Междуречье

28.09.2016

_MG_9841.jpg

Ахтубинская епархия включает шесть районов Астраханской области, раскинувшихся вдоль Волги и Ахтубы. В этом междуречье переплелись христианские, а также мусульманские народы – наследники Астраханского ханства. Сюда, в стан Золотой орды, ходил в XIV веке митрополит Московский Алексий, по просьбе хана исцеливший от слепоты его мать Тайдулу. По преданию, это чудо подвигло немало ордынцев принять Православие. О сегодняшнем дне епархии, образованной три года назад, рассказывает епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний.

2121.png

Владыка, когда еще был Игорем Шамсуллаевичем Азизовым, закончил мореходку, Астраханский государственный университет по специальности инженер-электромеханик. После Духовного училища принял монашеский постриг, семь лет был насельником Иоанно-Предтеченского монастыря в Астрахани, шесть лет учился на заочном отделении Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и имеет диплом преподавателя религиоведения государственного образца. Поэтому все нюансы межнациональных отношений ему знакомы.

_MG_9669.jpg


Казаки и казахи

Владыка, живут ли здесь сейчас потомки ордынцев?

– Трудно сказать, это же кочевые народы. Епархия вытянута по северу Астраханской области, и мы располагаемся аккурат между Волгоградом и Астраханью. Это две трети территории Астраханской области, население порядка 220 тысяч; чуть меньше половины – этнические мусульмане.

А потомки казаков есть?

– Правая сторона от Волги в нашей епархии наиболее традиционна – казачьи станицы. Сохранилось достаточное количество храмов, правда, в разном состоянии. Дореволюционные церкви большие, построенные в свое время рыбопромышленниками, они свидетельствуют о том, что людей было больше, уровень духовной жизни тоже был значительным. По левой стороне остался один большой каменный храм и пара деревянных, а все остальное было разрушено до основания.

_MG_1070.jpg

Миграционные потоки до сих пор существуют, как во времена Орды?

– Немного похоже. На моей памяти этнический состав сменился уже дважды. Если в моем детстве, помимо русского населения, было значительное число татар, то начиная с конца 1980-х – начала 90-х, со всеми кавказскими событиями, очень много приехало кавказцев из Дагестана, Чечни, другие национальности.

Астраханский регион всегда был многонациональный, но больше юг, а северные районы были, в основном, русские.

Близость с Казахстаном сказывается на этническом составе епархии?

– Сейчас начались новые миграционные процессы: примерно с начала 2000-х годов начинает приезжать большое количество казахов. Казахстан граничит с Астраханской областью на протяжении 300 километров, а с правой стороны – граница с Калмыкией. И сейчас казахов – почти 20% населения области. У нас в епархии казахов, наверное, процентов сорок.

А русские из Казахстана сюда переезжают?

– Было какое-то количество, но сейчас немного.

_MG_9180.png

 

Каменный яр, Черный яр, Капустин яр

Интересные названия селений, многие с приставкой «яр».

– Означает высокий берег, возвышенное место. Во время паводков часть прибрежной территории затапливается, поэтому строили на возвышенных местах. Относительно, конечно, возвышенных. В основном здесь степь – «степь да степь кругом»…

_MG_9102.jpg

Но больше русских названий...

– Мы едем по правому берегу Волги. Регион чем сложен – здесь постоянная миграция.

Мой прадед приехал сюда из Пензенской губернии, прабабушка – из Смоленской губернии. То есть с XIX – начала XX века много людей приезжали сюда. Плюс, ссыльный край был, потом – советские переселения. И каждый народ привносит свой колорит, но коренных моментов становится меньше, меньше традиций, к которым можно апеллировать.

_MG_9343_1.jpg

Мы сейчас едем по Черноярскому району. Из шести районов епархии он самый русский и самый традиционный. Именно поэтому у нас здесь практически в каждом населенном пункте зарегистрирован приход, хотя в этих местах и определенный процент нерусского населения присутствует.

Все районы нашей епархии друг от друга отличаются. Черноярский – он более традиционный, исторически казачий. Люди крепкие, коренастые. И здесь, по милости Божией, восстанавливается много храмов. Вот в том селении церковь тоже находилась в плачевном состоянии, но оказалось, что в свое время одним из благотворителей храма был прадед нынешнего губернатора. Губернатор проникся, и восстановили этот храм. Хотя населенный пункт очень маленький – около тысячи жителей.

Да. Нам местные уже с теплотой рассказали о деяниях губернатора.

– Это в Старице, куда мы сейчас едем. Восемьсот человек проживают, а храм огромный – все селение можно туда уместить сейчас. Купцы-промышленники в свое время строили.

И дальше есть храмы, но не такие масштабные. Вот в Вязовке маленькая церковь, строили уже сейчас всем миром; в прошлом году освящали.

_MG_9182.jpg


Томатную пасту загружали
 по трубам прямо на баржи

Люди как на жизнь зарабатывают? Сельское хозяйство сейчас развито?

–  Арбузы да помидоры в основном. В советское время огромные площади полей обрабатывались; сейчас тоже сельским хозяйством занимаются, за последние годы заметен прирост, но есть свои трудности.

_MG_9166.jpg

Животноводство?

– Процветает, особенно овцеводство. У нас поголовье скота выше, чем в советское время. Но проблема в том, что раньше предприятия по переработке продукции практически в каждом районном центре были. Огромные перерабатывающие заводы, консервные – от и до. Их теперь нет. Томатную пасту по трубам направляли и загружали прямо на баржи. Сейчас все до основания разрушили, приходится начинать новый процесс. Недавно приезжал премьер. Построили перерабатывающий завод большой мощности по переработке томатов – на 6 тысяч в сутки.

А так что с овощами, что с животноводством главная проблема – переработки нет.

А заводов по производству черной икры не делают больше? Что-то уже давно не видно в магазинах. Можно сказать, с советских времен.

– Да. Нюанс: край рыбный, но на самом деле обилие рыбных запасов народ испортило. В наше время ценных пород осетровых не стало – это связано с экологией, с регулируемым потоком воды. И получилось, что этим жить нельзя сейчас.

11212.png

Опыт потерян. Здесь до революции выращивали пшеницу, овощи, то есть регион был очень крепким сельскохозяйственным  – это был другой способ производства, не фермерский. В наше время и колхозы были разрушены, навыки утеряны. И сейчас очень тяжело людям научиться заново работать на земле, работать именно вместе, поддерживая друг друга.

_MG_9890.jpg


Этнических мусульман подзуживают,
 но в целом остановка спокойная

– Наш край всегда отличался миролюбием, у нас никогда практически не было конфликтов, межнациональной или межрелигиозной розни. Они извне подогреваются периодически, но в общем и целом обстановка спокойная.

Этнические мусульмане строят мечети?

– Да, конечно, но не сказал бы, что очень много – в основном, в местах их компактного проживания. Тут есть свои сложности: мечети часто делятся по национальному признаку.

Очень часто так бывает, что когда мы начинаем восстанавливать или строить храм, этнические мусульмане нам помогают. Живем мы здесь очень мирно.

Да и вообще, я часто говорю о том, что мы все для внешних народов – русские: русские казахи, русские чеченцы, даргинцы, татары и другие. Русский – это принадлежность, прежде всего, к цивилизации. Нельзя нам мыслить в узком этническом смысле – тогда будут проблемы с государственностью, как случилось в начале 90-х годов прошлого века.

_MG_9433.jpg

Какова в целом статистика по количеству храмов?

– Сейчас у нас зарегистрировано 45 приходов. За последние три года мы полностью восстановили большой храм в селе Солодняки – вы видели. Вернули к жизни три старых храма, то есть возобновили служение в них Божественной литургии. В этом смысле у нас практически нет брошенных храмов, обо всех мы, так или иначе, имеем попечение и заботу, стараемся сделать необходимый минимум, чтобы храм жил. Новые храмы возводим но, конечно, совсем небольшие. Таких построили три, еще два – в процессе строительства.

_MG_0946.jpg


В кафедральном граде

Знакомство с епархией завершилось в Ахтубинске. В кафедральном соборе в честь Владимирской иконы Богородицы отмечался престольный праздник.

– Преподобный Кирилл, игумен благоустроитель, когда был прислан на Астраханскую землю Иоанном Грозным, пришел сюда с двумя образами: Владимирским и иконой Николая Чудотворца. Именно поэтому нижний храм кафедрального Успенского собора Астрахани освящен в честь Владимирской иконы Богородицы, – сказал после литургии епископ Антоний.

Владыка вручил активным помощникам прихода архиерейские грамоты. Среди них – Людмила Денисова. Она христианка, работает медсестрой в местной больнице в отделении акушерства и гинекологии, помогает женщинам беседой, молитвой, уходом.

0634.png

Храм на Божественной литургии был переполнен – вместе молились и русские, и казахи, и чеченцы.

Портал «Приходы» продолжит рассказ об Ахтубинской и Енотаевской епархии. В следующих материалах – о патриотах благотворителях, «предпринимательской» иконе и о военном служении духовенства.

Елена ДОРОФЕЕВА

Фото Марии ТЕМНОВОЙ

Публикация подготовлена в рамках проекта, получившего грант Международного конкурса «Православная инициатива 2016-2017»


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.