Украшая Покров

14.10.2016

4.JPG

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде (Крым) – уникальный, неповторимый шедевр православной архитектуры. Как повлиял на облик храма необычный творческий тандем русского великого князя и известного итальянского мозаичиста?

Церковь была освящена 1(14 н.с) октября 1885 года. Спустя месяц из Италии доставили первые мозаичные иконы, выполненные по эскизам князя Г.Г. Гагарина, и 6 ноября состоялось их освящение. Над главными дверьми храма был установлен образ Спасителя, а под  коньком крыши – поясное изображение Покрова Пресвятой Богородицы. За две первые мозаики на наружном фасаде великий князь Константин Николаевич заплатил 2500 франков (1000 рублей).

Великий князь Константин Николаевич.png

Тонкому знатоку всего прекрасного, государственному деятелю, реформатору, брату императора Александра ІІ и владельцу имения «Ореанда», ему очень понравились эти первые мозаичные иконы,  выполненные в мастерской  Антонио Сальвиати, и было решено со временем полностью украсить ими эту церковь. Вскоре Сальвиати получил приглашение от Константина Николаевича посетить Ореанду, и 6 мая 1886 года мозаичист прибыл в имение, где получил большой заказ по украшению храма мозаичными иконами и орнаментами. Этот год зафиксирован в запрестольной иконе Покрова Пресвятой Богородицы. Сальвиати взялся изготовить мозаичный образ по эскизу Васильева к 1 июня 1887 года, площадь мозаики должна была составить более 11,5 квадратных метров.

Великий князь понимал, что это сотрудничество принесет большую пользу не только его храму, но и другим церквям России. По этому поводу в письме к своему другу статс-секретарю А.В. Головнину(1821-1886) он написал так: «…Надеюсь, что результаты этих разговоров с Сальвиати будут полезны не только для меня и для моей Ореандской церкви, но и для всей России и составят исходный пункт в истории ее художественного развития». 

10.JPG

Творения А. Сальвиати  Константин Николаевич сравнивает с работами голландского живописца Рембрандта: «… У Рембрандта кисть грубоватая и страшно энергичная. Вблизи на нее смотреть нельзя, она очень  некрасивая, скажу, даже неряшлива. В некотором расстоянии впечатление совершенно меняется. Голова работы Рембрандта полна силы и жизни…» Все это мы можем увидеть и ощутить, когда находимся под сводами храма в Ореанде, особенно вглядываясь в лик Эммануила в куполе церкви. Это редчайшее, уникальное изображение Спасителя выполнил Антонио Сальвиати по эскизам художника Василия Васильевича Васильева (1827-1894). 

Образ Эммануила в куполе церкви

Великий князь, обладая тонким художественным вкусом, давал советы Василию Васильевичу при создании этого образа. Константин Николаевич настоял на том, чтобы «фигуру Спасителя в куполе сделать грудною», «Человеческое изображение  Эммануила должно представлять не мальчика, а цветущего юношу, безбородого, лет 18 или 20». По воспоминаниям генерал-фельдмаршала Д.А. Милютина(1816-1912), он видел, как великий князь своими руками «расчерчивал стены для определения мест мозаичных образов и орнаментов». В мае 1889 года владелец имения  лично составил список русских святых, образы которых были впоследствии установлены в храме.            

Мозаики с изображением русских святых 

27 февраля 1887 года А. Сальвиати приехал в Петербург. Итальянский мастер был принят здесь на самом высоком уровне. 28 февраля в 11 часов утра он был у Константина Николаевича, а уже в полдень великий князь повез художника в Аничков дворец – к государю. Результат аудиенции был превыше всех ожиданий – царь был не только воплощением душевности и обходительности, но и сделал свой личный заказ – для ливадийской церкви. «Потом нас позвали в кабинет государя, – рассказывает великий князь, – и он старика (Сальвиати – прим.) принял замечательно любезно, ласково и внимательно, так что действительно успели толково переговорить о главных предметах, и он ему сказал, что заказывает ему воспроизвести из муссии большую запрестольную картину Воздвижения Креста в маленькой ливадской церкви. Мой старик был в восторге от этого любезного приема».

2.JPG

Вернувшись с итальянцем в Мраморный дворец, Константин Николаевич представил Сальвиати великой княгине Александре Иосифовне и великому князю Владимиру Александровичу, а 2 марта – военному министру П.С. Ванновскому. Рассказав тому о положительном отношении государя к мозаичному делу, Константин просил его содействия в устройстве мозаичной росписи кладбищенской церкви в Севастополе.

8.JPG

Антонио Сальвиати еще дважды приезжал в Орианду – в 1888 и 1889 годах.  На его фабрике, находящейся на острове Муррано близ Венеции, были изготовлены, а затем доставлены в Крым и смонтированы восемь больших панно и 45 мозаичных икон. Фабрика эта действует и по сей день. Тандем двух великих творческих личностей принес в православную мозаичную иконографию и архитектуру удивительный по красоте храм.

Антонио Сальвиати.png

В 1924 году церковь закрывают. Вначале она была введении ОХРИСа (Комитета по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы – прим.), который постановил, что церковь нельзя использовать под склад, клуб, жилье «как имеющую богатую мозаичную работу, являющуюся редкостью в СССР». Но впоследствии часть мозаичных икон и орнаментов была уничтожена. В 1979 году постановлением Совета министров УССР храм был внесен в государственный реестр национально-культурных памятников Украины, но продолжал использоваться как склад санатория «Нижняя Ореанда».

123.jpg

В настоящее время мы не знаем точно, какие лики святых были в трапезной части, какие мозаичные иконы двунадесятых праздников находились в спаренных апсидах церкви. Возможно, так как это был заказ из России от члена Царской фамилии, эскизы могут находиться в архиве фабрики А. Сальвиати в Италии, а также в исторических архивах России. Чудом дошедшие до наших дней редчайшее мозаичное изображение Спасителя, ангелов, двенадцати апостолов, частично сохранившиеся лики русских святых, великолепные иконы Рождества Христова, Покрова Пресвятой Богородицы и Воскресения Господня несут на себе печать одухотворенной красоты.

5.JPG

Образ мыслей великого князя Константина Николаевича и его христианская вера здесь на века запечатлены в камне.                              

Владимир ЕВДОКИМОВ

Автор выражает благодарность
профессору, доктору исторических наук МПГУ Всеволоду Воронину
за предоставленный материал

 

В основе публикации –
статья сайта Симферопольской епархии

 

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