Дважды сестра
22.03.2017
В минувшем году по инициативе руководителя епархиального отдела по социальному служению протоиерея Вячеслава Шемякина и с благословения правящего архиерея было учреждено Сестричество милосердия в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), объединившее прихожанок двух ахтубинских приходов – храма Архистратига Божия Михаила и кафедрального собора Владимирской иконы Божией Матери. Процесс образования сестричества проходил в не вполне традиционно для подобных случаев ключе: небольшая группа неравнодушных женщин, осуществлявших социальное служение на приходах и за их пределами, сложилась уже давно, и к моменту образования сестричества представляла собой сплоченный коллектив, теперь же предстояло выбрать старшую сестру и дать сестричеству духовника. Первой среди равных сестер стала Людмила Денисова, детская медсестра Ахтубинского роддома, чьим основным послушанием была и остается организация взаимодействия Церкви с руководством и пациентами Центральной районной больницы. Духовно окормлять женщин был призван иерей Александр Степанов, клирик кафедрального собора. Для всех участников сообщества настало время решить несколько непростых задач: осмыслить себя в новом качестве, вступить на новую ступень ответственности и «заметности» для окружающих… В интервью с Людмилой Валерьевной – разговор о профессии медсестры и служении сестры милосердия.
Людмила Валерьевна, Ваша профессия сама по себе в своем идеале не может быть не сопряжена с милосердием. Но как начался Ваш путь к вере, которая для дел милосердия – основной источник вдохновения?
– В этом большое влияние оказала на меня моя бабушка. Обе мои бабушки учили правильным вещам. Одна из них – больше нравственности, а вот другая много говорила о Боге, научила молиться. И уже мои дети слушали истории, которые когда-то она рассказывала мне. Помню свои детские впечатления от храма Архистратига Михаила. Сама я родом из Пироговки, но в детстве бывала здесь, и храм запомнился мне большим и светлым.
В Ахтубинск Вы вернулись…
– Да. Уже когда получила распределение после окончания Астраханского медучилища. Сначала год провела в Болхунах, а потом уже приехала сюда. На тот момент уже была замужем. С моим будущим супругом мы всегда, с самого детства жили рядом и позже узнали, что мы седьмое поколение от одного рода. В селе это несложно проследить.
Когда в стране начался «развал», нужно было как-то спасть детей, и мы привели их в нашу воскресную школу. Дети росли, и я росла с ними: поступила на катехизаторское отделение в Волгоградское духовное училище, ездили туда и дети в православный лагерь. И когда они стали подростками, этот необходимый духовный стержень у них уже был. Очень помогал и всегда наставлял отец, ныне архимандрит Андрей.
Как Вы вошли в актив прихожан, трудящихся и по сей день на разных поприщах в храмах и за их пределами?
– Я сама раньше преподавала в нашей воскресной школе, а позже мы занимались уже и со взрослыми на специальных курсах. Здесь я делала все, чему нас учили в училище, – преподавала закон Божий, готовила праздники. С кем-то мы ходили в больницу, в городской приют, вместе ездили в Сасыколи, где уже образовалась на тот момент своя небольшая община. Так и сложился костяк. Когда вместе, когда сообща, Господь помогает. Потом кто-то пошел на клирос, кто-то на другие послушания, а я в основном стала помогать по больнице.
Предполагаю, что путь к тому уровню взаимодействия больницы с Церковью, какой есть сегодня, был непростым.
– Господь открывает двери. Сначала нас, наших батюшек не пускали, даже детей крестили мы только мирским чином, а потом постепенно стали пускать в детское отделение, потом инфекционное, а теперь уже везде. Я знаю, что несколько человек, наших сестер, долго молились о том, чтобы при больнице у нас была часовня, и Господь дал. Теперь там регулярно служатся молебны. Каждую неделю проходим по отделениям, собираем списки, в то же время происходит беседа с людьми, проповедь. Служатся молебны и в роддоме, в столовой. Рассказываем о праздниках, о святынях, которые бывают в городе.
У нас иконы в каждом родильном зале, каждый год приходят батюшки освятить, окропить все помещения; сотрудники сами просят, особенно когда становится тяжело.
То есть все при деле, все трудятся. Что же изменится теперь, когда создано сестричество?
– Нам пока трудно это предугадать. Сестричество наше только в стадии становления. Нас двенадцать человек. Решение принято официально, многие из нас написали уже соответствующие заявления, но нужно понимать, что надлежащего опыта у нас пока нет. Нужно не только почитать о том, как должно быть, но и изнутри посмотреть. Я ездила как старшая сестра с отцом Вячеславом в Москву, кое-что для себя там почерпнула, все в блокнот записала. Но считается, что нам рано еще проходить через чин посвящения, и мы пребываем в готовности: собираемся регулярно, фартуки пошиты, косынки батюшка Вячеслав привез, каждая из нас все это подготовила, книжки закупили, а теперь – как Господь управит.
В чем сейчас заключается основная трудность для Вас и других сестер?
– У нас много направлений для приложения усилий как на приходе, так и в семьях. У нас есть старенькие бабушки, наши молитвенницы, многие из них нуждаются в уходе. У многих есть внуки, семьи, нам нужно и в них хранить мир и согласие. Но я боюсь свою волю творить: если Господь позвал, значит, надо идти и делать. Прежде чем согласиться на место старшей сестры, я спросила разрешения у мужа, затем у отца Андрея. Как говорят, позаботься о Божием, и Господь позаботится о твоем.
Есть и другие сомнения. Сестры по любому поводу поднимаются и идут помогать, они всегда рады возможности послужить за весь свой род, например, кого-то накормить от своих трудов. Но если раньше мы старались делать это незаметно, то сейчас получается больше на виду. Это кажется не совсем правильным, но в то же время есть понимание, что молодому поколению нужен какой-то добрый пример. Ведь очень немногие молодые люди сегодня знают, как ухаживать, например, за стариками, а самое главное, имеют желание это делать и не брезгуют. Среди нас есть несколько сестер, которые твердо стоят на том, чтобы сестричество наше развивалось. Поэтому – как Господь благословит, как архиерей, батюшка благословят, так и будет.
А что нужно прежде всего, на Ваш взгляд, для того, чтобы сестричество развивалось?
– Главное, чтобы ладно было все среди нас, сестер, чтобы мы притерлись друг к другу, чтобы царила любовь. Господь создает нам особые условия для спасения души. И люди смотрят сначала на наши дела.
Ваше служение в больнице – это работа с детьми и молодыми матерями. Она каждый раз требует особой отдачи, наверняка сопряжена с эмоциями, переживаниями. Как с этим справиться?
– Господь дал мне пережить такой период, когда каждого ребенка я встречала как ангела. Сегодня память об этом осталась, но на первое место уже вышел профессиональный навык. Бывают срывы, когда вижу, что мамы больше себя жалеют, потом каюсь, понимая, что говорила с осуждением.
Мамино отношение очень важно, но что бы ей ни говорили, она принимает все равно свое решение; особенно если у мамы уже второй, третий ребенок, ее ничем не переубедишь. Если она ленится наладить грудное вскармливание и приносит тайком смесь, то ничего не поделаешь – вопрос только в том, зачем же тайком...Кто-то не понимает, что роды – это травма не только для матери, что ребенку тоже было тяжело и страшно. Потрудись 30 минут, выложись, ведь вся его жизнь закладывается в этот момент.
Бывает, рад бы помочь, но как будто что-то препятствует – у Господа Своя воля. А бывает, что женщин спасают в самых сложных случаях. Однажды рожала у нас пятнадцатилетняя девчонка, неожиданно открылось кровотечение, и как раз и кардиолог, и реаниматолог – все оказались в нужное время рядом. Не все в нашей власти.
Какие есть чаяния и надежды, связанные и не связанные с Вашим служением?
– Стараюсь не мечтать. Хотя сейчас говорят, что нужно все планировать. Есть у нас коллективное желание с сестрами, чтобы в городе со временем появилась богадельня.
Еще хочется прожить жизнь так, чтобы за меня кто-то хотел помолиться. Моя бабушка молилась за нас всех, а когда она умерла, мы все – мама, тетя и я – были рядом и молились. Когда умирала мама, Господь послал утешение: за нее тоже помолились все; и дети мои, каждый, хоть немного, но почитал.
Конечно, молюсь о своих детях, внуках, крестниках. Один из моих сыновей служит на границе в Крыму, за него сугубая молитва. Когда я училась в училище, видела, как поднимается мужской православный дух, особенно это чувствовалось, когда они, мужчины, хором пели. Лишь бы не было войны...
Беседовала Серафима ШЕЛКОВНИКОВА
Публикация сайта Ахтубинской епархии
Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:
![]() |
Яндекс-деньги: 41001232468041 |
![]() |
Webmoney: R287462773558 |
Банковская карта |
4261 0126 7191 6030 |
Также можно перечислить на реквизиты:
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82, (499) 161-20-25
В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".
Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.