История оживает

04.11.2014 В.И. Нестеренко Избавление от Смуты

Сегодня в России отмечается День народного единства. Кому-то непонятно, зачем нужен этот «новый праздник». Однако по сути учрежденный десять лет праздник в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение, собранное Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, освободило Москву от польско-литовских интервентов, лишь знаменует возвращение к старой традиции почитания памяти славных сынов Отечества, преодолевших смуту, которая пошатнула устои всего государства.

Произошедшие четыре века назад события и их последствия глубже, значительнее, поучительнее, чем их воспринимают многие наши соотечественники. Это была борьба за свою землю, за сохранение идентичности, за свою веру. И во главе народного движения за освобождение России от захватчиков встала тогда Церковь.

Продолжая углубляться в историю преодоления Смуты, давайте посетим памятные места Москвы, связанные с празднованием Дня народного единства.

Претерпевший до конца

Памятник священномученику ГермогенуНачнется наше путешествие с Александровского сада. Здесь возвышается бронзовая скульптура второго патриарха Московского и всея Руси – священномученика Гермогена. Памятник был открыт напротив стен Кремля 25 мая 2013 года по инициативе Русской Православной Церкви.

В разгар Смутного времени,  когда в Тушине под Москвой стоял лагерем второй Лжедмитрий, а в Кремле сидел не избранный, но «выкрикнутый» царь Василий Шуйский, поляки тайно послали московским боярам письмо, в котором предложили боярам избрать на русский престол королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда III.  По уверениям авторов послания – гетманов Сапеги и Жолкевского − Владислав перед восшествием на престол готов был принять православную веру. В июле Василий Шуйский был низложен, а через несколько месяцев бояре пустили в Кремль польские войска.

Патриарх Гермоген настоял на подписании «договорной записи» с поляками, которая резко ограничивала возможности Владислава по изменению духовного и политического строя России. А после того, как польский король Сигизмунд III нарушил условия договора и сам захотел, будучи католиком, занять русский престол, именно патриарх Гермоген с декабря 1610 года начинает рассылать по всей России грамоты с призывом к народу встать на защиту Православия и изгнать польских захватчиков из Москвы.

Можно утверждать, что святитель Гермоген стал знаменем восстания. Поляки понимали значение личности патриарха для русского народного движения сопротивления. В начале 1611 года его арестовали и заточили в темницу, а затем, в феврале 1612 года, уморили голодом.

Горячий отклик грамота патриарха нашла в Рязани, где воевода Прокопий Ляпунов начал собирать патриотов русской земли для похода и освобождения Москвы от интервентов. Первое ополчение прибыло к Москве весной 1611 года. Жители Москвы, узнав о том, начали всеобщее восстание. Поляки устроили резню на улицах, но в конце концов оказались окруженными со всех сторон. Тогда они подожгли город, и благодаря этому сумели уйти в Кремль и Китай-город, под защиту мощных стен.

Однако решительной победы первому ополчению добиться не удалось: после убийства Ляпунова казаками войско фактически утратило боеспособность и распалось, хотя его остатки под руководством казачьего атамана Ивана Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого по-прежнему стояли под Москвой.

Второе ополчение

Далее мы проследуем мимо Исторического музея, через Красную площадь к памятнику Минину и Пожарскому. Эта скульптурная группа, созданная Иваном Мартосом в 1818 году, расположена перед собором Василия Блаженного. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский являлись руководителям Второго народного ополчения, которое и принесло освобождение России от польской интервенции в Смутное время.

Памятник Минину и Пожарскому

Монумент был изготовлен в Санкт-Петербурге и доставлен в Москву водным путем. Впервые в Европе была целиком отлита столь большая медная композиция.  Изначально памятник был установлен в центре Красной площади и только в 1931 году перенесен к собору Василия Блаженного.

Памятник Минину и Пожарскому на прежнем месте

На гранитном пьедестале памятника высечены рельефные изображения. Передний горельеф изображает граждан-патриотов, жертвующих свое имущество на благо Родины. Слева − сам скульптор Мартос, отдающий отечеству двоих сыновей. Задний горельеф изображает князя Пожарского, гонящего поляков из Москвы.

