При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Не хлебом единым

15.05.2018

_E0A4555.JPG

Два крупных города и поменьше, да еще много сел и деревень надо было проехать для того, чтобы иметь хотя бы самое простое представление о Салаватской епархии, а также о том, какое оно – Православие – в этой части башкирской земли.


В этом году молодой Салаватской епархии, входящей в состав Башкортостанской митрополии, исполнилось шесть лет. Возраст, понятно, детский совсем, а поэтому было интересно узнать, как протекают ее столь юные годы.

Протяженность епархии достаточно велика, одним днем не измеришь, в один день не уложишься, если решишь вдруг посетить каждый ее уголок: она растянулась на 300 с лишним километров по диагонали от Салавата, главного ее города, где сегодня проживает более 150 тысяч. Второй по величине город, где тоже находится архиерейская кафедра, – так называемый моногород Кумертау с населением в 60 тысяч человек, известный с советского времени вертолетостроением и промышленной добычей угля открытым способом. В настоящее время уголь уже не добывают, разработки затоплены, а вот вертолеты производят по-прежнему, хоть и не в таких масштабах, как раньше, о чем свидетельствует будто парящая в воздухе легкокрылая стрекоза – установленный на вечное хранение в центре Кумертау КА-26.

 

«Деньга есть – Уфа гуляем,
деньга нет – Чишмы сидим»

Мы с нашим фотокором Татьяной Перец прилетели в Уфу в конце Светлой седмицы. Не успели выйти из здания аэропорта и осмотреться, как нам позвонили и сказали, что «машина подана». Особо не мешкая, мы в считанные минуты разместились со своим нехитрым багажом в уютном салоне легковушки, и только отъехав, поняли, кто за рулем. То был священнослужитель близлежащего к башкирской столице – что-то около сорока километров – населенного пункта, также входящего в состав Салаватской епархии, отец Владимир Жданов.

_E0A0025R.jpg

А с переднего пассажирского сиденья нам лучезарно улыбалась его супруга матушка Марина. За полтора часа пути до Салавата мы узнали, что на этом месте, в поселке Чишмы, они служат уже более двадцати лет. Приехав из Казахстана на пустое место, за сравнительно короткое время отстроили великолепный каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Матушка и помягчевший за время пути изначально показавшийся нам суровым отец Владимир с удовольствием демонстрировали нам со своих мобильных телефонов фотографии и видео замечательного бело-голубого Богородичного храма, давали послушать пение своего церковного хора, которым умело регентует матушка Марина, по специальности преподаватель сольфеджио. Мы же, в свою очередь, реагировали на все бурно. Особенно порадовались поистине всенародной нынешней Пасхе Христовой, глядя на то, что и в храме, и в церковной ограде от людей маковому зернышку негде упасть, наслаждались праздничным перезвоном колоколов. Но что особенно нас удивило, так это салюты с фейерверками пасхальной ночью возле храма! Не припомню, чтобы где-то еще доводилось видеть такое. «Наверняка это что-то уникальное: и храм, и приход, и сам батюшка с матушкой», – подумали мы, решив обязательно побывать у них в гостях на обратном пути.

И только постепенно, день за днем, погружаясь в епархию и посещая приход за приходом, мы стали понимать, что уникальность здесь повсюду – не только в храмовых зданиях и сооружениях, но и в людях. Все неполных четыре дня командировки не переставали удивляться увиденному и услышанному, была ли это встреча с новым местом, с незнакомым человеком, со священнослужителем или с мирянином.

«Деньга есть – Уфа гуляем, деньга нет – Чишмы сидим», – смеясь, процитировал нам владыка Николай расхожую в этих краях поговорку, спрашивая, слыхали ли мы ее раньше. И когда мы отрицательно покачали головами, сообщил, что поселок Чишмы – это еще и последняя перед Уфой, если ехать из Москвы, железнодорожная станция, поэтому и сложилась о ней издавна в народе такая прибаутка. И именно отсюда, с этой ближайшей к столице Башкортостана точки, начинается Салаватская епархия.

