Как начиналась короткая эра безбожников

18.07.2017

Пасха.jpg
После октябрьской революции, столетие которой мы будем вспоминать в этом году, перед новым правительством встала важная задача: недостаточно было просто уничтожить храмы и репрессировать священство, необходимо было навязать новую идеологию, которая оправдала бы их действия. По всей стране началась антирелигиозная пропаганда, знаменовавшая, как тогда казалось, начало эры безбожия и изгнания веры из жизни людей. О том, как это происходило, проследим на примере одного из самых дальних регионов страны – полуострова Камчатка.

 

Главными инструментами идеологической борьбы против Православия на Камчатке стали комсомольская организация, «Союз безбожников» и местная пресса. В первый период, длившийся с 1923 по 1925 год, вся антирелигиозная деятельность носила дерзкий, оскорбительный характер.

Первое «комсомольское рождество» было проведено членами Петропавловского горрайкома Революционного коммунистического союза молодежи. Для этого было подготовлено несколько докладов о происхождении христианства и Рождестве. При этом организаторами было допущено много резкостей.

В 1924 году горрайком РКСМ разослал всем комсомольским ячейкам циркуляр, в котором, в частности, говорилось: «Еще по сию пору в сознании крестьянской молодежи наших сел и деревень сидит религиозный дурман, впитавшийся в их кровь с молоком матери… молодежь, вследствие своей оторванности от культурных центров, строго хранит традиции старины, поддерживаемые служителями церкви». В связи с этим основная задача виделась в стремлении отвлечь молодых людей от Церкви. В рекомендациях по проведению антирелигиозной кампании содержится наставление: не гнаться за дешевыми выгодами, которые «только вооружают против организации фанатиков и отталкивают беспартийную молодежь».

37110.jpg

«Комсомольская пасха» в 1924 году прошла более содержательно. Согласно программе 24 апреля состоялся политсуд над религией, 26 апреля – торжественное заседание по случаю «свержения богов». Среди докладов присутствовали такие темы, как «Наука и религия несовместимы», «Миф о Христе» и «Религия в руках буржуазии превращается в оружие эксплуатации». Всего намечалось семь выступлений.

Секретарь Камчатского губернского бюро РКСМ И. Мальков в секретном докладе писал: «Комсомольская пасха в 1924 году проведена с большим шумом (сжигание чучел попов около церкви, пение революционных песен во время богослужения и т. д.), но с чрезвычайно маленьким и даже вредным содержанием. Такой метод проведения антирелигиозных компаний только озлоблял верующих камчадал». Подобная ситуация наблюдалась во многих регионах страны.

Для 1926 года характерен спад в антирелигиозной пропаганде. В результате сильного идеологического натиска началось активное сопротивление со стороны религиозных общин. Советское руководство осознало, что используемые ими методы идеологической борьбы являются малоэффективными. 27–29 апреля в Москве состоялось первое организованное ЦК ВКП(б) совещание по антирелигиозной пропаганде. В результате были определены основные направления, по которым должна осуществляться критика религии.

Циркуляром от 2 августа 1926 года всем ячейкам ВКП(б) на зимний период определялись следующие задачи: «Проводя антирелигиозную пропаганду, не увлекаться, не обострять отношения на этой почве с верующими, а лучше организовать кружок естествознания, куда, по возможности, привлекать учителей, и проводить эту работу через кружок. Во всяком случае, и здесь нужно избегать крикливых фраз по адресу религии и бога. Этот вопрос долгой и кропотливой работы, поэтому и гнаться за быстрыми результатами не нужно».

Для проведения антирелигиозной пропаганды рекомендовалось использовать разнообразные формы клубной массовой работы, работы библиотек, красных уголков, изб-читален и т.д. Обращалось внимание на необходимость открытия антирелигиозных музеев, широкое использование в лекциях диапозитивов, учебных пособий, на подготовку антирелигиозного репертуара для театров. Антирождественские и антипасхальные кампании при этом не отменялись.

С конца 1928 года происходят изменение в прессе. Церковь теперь прямо противопоставляется социализму. Упор делается на то, что религия – это отжившее мировоззрение, которое мешает становлению нового социалистического порядка. Утверждалось, что церковь создана исключительно в связи с коммерческими интересами, которые тщательно скрывались царским правительством.

211.jpg

С конца 1928 г. проводится усиленная работа по организации ячеек «Союза безбожников» в различных селениях Камчатской области и при больших организациях Петропавловска-Камчатского. Члены союза в обязательном порядке должны были быть подписчиками газеты «Безбожник» и журнала «Антирелигиозник», а также постоянно читать другую антирелигиозную литературу. В их обязанности также входили подготовка кружков естествознания и работа по привлечению в клуб безбожников новых людей.

В апреле 1930 года антирелигиозная пропаганда достигла своего пика. Развернулось «социалистическое соревнование» по вовлечению населения в «Союз безбожников».  Организации начали добиваться стопроцентного участия своих членов и их семей в данной структуре.

Несмотря на бездоказательность и малограмотность взглядов, пропагандировавшихся в тот период, успехи по идеологическому давлению были значительными. Камчатка в силу ее удаленности от центра не отличалась высоким уровнем образования. Поэтому население полуострова воспринимало новую информацию как откровение, не подвергая серьезной критике.

Публикация сайта Петропавловской и Камчатской епархии
 по материалам статьи Е.В. Глинчиковой
«Православие и советское государство на Камчатке
в 1920-х – начале 1930-х гг.»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика