На камени веры

26.09.2016

_PSA7436.jpg

Писать про Алатырскую епархию, с одной стороны, вроде бы легко, а с другой – очень сложно. Легко, потому что образована она недавно – ей нет и четырех лет, а сложно, потому что обо всем просто не рассказать, ведь сделано уже столько чего, порой, и за целую жизнь не переделать – только одних храмов сегодня строится десять.

Епархия входит в состав Чувашской митрополии и состоит из пяти благочиний    в пяти муниципальных образованиях Чувашской республики – Алатырском, Батыревском, Ибресинском, Порецком и Шемуршинском с небольшим провинциальным городом Алатырь во главе.

Говорят, что в переводе с одного из древних языков слово «алатырь» означает «камень, который взят из алтаря». От какого языка пошло такое название, доподлинно неизвестно, ведь исторически это древняя многонациональная территория с многовековым укладом жизни, где бок о бок проживают и русские, и мордва, и татары, и чуваши. Город строился еще Иваном Грозным как крепость и заселялся неслабым по силе духа и веры людом, главным образом, стрельцами, а потому наряду с жильем застраивался и мощными монастырями, и златоглавыми церквами. И этот православный дух не выветрили ни годы лихолетий, ни годы разрух. Вот и после безбожных советских лет, когда, казалось бы, камня на камне не осталось, над городом вновь зазвучали пасхальные колокола. Величественные купола храмов и монастырей глаз сразу схватывает еще на подъезде к городу. Издалека. И уже не остается никаких сомнений, что въезжаешь в поистине духоносную столицу епархии!


Знакомство

Ранее в Алатыре были только викарные архиереи: с 1912-го по 1934-й год и с 2004-го по 2012-й год. И вот в конце 2012 года впервые была создана епархия, а возглавил ее епископ Алатырский и Порецкий Феодор.

– Я служил в храме Рождества Христова в Чебоксарах, сидел в архивах, писал работу по истории Православия, – рассказывает владыка Феодор. – У меня склонность всегда была к этому, еще когда учился в Военно-медицинской академии в Питере, входил в научное студенческое общество, даже печатные работы были в научных журналах. Я занимался парентеральным питанием – это когда человек либо не может есть, либо не должен есть, либо не хочет есть. Чаще всего это бывает в реанимации, когда прооперирован желудочно-кишечный тракт, и надо поставить капельницу, чтобы обеспечить полноценное питание.

Вот и здесь, когда служил, тоже занимался научной работой. Моя дипломная работа в семинарии была по истории первого национального чувашского мужского монастыря – Александро-Невского, недалеко от Чебоксар (с. Каршлыхи Моргаушского района – прим. автора), он сейчас действующий, а освящен был только в 1903 году. Мне сказали, мол, такая хорошая работа получилась, давай дальше развивать эту тему. И я уже начал писать статьи, хотел их в ВАКовском журнале разместить… Но владыка Варнава как-то пришел к нам на службу и говорит: «Давай, в духовную академию поступай, кандидатскую защитишь». А я говорю, что вот я уже готовлюсь – историей занимаюсь. А он: «Давай, давай, мало ли, вдруг архиереем станешь…» (смеется).

_PSA8007.jpg

Видимо, к тому времени митрополит Варнава уже знал, что будет образовываться епархия, вот и приглядывал нового правящего архиерея.

– А через какое-то время вызывает и говорит: «Поезжай в Москву, к владыке Варсонофию», – продолжает епископ. – 4 октября исполняется четыре года со дня основания епархии, а рукоположили меня 2 декабря. Прошло два месяца, и в день памяти святителя Филарета Московского была хиротония в Храме Христа Спасителя.

Всего через несколько дней после хиротонии владыка прибыл в епархию. Спрашиваю его: как встречали первого архиерея, с помпой? «Да, нет, чего там», – скромненько отвечает. А трудное для Вас это место? «Да нет… – опять спокойно говорит. – Тут, слава Богу, до меня потрудились очень хорошо. И владыка Варнава, и наместник отец Иероним (Шурыгин – прим.) – кстати, многих священников он сюда привел. По сути, он был как епископ здесь, как викарий. Он скончался через девять месяцев после того, как я пришел на кафедру. Ему как раз исполнилось 60 лет».

Вписываться в новую среду всегда нелегко. А тут, шутка ли сказать, уже все создано! Люди почти двадцать лет трудились. И прежде всего трудами, молитвой и непререкаемым авторитетом отца Иеронима, вокруг которого сложилась огромная община единомышленников, приехавших со всей России, и каждый, конечно же, задавался вопросом: а куда поведет эта новая «метла»?

Похоже, тогда владыка Феодор принял одно из самых мудрых решений – не мешать, с уважением относясь ко всему, что уже есть, что было сделано до него. И свой ум, энергию, силы направил на развитие вновь созданной епархии.

_PSA7300.jpg

Недавно под епархиальное управление было передано одно из зданий районной больницы рядом с Иверским храмом, которому в этом году исполняется 170 лет, и Домом милосердия, где работает воскресная школа.

– Больница республиканского подчинения здесь находится, но так как у нас хорошие отношения с руководством республики, министерствами, администрацией больницы, то нам отдали построенное в восьмидесятые годы здание администрации, практически свежее. Каменные блоки хорошие, сухой подвал. Им незачем содержать здание, где никакой лечебный процесс не идет, а нам оно подходит, тем более, что перепланировка будет небольшая. До конца года они отсюда съедут, а мы начнем переселяться: нас уже включили в программу на следующий год, – делится планами владыка.

В короткий срок практически по всем вопросам он сумел получить поддержку местных властей, особенно при строительстве новых храмов – их десять сейчас на подходе.

И в этом помог большой жизненный опыт. Если говорить сухим языком, каким обычно пишутся биографии, то владыка Феодор прошел путь от военного врача до епископа Русской Православной Церкви.

_PSA9195.jpg

Эти заметки – о второй части его биографии, епархиальной. И вместе с тем о людях, с которыми постоянно приходится соприкасаться архиерею, – о монахах, городских и сельских священниках, мирянах. О тех, кто специально или случайно повстречался на нашем пути. Конечно, за три командировочных дня нельзя увидеть и услышать всего, однако почувствовать живую жизнь во всех ее проявлениях и красках, пожалуй, можно. А предварит это повествование блиц-интервью с архипастырем.

_PSA7695.jpg

Какие особенности миссии в Чувашии, на что ориентируется епархия, занимаясь катехизацией, просвещением людей?

– Алатырская епархия многонациональная, нужно принимать во внимание национальные особенности не только благочиния, но и конкретного прихода. Так, при миссии в чувашских селах приходится учитывать необходимость проповеди именно на национальном языке, принимать во внимание и сохранение язычества, и попытки его возрождения как якобы исконной народной веры, «детское» восприятие Православной веры, в большей степени обрядовой.

_PSA7374.jpg

Как найти священнослужителя для прихода Алатырской епархии? Кто становится сегодня священником?

– Путей пополнения рядов священнослужителей несколько. Рукоположение выпускников духовных школ, переводы из других епархий, а также привлечение образованных мирян в более зрелом возрасте и направление их для обучения на заочный сектор духовных школ.

_PSA9908.jpg

Можно ли мирянину трудиться в епархии? На каком поприще? Или мирянам лучше просто молиться в храме?

– Считаю, что миряне не должны ограничиваться только посещением богослужений и молитвой в храме. Каждый православный христианин еще должен говорить слово о своей вере, Православии, этому нас учит и Священное Писание. Миряне могут трудиться помощниками благочинных, настоятелей и руководителей отделов по всем основным направлениям церковной деятельности.

_PSA9208.jpg

А что может предложить Церковь, чтобы сохранить села и малые города, находящиеся вдали от больших центров?

– Для сохранения даже самых незначительных поселений необходимо непрестанно окормлять свое «малое стадо»: нужны храмы, часовни, молельные комнаты, должен быть закрепленный за поселением священник, его должны знать жители, прихожане. Священник должен посещать населенный пункт не только при случаях требоисполнения, но и для работы с жителями, для проповеди, для взаимодействия с администрацией. 

Важна работа с органами власти для изыскания возможностей, путей и методов сохранения населения, социальных объектов и структур поддерживающих жизнеобеспечение поселения. Важна и молитва о властях, о народе, причем совместная.


События

Итак, приехали мы в Алатырь накануне церковного воспоминания об Усекновении главы Иоанна Крестителя, в серый субботний день. Без преувеличения скажу, что сразу попали «с корабля на бал»: у ворот Свято-Троицкой обители нас встречали владыка Феодор с наместником монастыря отцом Софронием. Сразу после размещения началось знакомство с епархией. В первую очередь, конечно, с монастырем, ведь владыка Феодор постоянно проживает среди братии, в небольшой келье; отсюда и управляет епархией.

Более подробно о монастырской жизни и его насельниках – в следующих путевых заметках. Однако нельзя не упомянуть о том, какое сильное впечатление производит обитель на тех, кто попал сюда впервые. На нас, например. Если немного отстраниться от реальности, то вполне можно представить, что попал не в российскую глубинку, а не меньше, чем на средиземноморское побережье. Именно на такой лад настраивает его внешний вид: и расположение монастыря, который находится на высоком месте, и вся его архитектура, и многочисленные клумбы с цветами, и фонтан в античном стиле, и расцвеченный красными рыбками пруд…

Однако начнем все по порядку.

_PSA7780.jpg

Вечером в храме Иоанна Предтечи – праздничное богослужение, которое возглавил владыка Феодор. А в сам день праздника, помимо Божественной литургии, архиерей прошел крестным ходом по городу, так как 11 сентября – еще и Всероссийский день трезвости отмечается, надо было лишний раз напомнить людям об этой серьезной проблеме, которая в нашей стране особенно остро стоит среди молодежи. И хотя этой самой молодежи на крестный ход вышло немного, как обычно случается – большей частью священство да люди престарелые собрались, но, как говорится, был бы прецедент, а там жизнь покажет…

_PSA7579.jpg

Еще одно знаменательное событие этого дня – годовщина открытия детского реабилитационного центра, названного в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Центр появился год назад по инициативе епархии, его возглавил настоятель Иоанно-Предтеченского храма отец Андрей. Он сам многодетный отец, и кому, как не ему, понимать всю боль молодых родителей, растящих больных детей, большинство которых – «дэцэпэшники».

Начинали в небольшом помещении, но в течение года сумели договориться с администрацией и местными депутатами о расширении. И сегодня реабилитационный центр занимает почти весь первый этаж многоэтажки; большинство комнат уже отремонтированы, есть специалисты абсолютно по всем направлениям детской реабилитации, которые принимают не только местных жителей, но даже детей из соседних регионов, из Мордовии, например.

Отмечалась эта дата очень торжественно: при участии первых лиц города, с речами, с наряженными родителями и детишками, с концертом и подарками.

_PSA7069.jpg

С сердечными пожеланиями выступил перед собравшимися Алатырский архипастырь. «У владыки (Луки – прим. автора) был дар Божий, он положил свои знания и силы на исцеление людей, – сказал епископ Феодор, – но самые большие труды он понес на духовной ниве, служа людям. И то, что наш центр носит его имя, очень значимо. И такой праздник тоже имеет большое значение. Как известно, в годик почти все дети начинают ходить, и вот нам исполнился год, и мы достаточно твердо встали на ноги. Мы уже идем туда, куда нас ведет Господь, куда ведут его заповеди, говорящие о том, что мы должны совершать дела милосердия. Дай Бог, чтобы наши ножки становились крепче из года в год, чтобы с возрастом мы научились еще и говорить, своими делами восхваляя Господа».

А потом вместе с администрацией города, местными депутатами, докторами и другими гостями мы прошлись по центру, который просто поразил наше воображение. И масштабом, и тем, что каждая комната не похожа на другую, выполнена в жизнерадостных тонах, что очень важно для маленьких детей. Тем более, для детей особых. Где-то – с зеркальными потолками и веселыми бабочками, где-то – еще и с какими-то замысловатыми висюльками. Все вокруг настраивает на такой позитив, что оттуда не хочется уходить. Нам сказали, что в планах – еще и Соляная пещера, оборудование которой уже началось, и еще много чего интересного и полезного будет…


Встречи
Отец Иоанн и дятлы

С владыкой за рулем выезжаем из города, наш путь – в село Алтышево, к отцу Иоанну, батюшке просто легендарному: почти сорок, а точнее, 39 лет он служит на одном месте сельским священником. Как мимоходом замечает епископ, глава местной администрации, прежде чем что-то сделать, советуется с настоятелем местной церкви отцом Иоанном, и временами алтарничает у него.

_PSA8110.jpg

Дороги в епархии, надо признать, не автобаны, но владыка водит машину виртуозно – с 1979 года за рулем. На нашем пути сразу несколько «счастливцев» с домкратами повстречались, мы же, слава Богу, добрались без происшествий. И не только в этот, но и на следующий день.

– Как только женился, с академии выдернули – и все, сразу сюда. Двадцать четыре года было. Сказали: хватит сидеть на папиной шее, – рассказывает отец Иоанн.

– А папа – духовник епархии, протоиерей заслуженный, почетный настоятель Введенского кафедрального собора в Чебоксарах, и родной брат – архиерей, митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий, – добавляет владыка.

Одним словом, преемственность. Служить Богу – дело семейное.

– Это настоящее мордовское село, поначалу даже приходилось мне исповедь на мордовском принимать, – смеется отец Иоанн, – бабушки старые были, за девяносто. Ну, как мог, понимал. А сейчас, конечно, все на русском говорят.

Пока стояли у церкви, все проезжавшие мимо на авто селяне кивали своему протоиерею и, к его большому удовольствию, чего он совсем не скрывал, крестились на храм. Слава Богу, все тут православные. Однако сильно переживает батюшка по поводу того, что все меньше народу остается на селе: молодежь разбегается, кто куда. Кто-то работает вахтовым методом в Москве, кто-то – в Ямало-Ненецком округе. Сообщил, что нынешний глава поселковой администрации работал в Якутии, мол, там много чего нахватался, молодой еще, сорок лет всего.

Сам батюшка еженедельно наведывается в местную школу – говорит, нельзя дать ей закрыться. И нельзя дать закрыться почте. По его мнению, если центр есть, то и село живет, а если школа закроется, то и молодежи не будет…

_PSA7921.jpg

А молодежь в селе все-таки хорошая. Ребята своими силами построили у храма летнюю беседку, очень добротную – бревенчатую из калиброванного бревна. Мордва умеет строить!

Дверь в нее не закрывается на замок. Отец Иоанн специально оставляет ее открытой, чтобы любой мог зайти попить чайку, все необходимое для этого приготовлено: кружки, чайник. В углу –икона с горящей лампадкой (на солнечных батарейках), все чисто и культурно.

У храма – захоронение конца XIX века. Там покоится местная жительница Татьяна Рузавина. Она на свои средства построила этот сельский храм, при храме жила и так в девицах скончалась. Вместе с другой жительницей села она ходила пешком в Иерусалим, оттуда паломницы привезли много церковной утвари, которую потом продавали. Только одна строила на эти деньги себе дом, а другая – храм. О той в памяти народной не осталось ничего, даже имени, а об этой помнят и по сей день.

Сам Казанский храм – деревянный, 1904 года, где все осталось нетронутым, кроме обшивки и колокольни. Батюшка волнуется, что колокольню дятлы «как пулеметами обстреляли».

– Каждый год прилетают и строчат, я две обшивки снял, а там бревно еще пробито… Это каким же носом надо обладать, чтобы вот туда внутрь пробиться! Это у нас слабое место – колокольня… А строили тогда вы знаете как? Десять возов привезли; бревна, как свечечки, лежали, ведь наши ребята сами выбирали лес, даже с одной поляны выборно брали.


Когда Богородица плачет…

При входе в Свято-Троицкую церковь села Иванькова висит простая коричневая табличка, на которой написано: «Освящалась –1890 – года Сентября – 23 – дня». Настоятель храма отец Константин не меняет ее специально, хранит для потомков. Хотя есть и новая табличка, она установлена сбоку.

_PSA8997.jpg

Иваньково – русское село, а сам батюшка – чуваш по национальности, служить сюда приехал молодым священником после окончания Московской духовной школы, и вот уже четвертое десятилетие дослуживает.

_PSA9125.jpg

Храм этот никогда не закрывался. Правда, в советские годы пытались закрыть неоднократно. Рассказывает: приезжает комиссия из города и требует отдать ключи от церкви. Входят в храм, а следом за ними – незнакомая женщина и так плачет, встав слева от алтаря, что сердце разрывается. Потом выходит на улицу – они за ней, а она, как сквозь землю – нет нигде, и даже следов на тонком снегу нет. «Что такое?» – спрашивают. Приезжают в другой раз – та же картина: опять приходит женщина и заливается слезами. Выскочат за ней, а она будто растаяла. Поездили-поездили, да так ни с чем и остались…

Про набожность отца Константина в епархии ходят легенды. Якобы, когда он служил срочную, командир, встав перед строем, спросил: «Кто тут у нас в Бога верит?» Вперед вышел самый маленький и щупленький. «Я! – сказал. – Рядовой Иванов». – «Так вот, если кто его тронет, – неожиданно повернул комбат, – то дело будет со мной лично иметь».

А было это в застойные советские годы в стройбате, где дедовщина процветала буйным цветом.


Елена, Валерий и баба Вера

Сойгино – село чувашское. В нем никогда не было храма, и вот, наконец, он появился. Появился, можно сказать, «по инициативе снизу». Один из жителей села Валерий Уткин, приехав в Нижний Новгород на заработки, увидел там разные храмы и однажды задумался: а почему бы в нашем селе не построить церковь? Поделился этой мыслью с женой Еленой. А она – ему под стать, тоже женщина с мечтами, да еще предприимчивая – потихоньку начала собирать общину. 

_PSA9281.jpg

Сами удивились тому, как быстро сложился приход, заручились поддержкой епархии и... Сначала поставили часовенку, вернее, Валерий практически один ее срубил. Потом к храмостроительству подключились соседи. Так мало-помалу, день за днем, всем миром и поднимали.

_PSA9233.jpg

Сегодня только диву даешься тому, какой замечательный вышел храм – картинка, да и только! И вокруг вся территория – просто загляденье, со своим обустроенным прудом, с цветами.

Цветы – это чисто еленина работа. А еще она – чтец в храме, причем читает и на церковнославянском, и на своем – богослужения в Сойгино совершаются на чувашском языке. 

_PSA9341.jpg

Ее муж Валерий вполне освоился со звонарским делом. С колокольни все село просматривается – красиво! Так и живут, дружно и ладно.

_PSA9413.jpg

Еще в их семье есть уникальная бабушка – это родная тетя Елены по отцу, баба Вера. Ее дом – просто музей, и внешне и изнутри – сплошной антиквариат. По сохранившимся старым вещам можно изучать и чувашскую культуру, и краеведение. Два набитых сундука с одеждой, ткань для которой ткала сама баба Вера еще в молодые годы, могут рассказать о многом. Например, как они с родной сестрой собирались, да не вышли замуж – свадебные наряды так и лежат нетронутыми. 

_PSA9487.jpg

А какая вышивка кругом, какие кружева! На сельских праздники в таких одеждах вся деревня ходит. Традиции предков здесь чтут свято. Много ли осталось их сегодня в нынешней России?


На костях мучеников

В поселке Первомайском тоже строится деревянный храм. Но в отличие от того же Сойгино или близлежащего села Новые Айбеси, где тоже полным ходом идет строительство нового храма, к своему эти местные жители почти не проявляют интереса. Видимо, потому, что население здесь особенное: в Первомайском проживают потомки тех, кто сидел, и тех, кто их охранял. Это место имеет печальную славу, здесь никогда не было жилых поселений, а только лагеря, в которых содержались заключенные со всех уголков бывшего СССР; немало было среди них и священнослужителей, один из них – схиархимандрит Игнатий (Лебедев).

Еще это место называют чувашским Бутово, потому что на глубине 50 сантиметров лежат человеческие останки. Вокруг повсюду, куда ни глянь, – сплошные захоронения. До сих пор жив водитель, который был свидетелем того, как трупы сбрасывали прямо в овраг и оставляли, слегка присыпав землей.

_PSA9757.jpg

Несколько лет назад сюда проложили дорогу, практически на костях мучеников. До этого здесь была только узкоколейка, по которой перевозили заключенных.

Мы побывали там 12 сентября, в день памяти погибшего в этом лагере священномученика Игнатия. К месту его мученической кончины постоянно приезжают паломники; считается, что место его погребения находится прямо под шоссе. Мы подъехали к этому месту, когда возле установленного ему памятника монашествующие Алатырского Свято-Троицкого монастыря и миряне служили молебен.

Напротив на поляне, у границы поселка, установлен большой помост. Уже стало традицией в день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской совершать здесь богослужения. Первая литургия здесь была отслужена сразу после учреждения епархии, в 2013 году.

– Из года в год все больше и больше людей приезжает, много священников, поэтому сделали новый большой помост… Сначала в 8 часов утра служится Божественная литургия, потом – панихида, молебен. Трапезу в школе устраиваем (хорошо помогает районная администрация), генератор привозим, делаем озвучку, устанавливаем микрофоны. Помню, в один год большой ливень был, но никто не ушел, и даже никто не заболел, – вспоминает владыка с улыбкой.

_PSA7430.jpg

12 сентября впервые за все три дня нашей командировки, наконец-то, выдался теплый солнечный день. По всей дороге почти до самого Алатыря по обочинам стояли легковушки: на охоту вышли грибники. Год нынче грибной. Даже мы нашли несколько белых…

Анна ПАНИНА

Фото Сергея ПЕТРОВА

Публикация подготовлена в рамках проекта, получившего грант Международного конкурса «Православная инициатива 2016-2017»


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.