Миссионерский остров-град

17.12.2014 Свияжск

Посреди земель иноверных народов в 1551 году был основан в Среднем Поволжье на острове город, ставший  центром миссионерского служения в Казанском крае. «Страхом ко крещению никак не приводить, избегать всякой принудительности и грубой настойчивости и угрозы» − таков главный принцип свияжских миссионеров.

Миссионерство – это постоянное и живое действие, актуализация Церкви во внешнем мире. Первыми миссионерами были апостолы Христовы, и мы можем сказать, что каждый христианин призван стать миссионером. С началом строительства стен основанного в 1551 году на острове в русле реки Свияги города-крепости был заложен там первый православный храм, ознаменовавший начало христианизации Среднего Поволжья.

После основания Казанской епархии в 1555 году церкви строились уже повсеместно, были основаны монастыри, в Казань переселялись жители русских городов. Первый Казанский архиепископ святитель Гурий во время своего торжественного шествия из Москвы к месту служения останавливался в Свияжске и совершил здесь богослужение. До избрания на новообразованную кафедру он много лет подвизался в монастырях и стяжал дух любви и кротости, являющиеся неотъемлемыми атрибутами служения миссионера.

Царь Иоанн IV Васильевич и Московский митрополит Макарий дали святителю Гурию специальную грамоту – «Наказ» – в которой, в частности, были указаны средства проведения миссии среди местных народов: «Страхом ко крещению никак не приводить, избегать всякой принудительности и грубой настойчивости и угрозы». По выражению историка Можаровского, «царь отвергал всякие насильственные меры при обращении иноверцев в христианство. Он желал, чтобы иноверные начали смотреть на христианского пастыря как на своего отца, проникнутого к ним искреннею любовью, заботящегося об их благополучии».

Святитель Гурий, архиепископ Казанский

У святителя Гурия было право печалования перед казанскими воеводами за несправедливо обиженных, к нему приходили за помощью также и мусульмане, и язычники. Он устраивал богадельни, кормил и одевал нищих, по его указанию при Свияжском монастыре и монашеских обителях Казани были открыты школы для обучения детей грамоте, в которых учили русский язык и узнавали основы Православия дети татар, чувашей, марийцев.

Монастыри, получившие для своих нужд обширные угодья, стали миссионерскими центрами епархии, а годы пребывания на кафедре святителя Гурия были ознаменованы многочисленными обращениями в Православие местных народов. Именем святителя Гурия было названо образованное в Казани во второй половине XIX столетия православное Братство, имевшее своей целью проведение православной миссии среди местных народов через переводы Священного Писание и школьное просвещение.

Одним из ближайших сподвижников святителя Гурия и преемником на кафедре был святитель Герман, основатель и первый настоятель Свияжского Богородице-Успенского монастыря. Ранее около двадцати лет они вместе подвизались в Иосифо-Волоцком монастыре, и, отправляясь в далекие земли, святитель Гурий, вероятно, призвал его себе в помощь.

Свияжский Богородице-Успенский монастырь

Благодаря трудам первых святителей Казанской земли началось христианское просвещение местных народов, а сама православная миссия осознавалась теперь как важное государственное дело, помогающее приобщить нерусские народы обширной страны к русскому языку и русской культуре.

Велико было значения Свияжска в миссионерской деятельности в XVIII столетии. Известно, что по благословению Казанского митрополита Тихона (Воинова) в 1721 году миссионер архимандрит Алексий (Раифский) открыл здесь школу для детей марийцев и других народов, желая приобщить их к православной вере и обучить русскому языку. Также среди миссионеров этой эпохи следует назвать имена архимандрита Свияжского монастыря Димитрия (Сеченова) − богослова, бывшего преподавателя Московской славяно-греко-латинской академии, Бориса Ярцева, защищавшего новокрещеных и помогавшего им устраивать быт на новый лад, Сильвестра Гловацкого, Вениамина (Пуцек-Григоровича), будущего митрополита Казанского, архимандрита Евмения (Соколовского).

Вплоть до секуляризации церковных и монастырских земель на Свияжске проводилась христианская миссия. Вблизи Свияжска в лесах проживали язычники-марийцы, чуваши, таким образом выгодное расположение острова-града послужило на пользу распространению христианства в регионе.

Вид города Свияжска при водополии к полудню. А.Г. Рудаков

В Казанской Духовной академии, открывшейся после перерыва в 1842 году, было учреждено миссионерское отделение, готовившее специалистов в области проведения православной миссии. Одним из инициаторов открытия отделения стал выпускник этой же академии Николай Иванович Ильминский, выдающийся ученый-востоковед, переводчик, педагог. Он сумел добиться поддержки видных государственных деятелей и меценатов и основал сеть миссионерских школ для детей народов Казанского края. В его эпистолярном наследии имеются свидетельства того, что на Свияжске в этот период продолжалась миссионерская деятельность. Из письма Н.И. Ильминского его ученику из кряшен Иакову Емельянову, в будущем священнику, мы узнаем, что в Свияжске выпускники его школ готовились к сдаче экзамена, вероятно, на знание русского языка. В письме от 19 марта 1871 года, написанном на татарском языке, читаем:

«…в мае ты приезжай в Казань. Отсюда я пошлю тебя в Свияжск; тамошние о. архимандрит и протопоп тебе помогут. Ты там поживешь и будешь постоянно говорить по-русски, а по-татарски не будешь разговаривать. А таким образом в три месяца ты очень хорошо научишься говорить по-русски. Твой язык начнет легко поворачиваться. В это же время ты научишься и писать по-русски. Ты там встретишь какого-нибудь человека, который может дать тебе необходимые объяснения по-русски. Начальник Свияжского училища смотритель Платон Максимович со мной знаком. Он прикажет с тобой разговаривать и учить тебя кому-либо из учеников или учителей своих…»

В школах системы Ильминского обучение велось на родном для учащихся языке, постепенно они учили русский язык и уже на третий год обучения могли продолжать обучение по-русски. Экзамен они должны были сдавать для утверждения в звании учителя либо перед рукоположением в священный сан. Из приведенного письма становится понятным, что в Свияжском училище некоторые ученики Ильминского проходили языковую практику и готовились к сдаче экзамена.

Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь

Сегодня Свияжск возрожден и сверкает благолепием храмов, ухоженностью монастырских задний и прочих строений. Хочется верить, что и в новейшей своей истории Свияжск станет центром православной миссии, чтобы приезжающие гости могли испытать радость от лицезрения всей этой красоты и удовлетворить духовные потребности.

В основе материала −
опубликованный 
сайтом Татарстанской митрополии 
доклад иерея Алексей Колчерина
на  конференции «Историко-культурное и духовное наследие Свияжска»


Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика