.2018

main_945.jpg

Около 1800 новомучеников и исповедников, не отступивших от веры в самые страшные годы атеистических гонений XX века, прославлено Русской Церковью. Казалось бы, очень большое число, но это по-настоящему капля в море тех, кто так или иначе пострадал тогда от безбожников. Порой колесо Большого террора в мгновение ломало судьбы людей. В один день город Прохладный в Кабардино-Балкарии лишился своих священников – их расстреляли вместе. Почему так похожи были записи в обвинительных заключениях, и какие плоды принесло их мученичество?

    28231353.jpg

28 августа 1989 года было подписано Заключение прокурора Кабардино-Балкарской АССР о реабилитации Проскурякова М.И. и Дышлевого А.К. В графе «социальное положение» – безликое «служители культа». Чуть ниже, в сведениях о репрессиях, – страшное «расстреляны». Отец Михаил Проскуряков и отец Афанасий Дышлевой – священники Никольского и Покровского храмов города Прохладный – были арестованы в один и тот же день, осуждены и расстреляны с разницей в пару минут. Спустя полвека после трагедии, в один и тот же день, им было возвращено честное имя.

Свою историю город Прохладный ведет с конца XVIII века с небольшого поселения. В 1823 году была учреждена станица Прохладная, которой требовался храм. Его построили из бруса и освятили в честь Николая Чудотворца.

Но в 1873 году деревянное строение сгорело, и на собрании жителей было принято решение о постройке каменной церкви. Строительство началось в 1882 году по проекту архитектора Терского округа Михаила Сурмиевича. 19 декабря 1886 года, в день праздника святителя и чудотворца Николая, состоялся чин освящения. Храм был построен в русско-византийском стиле, площадью составлял более 500 квадратных метров и вмещал тысячу человек. В 1889 году при храме была открыта женская школа, а спустя пять лет – народная школа грамотности. Церковно-приходское попечительство занималось воспитанием сирот, помощью больным, бедным и семьям заключенных.

4543.png

В начале XX века храм процветал. В 1912 году здесь служило три священника, диакон и два псаломщика, имелась богатая богослужебная утварь, дорогие священнические облачения, приходская библиотека содержала две сотни редких изданий. Но самой большой ценностью был список с чудотворной Моздокской иконы Божией Матери.

Однако после революции приход пришел в запустение. Никольский храм был разграблен, почти все церковные ценности изъяли и вывезли, шестидесятипудовые колокола сбросили с колокольни, церковно-приходскую школу закрыли. Хотели разрушить и само здание, но решили, что оно будет полезно в качестве зернохранилища.

В ведомостях Пятигорской епархии за 1928 год приход упоминается уже как Николаевский молитвенный дом под настоятельством священника Михаила Проскурякова.

Михаил Иванович Проскуряков родился 15 декабря 1890 года под Воронежем в семье диакона. Окончил Воронежскую духовную семинарию. До революции служил диаконом-псаломщиком, в 1917 году его рукоположили во священники. В 1921 году отец Михаил был арестован и лишен избирательных прав как служитель религиозного культа.

В середине двадцатых батюшка вместе с супругой Верой Тимофеевной и дочерью Валерией поселился в станице Прохладной и возглавил Никольский приход. Больше десяти лет ему удавалось сохранять общину. Однако наступили дни Большого террора. 5 августа 1937 года отец Михаил Проскуряков был арестован сотрудниками Управления НКВД Кабардино-Балкарской АССР.

9.png

Из материалов обвинительного заключения:

«Являясь служителем религиозного культа контрреволюционной тихоновской общины, нелегально содержит молитвенный дом, исполняет требы и прочее. <…>

В апреле 1937 года собрал собрание, на котором присутствовало 100 человек. Группируя вокруг себя контрреволюционный кулацкий, белогвардейский элемент, среди колхозников проводит антисоветскую агитацию и высказывает: «Теперь кулаков и лишенцев по новой конституции нет, теперь каждый может быть выбран в Совет, в этих целях мы заранее должны знать, кого выбирать». До ареста проживал в г. Прохладном, вел паразитический образ жизни, тип исключительно контрреволюционно настроенный».

На допросе отец Михаил виновным себя не признал, хотя следователи и нашли «свидетелей» противозаконной деятельности священника. Из материалов дела видно, что чекисты не особенно старались собрать доказательную базу и очень спешили, ограничившись одним ничего не давшим допросом.

Спустя четыре дня, 11 августа 1937 года, состоялось заседание Тройки НКВД Кабардино-Балкарской АССР. Отец Михаил Проскуряков был признан виновным в антисоветской агитации и приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение в тот же день.

4_045768.jpg

Ещё один храм Прохладного – Покровский – располагался в районе железнодорожной станции. Решение о строительстве этой церкви было принято в 1913 году на станичном сборе. С 1919 года настоятелем Покровского храма был священник Афанасий Дышлевой.

Афанасий Кириллович Дышлевой родился 3 января 1889 года в селе Рейментаровка Киевской губернии в семье диакона. Окончил духовную семинарию, женился, в 1915 году у четы родился сын Константин. После революции семья перебралась на Кавказ. В 1921 году отца Афанасия арестовали и переправили в Моздокскую тюрьму, из которой священник вышел «лишенцем». Отец Афанасий вернулся на Покровский приход и продолжил служить.

В 1927 году церковь попытались закрыть: из числа большевиков, работавших на железнодорожной станции, была создана инициативная группа, написавшая прошение о ликвидации прихода в местный исполком. Однако отец Афанасий смог сплотить церковную общину, и храм отстояли.

32542.png

Вот как описываются эти события в следственном деле:

«В 1927-1928 гг. передовыми рабочими железнодорожного транспорта было возбуждено ходатайство о закрытии церкви. Он (Дышлевой. – прим. авт.) в противоречие этому разослал свою агентуру по железнодорожному поселку и окрестностям, прилегающим к нему, для проведения соответствующей работы на предмет оставления церкви».

В 1928 году чекисты отца Афанасия не тронули, и еще десятилетие он верой и правдой окормлял свою паству. В августе тридцать седьмого за ним пришли сразу после ареста настоятеля Никольского прихода отца Михаила Проскурякова.

Следователи писали дела прохладненских пастырей будто под копирку. В протоколах допросов совпадают многие фразы, показания свидетелей надуманы, в обвинительных заключениях священникам даны одинаковые характеристики. Как и отец Михаил Проскуряков, отец Афанасий Дышлевой свою вину на допросе не признал.

36.png

Из материалов обвинительного заключения:

«Являясь служителем религиозного культа контрреволюционной тихоновской общины, окружает себя контрреволюционными кулацкими, белогвардейскими, монашествующими и странствующими элементами; свил весьма крепкое контрреволюционное гнездо. <…> Имевшиеся в районе случаи пожаров Дышлевой также использует в своих контрреволюционных целях, говоря: «Всякая стихия как пожары происходит от Божьего наказания». <…>

До ареста Дышлевой проживал в железнодорожном поселке станции Прохладная, вел паразитический образ жизни, тип исключительно контрреволюционно настроенный».

Постановлением Тройки НКВД КБАССР от 11 августа 1937 года священника Афанасия Дышлевого признали виновным в антисоветской агитации. Приговор был приведен в исполнение в тот же день.

Отца Афанасия расстреляли вместе с отцом Михаилом. В материалах обоих дел стоит время расстрела – 19 часов.

45766.jpg

Никольский храм Прохладного был вновь открыт в 1942 году, с тех пор это духовный и просветительский центр города, кузница священнических кадров. А вот Покровская церковь не уцелела: в нее попала фашистская бомба. Отстроили храм и возобновили богослужения в нем в конце войны. Но спустя несколько лет здание у прихода отобрали, община перебралась в молитвенный дом. Строительство нового храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы началось в 2001 году, сейчас основные работы завершены.

45453.jpg

Храмы Прохладного пережили годы гонений и собирают под своими сводами сотни верующих. В городе возрождена традиция крестных ходов с Моздокской иконой Божией Матери. Подвижничество и мученичество довоенных настоятелей прохладненских храмов принесло щедрые духовные плоды.

Мария ОСИНИНА

Публикация журнала «Благословенный Кавказ»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика