Центр Российской империи
15.11.2016
Ямал. Многие удивятся, но именно здесь находится центр России. По крайней мере, в пределах государства времен Российской империи. Да, границы изменились, но ведущим регионом Ямало-Ненецкий автономный округ остается и сегодня: если до революции добыча пушнины в здешних краях приносила стране 30 процентов дохода, то сейчас добыча местного газа дает более половины бюджета. Ямал можно назвать образом России: от бедных кочевников до миллионеров, от чумов до «виповских» апартаментов. Сюда перебрались люди из Казахстана, из Белоруссии, Украины и других краев, входивших когда-то в состав России.
О духовном окормлении населения ЯНАО рассказывает епископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай, правящий архиерей образованной пять лет назад епархии.
Икона, спасенная ненецкими кочевниками
Владыка, спасибо, что пригласили нас присоединиться к крестному ходу со святыней Ямала. Вы уже прошли более половины пути, посетили пятнадцать населенных пунктов. Нам же посчастливилось только шесть дней провести на Ямале. Расскажите, пожалуйста, об этой святыне.
– Мы провозим по приходам старинную икону Николая Чудотворца, спасенную в годы советской власти местным ненецким населением. Икона была святыней в Обдорске, как раньше назывался Салехард. После революции храм был разрушен, уже никто и не знал, где его святыни, никто не мог об этом рассказать. И случилось так, что в 2014 году нам пишет письмо один человек: он собирается перебираться в другой дом, и есть икона, которую хотелось бы вернуть туда, где она была. И рассказывает историю – он приобрел икону у ненцев.
И те рассказывали, что когда разрушали храм в Обдорске, их предки пробрались в церковь, взяли богослужебные книги, иконы. И эта икона, эти книги путешествовали с ними все последовавшее время. Мы провезли икону по храмам в прошлом году, потом отдали ее на реставрацию в Троице-Сергиеву лавру, и теперь прямо из лавры путешествуем со святыней по ямальским храмам.
А что, так хорошо сохранилось Православие у коренных народов?
– Христианство в этих землях распространялось с XVI века. И сейчас, зайдя в чум к кочевникам, можно увидеть икону. Но годы безбожия оставили след, и коренные народы по-своему воспринимают святыни, обращаются по-своему. Но тот, кто знает христианство, тот и советуется со священниками, и причащается. Есть люди, которые знают неплохо Священное Писание. Это свидетельствует, что народ был по большей части православный.
Смутное время, когда связь с Церковью прервалась, прервалась возможность встретиться и поговорить со священником, принесло свои плоды: многие люди не понимают смысл икон, которые от предков остались, не знают о молитве и о многом ином. Ну, такое ведь не только с этим народом произошло, но и с русским народом. И у нас в 50-е, 70-е годы были проявления суеверий, связанных с похоронами и с вхождением в новый дом... Чего только, бывало, не услышишь. И это у народа с христианской историей в сотни лет, а что говорить про коренной народ… И вот сейчас нужно пастырское слово. Это очень важно.
Священные нарты
– Но они знали христианство. Поэтому с ними кочуют Священные нарты. Всегда.
Священные нарты?
– Да. В каждой семье. Там бывают и иконы, и идолы. Все перепутано. Тем не менее, это есть.
Наверное, и эту икону Николая Чудотворца перевозили на Священных нартах?
– Наверное. И вот икона эта сегодня опять такая святыня! И свидетельство того, что люди из коренного народа не побоялись, но пробрались и спасли ее. Для них образ был святыней.
Владыка, Вы путешествуете уже почти две недели, и в каждом храме служите. Бывает, по три населенных пункта в день посещаете…
– Меня как-то один собрат спросил, читаю ли я каждый четверг акафист святителю Николаю. Я как-то замялся. А тут, наверное, раз 50 уже прочитал, – с улыбкой ответил епископ.
Погода здесь суровая, перепады атмосферного давления. Один из участников крестного хода с инсультом в больницу попал. Как он сейчас?
– Немного отошло. Микроинсульт. Но на десять дней в больнице оставили.
Какую часть округа составляют коренные народы? Они ведь в основе своей кочевники-оленеводы?
– И оленеводы, и рыбаки. Из пятисоттысячного населения Ямало-Ненецкого округа 44 тысячи – коренные народы. Больше всего на территории округа ненцев, они населяют северную часть.
Южную часть – ханты, западную – коми-зыряне, а восточную – селькупы. Их немного, около двух тысяч всего осталось. Как раз мы были в районном центре Красноселькупском с иконой святителя Николая. Зыряне – христиане очень давно, просветитель Коми земли святитель Стефан Пермский в XIV веке проповедовал, а те, которые тогда не приняли христианство за Уралом – это как раз наша часть, они христианами стали уже в XVII – XVIII веке.
В прошлом году Святейший Патриарх Кирилл посещал селение Лаборовая. Помнится, тогда на него произвело впечатление, что он увидел жизнерадостные лица людей, живущих в условиях приполярной тундры в чумах с минимальными бытовыми удобствами. И они сами построили храм. Мы сейчас с крестным ходом сможем туда попасть?
– Фактория Лаборовая – яркое проявление того, как в христианство и сегодня приходят из коренных народов. В факторию попасть не получится, нет такой техники, чтобы добраться туда сейчас. Они построили себе маленький храм из фанеры в тундре, затем нашлись люди, которые помогли построить большой храм. Свою жизнь они связывают с Православием. Не только свою личную, а жизнь своего народа, потому что понимают: без Православия народу не сохранить свою идентичность.
У многих кочевой образ жизни, как в Лаборовой?
– У многих. Но Лаборовая – это все-таки стойбище. А традиционное население кочует вместе с оленями. Чумы стоят. Не одна тысяча и даже не десять тысяч занимаются традиционным хозяйством, а гораздо больше. Сотни тысяч оленей в стадах. Все как 200-300 лет назад. Единственное, сейчас у многих есть сотовые телефоны, спутниковые тарелки.
Передвижные храмы есть?
– Сейчас нет. Потому что когда первые миссионеры ходили, не было столько населенных пунктов, как сейчас. Вот Обдорск был. И был поселок Хэ, от него сейчас ничего не осталось – только часовня в память о священномученике Петре. И был стан в Тазовском, тоже небольшой населенный пункт. Но если в Обдорске какие-то условия были, то, например, в Тазовском это землянка была какая-то, где можно было худо-бедно перезимовать. В Хэ, правда, имелась небольшая школа при церкви. Ну, а сейчас цивилизация распространилась, во всех поселках есть часовни или храмы, туда приезжает священник. У людей есть возможность и побеседовать со священником, и причаститься. Если раньше, допустим, продукты надо было брать с собой на кочевку на год, то теперь они берут на неделю, на две, на три. Могут снова приехать, набрать продуктов – и обратно на кочевье. Поэтому необходимости в таком передвижном храме нет.
Но есть необходимость в том, чтобы священник приезжал регулярно в часовни. У нас священников не хватает очень.
К тому же на севере сложно. Уж если здесь скучают в городах, то что говорить про маленький населенный пункт, где во время полярной ночи, которая длится месяцами, ничего, кроме вьюги, не слышно? Не каждый священник может там трудиться. У него семья, и не всем может климат подойти. Сложно.
Вспомнились слова Вашего помощника при ответе на вопрос о монастырях: «У нас тут один монах – владыка». А были прецеденты, когда священнослужители – ненцы или из других коренных народов?
– Были, но единичные случаи на севере. А южнее, среди хантов, было достаточно много. Ханты отличаются от ненцев, они более доступны были.
Сохранить национальный уклад
поможет только Православие
Но и язычества немало среди коренных народов?
– Человек, выросший в наше время, получивший образование в наших школах, говорит, что он язычник, а сам при этом улыбается. Мы понимаем, что язычник он как хранитель традиций своего народа, и не более того. Это не мировоззрение – просто традиция. Сохранить национальный уклад поможет только Православие, и многие из коренных народов это осознают. И ненцы, народ очень практичный, смышленый, понимают, что сохранить себя они могут только так.
На языки малых народов переводят и Священное Писание. Недавно на ненецком вышло Евангелие от Иоанна. Востребовано оно?
– На своем языке разговаривают в основном, пожилые люди, а молодые немного. Но беседуют в тундре, потому что они ведут кочевой образ жизни со своими отцами, матерями, бабушками и дедушками. Да и сама работа – терминология на их родном языке, пропитана им. Но читают, смотрят все на русском языке. Здесь были попытки на национальном языке распространить Священное Писание. Я познакомился с представительницей Института изучения Библии, она из Южной Кореи, более десяти лет здесь трудится, плохо говорит по-русски, но прекрасно по-ненецки. Вместе с местными жителями она делает переводы Нового Завета, опробует тексты с ними, дорабатывает их. Но не совсем востребованы эти книги, больше на русском языке.
На богослужениях читают Евангелие на местном языке?
– Делаются небольшие попытки, какие-то элементы произносятся на их языках. Но не видно, чтобы это встречало отклик. Нет пока священника из коренных народностей. Был бы священнослужитель плоть от плоти, кость от кости местного народа, конечно, это было бы хорошо.
А есть такие потенциально?
– Есть. Но их надо готовить, с ними надо работать еще много. Посмотрите – Новый Уренгой, большой город, 120 тысяч с лишним населения, а этот город рождает очень мало священнослужителей. Один диакон. Другой приехал из Салехарда, потому что уренгойскому надо ехать на сессию, продолжать учиться.
В храмах мы видели образы местных святых – святителя Иоанна Тобольского, Василия Мангазейского. Он из той легендарной Мангазеи?
– Мученик Василий Мангазейский – это XVII век, начало распространения Православия в здешних землях. Это первый святой за Уралом. Процветал такой город Мангазея. Просуществовал всего лишь 70 лет, Борис Годунов Мангазее в 1601 году статус города присвоил. Прекратил существование в 1672 году. А до этого зимовье там было времен освоения Сибири. Пушнина в ходу, и она была одним из товаров, дорогих товаров, который пользовался спросом в Европе. Такой маленький городок 30 процентов доходов государству давал. Здесь очень интересно. Кроме Мангазеи здесь есть центр России, который вычислен Менделеевым, – Россия 1912 года. Он высчитал центр России в границах того времени, когда в Российскую империю входила, например, Польша. Это юго-восток нашего округа – Красносулькуповский район, Верхнетазовская возвышенность. Рядом находится небольшой населенный пункт Ратты, двести с лишним человек там всего сейчас проживают.
В населенном пункте этот знак стоит?
– Нет. В нескольких километрах от него.
Прямо так рассчитали, среди тундры?
– Методика таких расчетов есть. Так что здесь уникальное место.
Церковь как-то чтит это место – центр России? Крест или часовня есть?
– Нет. Он же с 1912 года смещается периодически.
Отец Андрей
За время нашего путешествия мы встретили такого подвижника, как отец Андрей. За год по пять миссионерских выездов в тундру в кочевья совершает, в одиночестве, практически. И по 50-150 человек крестит за поездку. Как в рассказах XVII века.
– Это все так и есть. Надым – один из миссионерских центров. В Тазовском есть центр. Из Тарко- Сале выезжают в миссионерские поездки, там лесотундра. Батюшка и стойбища посещает. Лабытнанга – приполярный Урал. И на юг округа, где ханты, тоже миссионеры ездят.
Раньше хантов остяками называли? Мы в музее видели археологические находки…
– И селькупов, и другие народы Сибири тоже так называли. Обобщающий термин. Но это разные народы, разные языки.
Северный конвой,
митрополит Петр,
«стройка 501»
О каких местах в крае, связанных с историей страны, имеет особое попечение Церковь?
– На острове Белый есть мемориал и кладбище погибших участников гуманитарного Северного конвоя. Немецкие подводные лодки их потопили, более 300 человек погибли. Там сейчас только метеостанция действует. Поставлен храм-часовня во имя святителя Николая. В прошлом году на юбилей Победы там были памятные государственные мероприятия. Отпевание совершили, потом – чин панихиды. Было найдено участвовавшее в конвоях судно «Марина Раскова», его потопили в 1944-м. Причем удалось обнаружить судно по немецким картам. А в этом году подлодку немецкую нашли. Захоронения нашли.
Имена установили?
– В архивах есть списки участников конвоя.
В поселке Хэ находился в ссылке митрополит Петр (Полянский). Здесь же он и почил?
– Нет. Но здесь он был в ссылке около двух лет. Часовню в память о нем поставили.
Здесь был ссыльный край?
– Сюда ссылали и до революции. В советское время был, например, митрополит Петр. Силами заключенных создавалась так называемая трансполярная магистраль «Чум – Салехард – Игарка». «Стройка 501», она велась с 1947 по 1953 годы. Так и не была доведена до конца.
В Салехарде есть музей имени Ивана Шимановского. Это и есть тот самый миссионер Шимановский, о котором здесь сохранилась память?
– Да. Это его мирское имя, в монашестве он Иринарх. Но не все просто. Сложная фигура. Он здесь хорошо потрудился, этнографические исследования проводил, музей носит его имя. В Средней Азии, на берегу Иссык-куля, был игуменом монастыря. Но он был, как бы это сказать, гуманист. Пришла революция – он надел кожаную куртку, взял револьвер. И такое есть в жизни.
Медведи и куропатки
Отец Андрей рассказывал, как в тундре куропатки под ногами бегали. А я сегодня видела необычную птицу, но, правда, одну.
– Скоро совсем на зиму – ни одной не останется.
Владыка, Вы в своей жизни были и в Мордовии, и в Ярославле, и в Сибири, и в Приморье, а теперь – здесь, в Заполярье. Как Вы воспринимаете этот регион? Многим он кажется депрессивным. Попутчик в самолете рассказывал, что когда после вахты через месяц работы он приезжает домой в Воронеж, то весь месяц ездит на природу, ходит на концерты, в цирк с детьми. А Вы как здесь выживаете?
– Первый год зиму не замечаешь, трудишься. А со временем все равно тяжеловато без солнышка. Когда солнце появляется после темного периода, люди выходят, радуются.
В Сибири я служил четырнадцать лет. Здешняя природа имеет свою красоту. Меня она не угнетает. Конечно, условия здесь более суровые, никуда не деться. Но каждый человек может найти для себя какую-то отраду. Здесь достаточно серьезная инфраструктура создана для того, чтобы человек не чувствовал себя оторванным от большой жизни, – концерты хорошие, приглашают знаменитостей.
Власти об этом заботятся, или и Церковь участвует?
– Власти заботятся о внешнем, о душевном. Церковь – о внутреннем, духовном: приводить людей к Богу. Люди здесь живут достаточно хорошо. Все-таки посмотрите, яркие города…
Да, мы заметили, дома стали раскрашивать яркими красками.
– Сейчас наступает настоящая зима, полярная ночь придет. Но люди тоже привыкли – они начинают украшать свои дома. Администрация даже проводит конкурс, кто красивее украсит свой дом, район, свои окна: летом – цветами, зимой – гирляндами. Люди без солнышка, конечно, скучают, вот и наряжают елки в ноябре, и они стоят до конца февраля.
В Новом Уренгое на днях открылся спортивно-оздоровительный комплекс. Площадки для футбола, волейбола, баскетбола, залы для хореографии, для борьбы. До шести соревнований может там проходить и не мешать друг другу. Бесплатно для детей, платные услуги – только для взрослых.
Если кому- то хочется солнышка, можно взять отпуск как раз на эти тяжелые дни и отдыхать не летом, а зимой.
Владыка, а Вы берете отпуск?
– Конечно. Но ненадолго, недели на две.
А пища? Приспособились? Может быть, есть какие-то свои особенности? Рыба местная…
– Рыба – да кто бы к ней не приспособился, она очень хорошая, вкусная. Всех приглашаем на север покушать этой рыбы. Народ здесь в городах приезжий, питание все под себя подстраивают. Вот, например, Новый Уренгой – ему 40 лет. Ну какая здесь традиция? Здесь недавно только стали появляться улицы, лет пятнадцать назад люди в вагончиках жили. Да и сейчас вы можете увидеть в городе панельные дома «БАМовского» типа. Местные традиции тоже прививаются. Например, кушать строганину. Это вкусно и, самое главное, очень полезно.
Звери на дорогах встречаются?
– Встречаются. И лоси, и олени, и медведи. Даже белых медведей видел очень близко. И бурые есть. Диакон Максим рассказывал: он детский лагерь организовывал, играли в футбол с ребятишками, и в 80 метрах – медведь. Постоял, посмотрел, его даже успели на видео снять. Потом убежал.
Какова протяженность епархии?
– Порядка тысячи километров с запада на восток и тысяча – с юга на север.
За пять лет существования епархии сколько новых храмов появилось?
– В два раза увеличилось количество храмов. Увеличилось число священнослужителей. Храмы полные, народ приходит. Есть населенные пункты, которые мы не охватили. Но и туда приезжает священник, служит. Ведется строительство. На будущий год планируется освящение еще восьми храмов. С учетом тех, которые скоро будут освящаться, это 56 храмов. А было двадцать пять.
Есть трудовые мигранты? Или только те, кто на газовые месторождения вахтовым методом работать приезжает?
– Меняется состав: одни поработали, потом уехали к себе – другие приезжают. Люди не считают это место своим домом. Большая часть населения – русские, есть украинцы, белорусы, представители Средней Азии и Кавказа. Чеченцы есть. В Уренгое была грозненская экспедиция в 70-е – 80-е годы. Там же добывали нефть и газ, и специалисты с Северного Кавказа приехали сюда. Сюда сейчас родственники к ним приезжают. В Муравленко – украинцы; до сих пор центральное здание – это Дом культуры «Украина».
Педагоги православных гимназий
получают не менее
средней зарплаты по региону
В епархии действуют православные гимназии…
– …В Уренгое и в Ноябрьске. Можно было бы и в других городах Ямала открыть, но именно там нашлись подвижники. В Уренгое еще до недавнего времени гимназия располагалась в вагончиках. Так было почти 20 лет, в позапрошлом году только из вагончиков вышли. И люди трудились, не разбегались. Гимназии были малочисленные. В уренгойской – всего лишь 54 человека, и даже в две смены приходилось заниматься. Не было на первых порах старших классов. Сейчас 190 человек учится в Уренгое, это полноценная гимназия с одиннадцатилетним обучением. Бесплатная. Мы даже не можем принять всех желающих. В ноябрьской было 80 учеников, сейчас – 160.
Как удается содержать эти гимназии? «Газпром» помогает?
– Администрация больше помогает. И «Газпром» тоже.
У нас в Москве православные гимназии считаются частными, и поэтому платные.
– Питание оплачивается.
Удается прослеживать судьбы выпускников?
– В семинарию, на регентское отделение, в университеты поступают. В ноябрьской гимназии в этом году из одиннадцати выпускников – пять медалистов. По результатам ЕГЭ. Но выбирают и медицину, и педагогику. Разные пути. Кто-то идет учиться в нефтегазовые институты, университеты в разных городах – в Москве, в Екатеринбурге. В ноябрьской гимназии есть профильные классы. В Уренгое тоже есть профильные классы по духовному образованию. «Газпром» помогает. Мы понимаем, что если бы не помогали предприятия, администрация, невозможно было бы все это делать.
Все-таки вкладываются власти в образование. В Новом Уренгое на концерте молодой человек на гитаре играл. Рассказал мне, что приехал с Урала работать в музыкальной школе. Полстраны обзвонил – здесь самые приемлемые условия. Получил на семью подъемные, заключил контракт на три года, квартира сразу – правда, служебная. Приехал сюда поднять материальный статус семьи. Педагоги гимназии оплачиваются достойно?
– Конечно. Педагог у нас в стране, согласно распоряжению Президента, должен получать не менее средней заработной платы по региону. Здесь средняя зарплата за месяц – 72 тысячи рублей. Но есть люди на Ямале, которые работают за двадцать.
Мы таких большинство встречали. И даже поменьше – 10-15 тысяч зарплата на простых работах.
– Но в среднем здесь педагогам неплохо платят, надо же поручение Президента выполнять. Серьезный подход здесь к школам: в самых отдаленных населенных пунктах стараются сохранить школы, и даже строят. И рождаемость повышается. Вот в Ратте 218 человек живет. Школу, слава Богу, не закрыли, хотя восемнадцать человек в ней оставалось. Но вот в прошлом году одиннадцать человек в первый класс поступили.
Кадетские классы или школы есть?
– Кадетская школа есть в Уренгое. Классы кадетов и МЧС, и МВД, а также казачьи классы. Такие профили. Есть кадетские классы и по школам. Но с ними надо еще много работать.
Казачество потихонечку привлекается к охране общественного порядка, в муниципалитеты. А в некоторых населенных пунктах это единственная сила, на которую можно положиться.
В Красноселькуп, например, попасть невозможно – только вертолетом, жителей называют порой «северные горцы». И вот был случай, кто-то в осаде дом сутки держал – по пьянке или еще по какой причине. Кто сможет порядок навести?
МЧС, МВД. На вертолете…
– Чтобы слетать, например, в Хэ, миллион рублей придется отдать. Это какой бюджет надо иметь? Вертолетами пользуется медицинская авиация. Благо, для кочевий телефоны напокупали. Люди же кочуют – как им сообщить о проблемах? Роженицы...
И как казаки могут помочь?
– Они местные, там проживают и помогают наводить порядок.
А, они там же и живут?
– Трудятся на предприятиях, и еще такое общественное служение у них есть. На массовых мероприятиях помогают порядок поддерживать. На День оленевода, День рыбака.
Популярен здесь День оленевода?
– Очень. Проводят гонки на оленях.
А Церковь как участвует в Дне оленевода?
– Православный чум ставим, иконы. Крещение там совершается иногда.
Много ли сохранилось представителей малых народов?
– Их 44 тысячи. А всего население Ямала – порядка 500 тысяч человек.
Почти одна десятая часть – коренные народы. Не много и не мало, но значительная часть.
– Да, с учетом того, что Ямал – это, по сути, «житница» всей России. Восемьдесят процентов всего газа добывается здесь.
То есть Ямал как был центром России, так, по сути, им и остался.
Портал «Приходы» в следующих материалах расскажет о салехардской миссии в станах кочевников, о высокопоставленных алтарниках Пангоды и других жителях Ямала.
Елена ДОРОФЕЕВА
Фото Сергея ПЕТРОВА
Публикация подготовлена в рамках проекта, получившего грант Международного конкурса «Православная инициатива 2016-2017»
Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:
![]() |
Яндекс-деньги: 41001232468041 |
![]() |
Webmoney: R287462773558 |
Банковская карта |
4261 0126 7191 6030 |
Также можно перечислить на реквизиты:
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82, (499) 161-20-25
В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".
Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.