При поддержке Управления делами Московской Патриархии

От Димитрия к Успению

08.06.2018

_E0A1318.JPG

В рубрике «Епархии: знакомые и неизвестные» продолжаем рассказ о Салаватской епархии. Как изменились жизнь храма и даже его имя с получением статуса кафедрального собора, к какой святыне местные жители особенно прикипели душой, сколько километров пешком проходит владыка, участвуя в крестном ходе к месту явления Табынской иконы, празднование которой совершается сегодня, 8 июня, и в какие части света заводят поиски утерянного в послереволюционные годы исторического образа, а также о том, как прожившая 115 лет преподобная и сейчас помогает страждущим людям, читайте в репортаже Анны Паниной.

 

Город и храм

До 2013 года главным в городе Салавате считался храм во имя благоверного великого князя Димитрия Донского. Но с появлением Салаватской и Кумертауской епархии ее епископ – владыка Николай – обратился с ходатайством к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу о переименовании Князь-Димитриевского храма в Успенский, и это ходатайство было удовлетворено. Так главным храмом Салаватской епархии стал Успенский кафедральный собор.

Говоря о главном храме Салаватской епархии, нельзя не сказать о городе, где находится епархия и название которого стало первой частью и в ее наименовании.

Салават – относительно молодой город, в этом году 30 июня он будет отмечать свой 70-летний юбилей. На этот же день запланировано и освящение Успенского собора – его главного, верхнего, придела.

В 50-х годах, когда город активно развивался и рос, в нем не было ни одного храма, и молиться верующие ездили в соседний город Ишимбай, где находилась единственная на всю округу старая домовая церквушка. И только в 80-х годах в Салавате появился свой первый домовый храм, расположенный в бывшей котельной и прослуживший верой и правдой почти двадцать лет. В 1994 году, на Преображение Господне, епископ Уфимский и Стерлитамакский Никон, ныне глава Башкортостанской митрополии, заложил и освятил камень в основание будущего храма, который был открыт для верующих в 2002 году. Итак, храм был построен, но не расписан, и только с образованием в 2012 году в составе митрополии Салаватской епархии и назначением на эту кафедру епископа Салаватского и Кумертауского Николая у главного городского храма появился статус кафедрального собора и началась новая жизнь.

_E0A1777R.jpg

И собор, и епархиальное управление находятся на одной очень живописной территории, где посажено множество хвойных и лиственных деревьев. А помимо этих двух зданий здесь же, за красивым кованым забором с мощными воротами, расположено здание воскресной церковно-приходской школы, которое сегодня находится в состоянии реконструкции, и в скором будущем к ней прибавится еще довольно внушительная площадь для занятий, ведь, как сообщил Салаватский владыка в предыдущем материале, число тех, кто хотел бы постичь азы Православия, постоянно растет: только в 2017-2018 годах число учащихся воскресной школы при главном храме увеличилось почти в три раза.

Главным местом, где горожане собираются на молитву, является Успенский кафедральный собор, и понятное дело, мы, приехав в Салаватскую епархию, первым делом посетили этот величественно возвышающийся храм. Его настоятель иеромонах Спиридон (Морозов) специально для нас провел экскурсию. От него мы узнали, что после переименования собора расположенный на цокольном этаже придел или, как его здесь называют, нижний храм стал носить имя благоверного князя Димитрия.

– Нижний храм, можно сказать, мы с пустого места сделали, – заметил отец Спиридон, добавив, что более подробно расскажет об этом после того, как мы спустимся туда. А пока мы слушаем нехитрую, длиною всего в пять лет, историю о том, как складывается жизнь главного собора епархии.

– Раз храм приобретает новый статус, название и имя, то сам собой встает вопрос о росписи, чтобы своим видом он соответствовал кафедральному собору – первому храму всей епархии, чтобы был красиво оформлен, имел благолепие. Целый год мы прорабатывали все моменты по росписи, вопросы финансирования. И вот в 2015 году «Газпром нефтехим Салават» – наше градообразующее предприятие – выделяет на эти цели необходимые средства. В течение года был полностью снят весь штукатурный слой до кирпича и нанесен новый под ту роспись, какую вы видите сейчас. С конца мая 2016-го по начало июня 2017-го – целый год – велась роспись. Эта работа была проведена силами иконописной мастерской во имя апостола Петра из Москвы под руководством Петра Ивановича Зубова. На счету этой мастерской – и Сретенский и Новоспасский монастыри в Москве, и храмы не только у нас, на территории нашего Отечества, но и за рубежом, – рассказал настоятель.

_E0A1230.JPG

А все библейские сюжеты росписи утверждал архиерей?..

– Да, все утверждалось владыкой Николаем. Так как храм Богородичный, здесь преобладает голубой цвет, большие стеновые пространства заполнены сюжетами, связанными с жизнью Богородицы: Рождество, Успение, Благовещение, Сретение. Для того, чтобы роспись сохранилась дольше и чтобы ее не портила копоть, было принято решение установить вентиляционное оборудование, ведь из-за большого перепада температур слой краски может отслаиваться. Это оборудование включается в зависимости от влажности. В предыдущие годы я как-то не замечал, а в этом, на Пасху, вынужден был включить вентиляцию на полную мощность, потому что народу пришло много и было очень влажно – даже окна запотели.

Такой красивый иконостас уже был?

– Это второй иконостас, первый был совсем простенький.

 

Крестный ход и святыни

Какие у вас особо почитаемые иконы?

– Самая любимая – икона Божией Матери «Табынская», которая находится в нижнем храме. А здесь вот эту, Донскую икону, почитают, – показал отец Спиридон на образ Пресвятой Богородицы в окружении Сергия Радонежского, Димитрия Донского, Александра Невского…

Празднование находящейся в нижнем храме главной башкирской святыни – образа Табынской Пресвятой Богородицы – приходится на девятую пятницу по Пасхе (в этом году на 8 июня). Верующие со всех близлежащих уголков, как из Республики Башкортостан, так и из Оренбуржья, и со всего Урала, собираются на многодневный крестный ход. Выходят в понедельник и 150 километров до источника, где впервые был явлен этот образ, а сейчас находится Богородице-Табынский женский монастырь Уфимской епархии, проходят за пять дней, как раз к пятнице. Обычно в этом шествии принимает участие несколько десятков тысяч верующих.

DSC_8058сfT_0.jpg

– Наш владыка Николай всегда сам участвует в крестном ходе и километров пятьдесят пешком проходит... И так уже пять лет, с образования Салаватской епархии. А вообще начали ходить с начала 90-х годов прошлого столетия, я сам только в прошлом году узнал об этом, когда принимал участие. Причем крестные ходы шли не только у нас, по Башкирии, но из Оренбурга шли в Богородице-Табынский монастырь, в поселок Красноусольск, где находятся сама обитель, соленые источники и пещерка, в которой был явлен образ Божией Матери. На этих соленых источниках обустроены купальни, где можно окунаться. Сегодня, я так думаю, этот крестный ход ничуть не меньше, чем «царский» екатеринбургский крестный ход.

Крестные ходы где-то собираются вместе?

– Накануне пятницы, за несколько километров до монастыря, они собираются, а уже в сам день праздника в шесть утра выходят и к восьми, к литургии, как одно целое идут в монастырь.

G0439824.jpg

Мы заметили, что Табынский образ Пресвятой Богородицы – почти точная копия Казанского, только ликом потемнее.

– Он такой, потому что проявлен на камне, в этом его особенность.

Это местночтимая икона?

– Да. Но ее знают не только здесь у нас в регионе, но и в соседних, и даже за рубежом – в Америке, в Австралии. В годы революции оригинал исчез, очевидно, был вывезен за границу, чтобы сохранить. Ее следы были в Австралии, и наш владыка ездил туда в поисках этой иконы, но теперь, по мнению историков-исследователей, ее следы ведут в Китай. А такой уникальной иконы, какая есть сейчас у нас, больше нет нигде: на ней изображены современный Богородице-Табынский монастырь и наш храм.

 

Нижний храм
и его достопримечательности

И вот вместе с настоятелем Успенского собора мы спускаемся в нижний придел, носящий имя благоверного князя Димитрия Донского, чтобы лицезреть этот уникальный образ. Как нам рассказывал по дороге отец Спиридон, в 2013 году, когда он сюда только приехал, здесь была «мерзость запустения»: просто подвальное помещение, где хранилась разная утварь вплоть до садовых скамеек, которые спускали сюда зимой. Сегодня в это трудно поверить, потому что нашему взору открылся замечательный храм – очень красивый и уютный, с великолепным кованым иконостасом и уникальными иконами, где главное место по праву занимает образ Пресвятой Богородицы «Табынский». Неудивительно, что жители Салавата прикипели к нему душой, считая своей главной святыней.

– Я приехал сюда служить в 2013-м, а храм был готов уже вот в таком виде, как сейчас, через полтора года – к 1 июня 2015 года, на день памяти Димитрия Донского. Кованый иконостас выгодно отличается тем, что выглядит изящно и красиво, кроме того, его можно изготовить в течение одного месяца.

А уход за ним сложный?

– Нет. Просто протирать влажной тряпкой. Сразу сделали мы здесь баптистерий для крещения полный погружением, подвели горячую воду, что очень удобно. Открыли швейную мастерскую для пошива облачений – получается намного дешевле, чем покупать. Есть в этом приделе и своя уникальная черта: несмотря на то, что окон нет, а есть только искусственное освещение, в зимнее время здесь всегда тепло (можно батарею потрогать, она холодная), а в летнее время здесь свежо. Почему? Потому что посмотрите, до какого уровня помещение находится в земле.

Мы посмотрели: да, очень глубоко спрятан в землю нижний придел собора, но выразить свое удивление не успели, так как батюшка продолжил говорить об особости этого нижнего храма…

– Но уникальность его не в этом заключается, а в том, что здесь много икон с мощами. Это Петр и Феврония Муромские, святитель Николай, Герман Аляскинский, наши, Уфимские, святые – преподобный Моисей Уфимский, Варвара Скворчихинская и преподобная Зосима Эннатская – их иконы с частицами мощей.

DSC_6087.jpg

Это же ее называют еще Зосимой Уфимской?

– Да, она Зосима Эннатская или Уфимская. Эннатская, потому что были такие купцы, а она из их рода.

Кстати сказать, в дни нашего пребывания на салаватской земле в верхнем приделе Успенского собора находился ковчег с мощами этой святой, особо почитаемой здесь. На протяжении многих лет святыню сопровождает монахиня Амфилохия из Покрово-Эннатского мужского монастыря, которая согласилась рассказать нам об этом своем послушании.

_E0A1425.JPG– Матушка Зосима – это наша радость, наше солнышко, – сказала она. – Если б не преподобная, нашему монастырю бы не бывать. Мы сами никогда не восстановили б монастырь, если бы не Господь и она. Я с 2012 года с матушкой в поездках, полстраны нашей с ней объехали, бывали на разных православных выставках. Это Пермь, Екатеринбург, Сызрань, да все и не упомню...

Когда она была канонизирована?

– В 2006 году. Наша матушка прожила 115 лет, она родилась 1 марта 1820-го в Уфе, а в 1935-м умерла. Уже в преклонном возрасте она стала игуменьей женского монастыря. Господь даровал преподобной Зосиме дар исцеления. Она двенадцать раз ходила пешком из Башкирии в Иерусалим, в один из дней пасхальных на нее сошел огонь, и с тех пор она стала изгонять бесов. И я свидетель тому, что хоть ее больше восьмидесяти лет нет с нами, она продолжает лечить и исцелять. Матушка всегда говорила: «Приходите ко мне, и я буду вас слышать, только сохраняйте веру».

Вы сказали, что неоднократно были свидетелем исцелений…

– В прошлом году в Брянске, мы уже уходить из храма собирались, подошла к мощам Зосимы женщина, и как стало ее корежить! Я говорю: «Возьми водичку святую, полей на себя и кричи: «Матушка Зосима, спаси!» Она стала лить, а из ее гортани – противный, похожий на звериный, страшный голос: «Дура, что ты делаешь?..» Кто тут стоял – все туда, назад убежали. И опять этот голос: «Да я же не хочу из тебя выходить!» Нас с напарницей самих аж затрясло… И таких фактов много. Какая же в ней сила духовная! Вроде откуда – всего метр сорок росту… Она своей родственнице приснилась, была эта родственница у нас. Приснилась и говорит: «Меня уж затаскали, а вы не приезжаете». И вот она сразу к нам приехала.

На этом мы простимся с матушкой Амфилохией, ну, а к преподобной Зосиме Эннатской вернемся еще не раз в наших дальнейших путевых заметках об епархии.

 

«На посошок»

Перед тем, как распрощаться с гостеприимным настоятелем Успенского кафедрального собора, мы расспросили батюшку о нем самом, ведь, как полагаем, такая информация всегда интересна читателю. Не совсем охотно, но отец Спиридон все же согласился немного рассказать о себе. Как выяснилось, он последний, шестой, ребенок и единственный сын в многодетной семье Морозовых из Башкортостана.

– Родился я в деревне Бурново Бирского района, где в прошлом году образовалась новая епархия, это триста километров отсюда. Мама – бухгалтер, папа – механизатор, – уточнил он.

А кто-то по духовной части был в роду?

– У бабушки по маме отец был псаломщиком – Федор Буенков, которого потом раскулачили, но, слава Богу, не убили, он умер своей смертью. А меня бабулька, ей сейчас 95 лет, еще ребенком каждый выходной водила в город в храм за семь километров. Когда пешком шли, когда отец подвозил…

В город какой?

– В Бирск каждый выходной ездили, очень с батюшкой сдружились. Это были девяностые годы. В шесть лет батюшка заводит меня в алтарь, я очень хорошо помню, как он подошел ко мне (мы с бабушкой стояли) взял за руку и завел в алтарь. И меня с тех пор никуда больше так не тянуло, как в храм. После одиннадцати классов поступил в Екатеринбургскую семинарию, пять лет учился и эти же пять лет по благословению ректора владыки Викентия проводил экскурсии на Ганиной яме и пел там же.

Ах, теперь понятно, откуда у Вас такое умение водить экскурсии…

– На пятом курсе был старшим по экскурсиям на Ганиной яме и помощником проректора по воспитательной работе, дежурным помощником – дежпомом, как их называют, когда недолюбливают (улыбается).

О монашестве тогда думали?

– О монашестве начал думать в армии. В 2010 году закончил семинарию и приехал в Уфу, где владыка митрополит рукоположил в сан. Сентябрь, октябрь, ноябрь я служил, а в декабре меня призвали в армию, во внутренние войска. После службы вернулся в Уфу. А в 2013 году, с образованием Салаватской епархии, приехал сюда.

Анна ПАНИНА

Фотографии Татьяны ПЕРЕЦ
и из архива Салаватской епархии


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Наименование: АНО "Делай благо"
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971
ОГРН 1027700067328 БИК 044525593
корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82, (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.