Второе ополчение начало собираться в сентябре 1611 года, когда "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом: "Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело".

Возглавить войско предложили 30-летнему новгородскому князю Дмитрию Пожарскому. По его желанию для распоряжения казною ополчения при воеводе был поставлен «выборный человек всею землею» – Кузьма Минин.

В сентябре Второе ополчение прибыло к Москве. Войска гетмана Ходкевича, рыскавшие по русской земле, не раз пытались соединиться с польским гарнизоном, контролировавшим Московский Кремль. Но ополченцы успешно отбивали атаки войск Ходкевича. В решающем кровопролитном сражении проявил доблесть Кузьма Минин, который с небольшим отрядом конных ополченцев внезапно напал на передовые отряды поляков и посеял в их рядах панику.

Китайгородская стена

Польский гарнизон в столице продолжал занимать Кремль и Китай-город – его «владения» к тому времени ограничивались Китайгородской стеной, пристроенной к Беклемишевской и Арсенальной башням Кремля в 1538 году.

До наших дней сохранился лишь фрагмент стены в Китайгородском проезде − основная ее часть была разрушена в годы советской власти

Китайгородская стена, 1935 г.

В 1612 году русскому воинству пришлось испытывать на прочность оборонительные укрепления своей же столицы. 4 ноября под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, и польский гарнизон был вынужден отступить в Кремль. Через четыре дня командование польского гарнизона подписало капитуляцию и выпустило из Кремля московских бояр и других знатных лиц.

Никольская башня Кремля

Через ворота этой башни победившее народное ополчение торжественно вступило в Кремль.

Никольская башня и Алевизов ров в XVIII в.

Никольская башня построена в 1491 году по проекту итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари. В 1806-м башня была капитально перестроена: надстройка над четвериком была заменена готическим верхом-восьмериком с высоким белокаменным шатром и ажурными украшениями. 

Икона Николы МожайскогоА через шесть лет она пострадала при взрыве Арсенала, который был устроен покидавшими Москву войсками Наполеона. Обрушился шатёр, пострадала часть проездных ворот, однако часть четверика с надвратной иконой Николы Можайского оказалась не тронута. 

Восстанавливалась башня в 1816-1819 годах по проекту архитектора О.И. Бове. Белокаменный шатер тогда был заменен железным на каркасе, а по углам четверика установили четыре белокаменных башенки-фиала для дополнения готического облика.

В время революционных событий 1917 года надвратный образ святителя Николая был изрешечён пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. 

В советские время образа на башне видно не было, но оказалось, что он не пропал, а просто был закрашен. 

В наше время надвратная икона Николы Можайского была обретена и отреставрирована. Обновленный образ был торжественно открыт и освящен 4 ноября 2010 года.

Казанский собор

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери находилась со Вторым ополчением во время освобождения Москвы. Готовясь к штурму Китай-города, русское воинство три дня постилось и молилось пред образом Царицы Небесной о победе. После изгнания поляков из Москвы святыня была поставлена в церкви Введения на Лубянке − приходском храме Пожарских,  чьи хоромы стояли неподалёку. 

Каменный храм для размещения «лубянского» списка иконы был построен на средства царя Михаила Фёдоровича и освящён патриархом Иоасафом I в 1636 году.

Празднование Казанской иконе Божией Матери  22 октября (4 ноября по новому стилю) установлено в 1649 году как день благодарности Пресвятой Богородице за Ее помощь в освобождении России от поляков, ознаменовавшем окончание Смутного времени.

В послереволюционное время было принято решение об уничтожении храма, исполнено оно было в 1936 году, в разгар сталинской реконструкции района Манежной площади. На этом месте был выстроен павильон в честь III Интернационала.

Казанский собор на Красной площади

После разрушения собора почитаемый список Казанской иконы Божией Матери был перенесён в Богоявленский Елоховский собор. В 1990−1993 годах Казанский собор воссоздали первоначальных формах.


Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика