--

Ученый диакон

24.10.2016

Диакон Сергий после службы

В Алатырской епархии все нетипично. Как здешние монастыри и храмы не похожи ни на какие другие, так и люди ни на кого не похожи. Здесь нет типичных священников, и судьбы их  тоже не типичны. И каждый талантлив по-своему. Эти заметки – только крохотная частичка того, что есть на самом деле, что удалось собрать за три неполных командировочных дня. Ведь за столь короткий срок даже одним словом перекинуться с каждым – затея невозможная.

У диакона Сергия шесть детей, родились они в такой последовательности: сын, дочь, сын, дочь, сын, сын… Старшему сыну исполнилось одиннадцать лет, младшему – один год. И если учесть, что его первенец появился очень рано, еще во время учебы в Нижегородской  семинарии, то вполне можно сказать, что их рождение не мешало, а, скорее, стимулировало его дальнейшее образование. Судите сами: после семинарии он как лучший выпускник сразу поступил в Московскую духовную академию, а параллельно  учился в городе Арзамасе в педагогическом институте на историческом факультете и на философском – в университете. Сейчас продолжает изучать философию в аспирантуре.

А еще он поет (у него замечательный голос) и регентует в хоре Свято-Троицкого мужского монастыря. Рассказывает, что с пением у него получилось очень интересно: с детства был на клиросе в городе Богородске под Нижним Новгородом, и ему даже без всякого музыкального училища предлагали место в консерватории. Но певческой карьере он предпочел другую, еще ребенком решив стать священнослужителем. И не просто батюшкой, а  монахом! Но, видимо, у Господа на этот счет были свои планы.

У Вас семья была верующей?

 – Да, – отвечает.– Хотя отец всю жизнь проработал завпроизводством и директором столовых и ресторанов в Нижнем Новгороде, а мама –  бухгалтер. Но я с восьми лет пономарил, с девяти лет Апостол читал и с детства хотел в семинарию.

Поступил легко и уже на первом курсе познакомился с девушкой, своей будущей женой: с ее братом в семинарии на одной парте сидели, а с ней пели в архиерейском хоре. Она в ту пору уже была регентом, закончила женское епархиальное духовное училище в Нижнем.

А как жену зовут?

– Ольга, она тоже нижегородка, мы даже в одном районе с ней родились: в Сормово, правда, друг друга не знали. В семь лет она по благословению отца Иоанна (Крестьянкина) вместе с мамой, сестрой, которая на семь лет старше, и младшим братом уехала в Псково-Печерский монастырь. Сначала жили при монастыре, потом небольшой домик там прикупили. Десять лет они там прожили. А потом отец Иоанн благословил их ехать к отцу Иерониму. Старшая сестра Юля вышла замуж за священника отца Алексия.

Они живут неподалеку, батюшка Алексий тоже служит в Алатырской епархии; у них девять детей.

–  Мы немножко от них отстали, – улыбается отец Сергий, – у них уже только школьников семеро. А теща у нас просто золотая: то им помогает с детьми, то нам…

Под благословение. Матушка Ольга с детьми

В предыдущих своих заметках об Алатырской епархии я упоминала о том, что все здесь, хочешь-не хочешь, а крутится вокруг мужского монастыря и, конечно же, нет человека из тех, с кем довелось беседовать, который не вспоминал бы отца Иеронима, будь то священнослужитель, монах или мирянин. И это понятно, ведь духовная жизнь в тех местах началась с его послушания, когда он был назначен наместником Свято-Троицкой обители. Вот и с отцом Сергием разговор сам собою коснулся духовничества и непосредственно отца Иеронима.

– Сейчас редко встретишь такую силу веры и молитвы даже в нашем православном духовенстве, она просто притягивает людей и дает образец, как нужно жить и служить Богу. От чистого сердца, предав себя всего воле Божией. Батюшка был очень сильным волевым человеком и при этом со смирением глубоким. С ним рядом служить было великое благодатное чувство.

А он Вас сразу сюда забрал?

– Да, сказал, мол, будешь праздничным диаконом при монастыре. И по сей день трудимся…

А еще Вы отвечаете за работу миссионерского отдела епархии?

– Не за сам отдел, мое послушание – отвечаю за взаимодействие Церкви и общества.

И как взаимодействуете?

– Здесь есть исламский центр и баптисты, порядка 30 человек. В этом году, как раз перед Великим постом, одного баптиста окрестили (улыбается). У нас есть мулла, он человек хороший, занимается боксом с молодежью. Мы конечно держим это дело на контроле: конкретно он не проповедует, но когда у ребят открывается интерес, то он, естественно отвечает и как верующий человек свое слово проповедует. А чем ислам хорош? Пить нельзя, живи здоровым. И родители ребят это поддерживают,  какая им разница... И вот мы провели конференцию, которая была посвящена кризису культуры в аспекте противодействия международному терроризму и экстремизму. Пригласили из московской духовной академии Николая Константиновича Гаврюшина, моего научного руководителя, религиоведа Романа Михайловича Силантьева… Это было нечто! Зал, почти 400 человек, был полный.

А в школы ходите?

– Конечно, у нас за каждой школой закреплен священник.

А Вы лично?

– У меня свой способ миссионерства. Говорю пять-десять минут (речь идет о школьниках – прим. автора), чтобы привлечь их внимание к чему-то самому главному, а потом пою. И, представьте, хорошо пою. Часто выступаю на городских мероприятиях, меня здесь называют «известнейшим исполнителем» (смеется).

На колокольне в обители

С чем приходится сейчас бороться?

– Со стереотипами. Чаще воспринимают священника как некое архаическое существо, который придет и будет учить доброте, всему тому, чего сам не исполняет. И это будет скучно. И вот начинаешь общаться, говорить о том, что Православие – это не некая закрытая от общества структура, а, в первую очередь, та норма жизни, которая дает людям счастье. Как Святейший Патриарх Кирилл говорит, хочешь быть счастливым – люби всех, врагов нет. Вот оно, счастье подлинное! А в нашем городе это очень актуально, тем более что есть такой монастырь. Ребята приходят и видят эту красоту, как  маячок. На колокольню поднялись, и вот она – красота Божия. А там решеточка такая есть, говорю: «А ну-ка, встань сюда» – «А не упаду?» – «Ну что ж, если и упадешь, то на святом месте умрешь» (смеется). И сам встаю: «Вот, представляешь, мы с тобой боимся умереть. А почему? Потому что не знаем, что там. А если умрем, то увидимся с Богом, и Он нас отправит в рай. Почему? Потому что Он нас любит! Но вопрос в другом: мы Его любим?» И вот в этом – ответ на вопрос о смысле жизни, то есть встреча с Богом желанна или нет?

Легко здесь живется?

– Легко или тяжело, можно судить по некоторым социальным аспектам. Магазинов здесь мало, но продукты все натуральные. Нравственно-этическая сторона очень хорошая: люди добрые, отзывчивые. Все отмечают, что монастырь переродил этот город. Самый первый по хиротонии – отец Владимир Теплов, приехал следом за батюшкой (отцом Иеронимом – прим. автора), стал священником, потом настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы, потом нашим благочинным. И он, и другие батюшки рассказывают о том, что первое время в городе было реально тяжело. Но время труда и молитв делают свое дело: люди встречаются, беседуют и теперь видеть священника для них – не дикость. Не как однажды в Нижнем… Мы идем в подрясниках в детском парке, а ребенок поворачивается и показывает на нас: «Смотри, мама, боги идут» (смеется).

Насколько мне известно, Вы до сих пор снимаете квартиру?

– Да, девятый год. Правда, сейчас вопрос на стадии решения…

По городской программе как многодетной семье диакону Сергию Горохову с матушкой и чадами выделили двухэтажный каменный дом почти в двести «квадратов», частично в его финансировании помогла епархия. Когда мы беседовали, уже заканчивались, по выражению отца Сергия, процессы бумажного урегулирования, и он чувствовал себя вполне счастливым новоселом.

Но говорили мы все-таки не об этом.

– Иногда меня спрашивают: сколько у тебя детей? А сколько ты получаешь? А если, не дай Бог, с тобой что случится? Я и сам думаю: шесть детей и матушка, вот поехал, допустим, завтра по послушанию и разбился… Что я оставлю детям? Я оставлю им самое главное – веру в Бога. Если это будет у них, у них будет все! И они тогда не погибнут.

Анна ПАНИНА

Фото Сергея ПЕТРОВА

 

Публикация подготовлена в рамках проекта, получившего грант Международного конкурса «Православная инициатива 2016-2017»


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.