 

Отеческая забота митрополита,
музыка и святыни

Владыка, Вы в этой новообразованной епархии шесть лет, как Вам здесь служится, с какими трудностями сталкиваетесь?

– Мне повезло, что уже до меня все здесь было готово. Владыка Никон, наш нынешний митрополит, глава Башкортостанской митрополии, освящал закладной камень кафедрального собора и практически все храмы, еще до образования Салаватской епархии. Абсолютно все храмы закладывались под его началом. И когда он с архипастырским визитом посещал храмы и монастыри, я также принимал в этом участие. Владыка всегда брал меня как личного помощника с собой – я тогда был его личным секретарем. И долгое время служил диаконом.

Долгое – это сколько?

– Пятнадцать лет, и хоть иногда «медведь наступает на ухо» (улыбается), я все-таки не был обделен слухом…

Тяготели к музыке?

– Да. Но к музыке классической и духовной.

Здесь хочется сделать небольшое отступление и рассказать об этом тяготении владыки к музыке, ибо почти сразу в день приезда мы отправились вместе с ним на концерт в местный музыкальный колледж.

_E0A0711.JPG

Как стало известно, это учебное заведение опекает маэстро Спиваков, и имя Владимира Теодоровича высечено прямо на фасаде здания. А в тот день в колледже давал концерт очень талантливый третьекурсник фортепианного отделения и, надо полагать, будущий пианист и композитор Ренат Хасанов, виртуозно исполнявший как произведения известных авторов, так и свои сочинения.

Мы с первых минут поняли, что епископ Салаватский и Кумертаусский Николай здесь гость частый. И что знают его не только преподаватели этого замечательного музыкального заведения, но и многие учащиеся. Кстати сказать, наше знакомство с колледжем продолжилось и на другой день, потому что владыку вновь пригласили на концерт в колледж, и он радушно принял это предложение – все-таки пасхальные дни на дворе, а чем же еще отмечать их, если не музыкой, которая, как известно, вечна! На этот раз Салават встречал молодых самодеятельных артистов из Москвы – из Дома творчества «Преображение». А после на визит столичных гостей местные таланты ответили своими, надо сказать, очень профессиональными музыкальными номерами.

_E0A4452.JPG

Однако возвращаясь к нашей беседе с владыкой, напомним, что до образования митрополии, то есть до 26 декабря 2011года, на территории республики было около 300 приходов и восемь монастырей.

Наверное, такую территорию одному архиерею охватить трудно?

– Конечно, чисто физически одному владыке даже один раз в год невозможно было посетить все приходы, а если еще учесть то, какая административная работа лежала на нем в городе Уфе, то станет понятно, почему было принято решение о создании нескольких епархий в составе Башкортостанской митрополии.

Значит, на Ваш взгляд, решение о разделении на епархии было своевременным. Их четыре сейчас?

– Сразу было создано три епархии. Но какое-то время поработав, мы, молодые епископы, собрались у митрополита, и было решено обратиться к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой об образовании еще четвертой, Бирской, епархии в составе Башкортостанской митрополии. В июле 2017 года Священный Синод принял решение о создании еще одной епархии. До образования митрополии и новых епархий самый дальний приход от Уфы был на расстоянии 650 километров, туда надо было целый день ехать. Это на границе с Магнитогорском Челябинской области. Сейчас у нас самый дальний приход – это село Кужанак, Александро-Невский храм, 300 километров от Салавата, и двадцать – от Кувандыка Орской епархии Оренбургской митрополии.

_E0A2573.JPG

Скажите, владыка, трудно было начинать свою деятельность на епископской кафедре?

– Как я уже сказал, начинать было нетрудно, потому что все уже было сделано владыкой Никоном. Все было продумано до мелочей. Он знал, что образовываются новые епархии, и для каждого епископа было все подготовлено – только трудись, работай. Жилье было приобретено, транспорт имелся, готово Епархиальное управление. Даже облачения всем нам, епископам, подготовил, утварь церковную...Только служи, молись Богу и трудись. Еще раз хотел бы подчеркнуть, что все это труды митрополита Никона. И мы постоянно ощущали на себе его отеческую заботу.

_E0A3320.JPG

Владыка, а сколько приходов на вашей территории?

– Девяносто приходов, два монастыря, один скит. Сейчас мы готовим документы на подачу Святейшему Патриарху прошения об образовании женского монастыря на базе этого скита. Находится он в пятидесяти километрах от Салавата. Это место затворничества новопрославленной святой блаженной Варвары Скворчихинской, которая известна как затворница.

Она местночтимая святая?

– Да, местночтимая, причем не только епархии, но и всей митрополии. Она умерла в 60-х годах прошлого столетия, прославлена в числе новомучеников и исповедников в 2000-м году. В настоящее время на месте, где она подвизалась, уже, можно сказать, построен монастырь, есть корпуса и храм. Правда, пока храм не освящен, но службы идут регулярно; там пребывают и мощи блаженной Варвары.

_E0A7294.JPG

Храмы в епархии, главным образом, новопостроенные?

– Нет, конечно. У нас восстановлен Покрово-Эннатский мужской монастырь, что в девяноста километрах от Салавата. Есть храм XVIII века во имя бессребреников Космы и Дамиана в селе Нордовка Мелеузского района, очень намоленный храм, который никогда не закрывался – ни в годы революции, ни в советское время. В годы Великой Отечественной войны там не было священника, но все равно люди молились. Замечу, что Покрово-Эннатский монастырь в селе Дедово восстал из руин. А в Марфо-Мариинской женской обители села Ира городского округа Кумертау храм уцелел, но сильно пострадал: в советские годы там был склад минеральных удобрений.

 

Соработничество с мусульманами

Вы живете в многонациональной республике, что накладывает особый отпечаток на всю православную деятельность. Как выстраиваются отношения с местной властью?

– С главами районов и городов, на которые канонически распространяется наша Салаватская епархия, отношения складываются очень тепло, дружески. И это с самого начала взаимные отношения, основанные на соработничестве. Ежегодно проводим вместе епархиальные Рождественские образовательные чтения. Три года подряд проводили в Салавате – главном городе епархии, в городах Кумертау и Мелеузе, а потом мне пришла мысль: а почему бы в других городах не проводить? И вот следующие епархиальные Рождественские образовательные чтения, где-то в двадцатых числах октября, мы собираемся проводить в районном центре, в поселке Чишмы. Там все предрасположено к этому епархиальному форуму. Так, в районном доме культуры поселка Центральное управление мусульман устраивает свои Дни памяти имама Хусейн-бека, первого имама Республики Башкортостан, который захоронен на территории Чишминского района, и его мавзолей находится там. И мы свои чтения решили проводить там же. Я считаю это очень важным, потому что епархии надо заявлять о себе, чтобы в тех районах и городах, где канонически расположена Салаватская епархия, о нас знали, чтобы люди видели нашу работу.

А не относится ли местная власть с ревностью к тому, что епархия появилась, активизировалась деятельность православных? Ведь здесь и мечети есть…

– Вполне нормально относятся к нам все. Соборная мечеть есть в Салавате, и в других городах и населенных пунктах мечети стоят. Мы часто встречаемся с муфтием. Он относится к нам по-братски, очень доброжелательно, мы сотрудничаем по многим направлениям: молодежной работе, социальному, тюремному служениям. Поясню, что только в Салавате находятся четыре исправительных учреждения, все колонии мужские.

Мы обратили внимание на то, что в двух колониях – в Салавате и Мелеузе – стоят рядом храмы и мечети. И никто никому не мешает.

_E0A4010.JPG


С прицелом на будущее

Мы увидели, что большая воскресная школа есть при Успенском кафедральном соборе, и в перспективе она будет еще больше, потому что строительство ее продолжается. А как с воскресными школами в других приходах?

– В этом году только количество учащихся при главном кафедральном соборе увеличилось почти в три раза, а вообще в нашей епархии работает тридцать одна воскресная церковно-приходская школа.

Увеличение количества учащихся объясняется тем, что школьникам недостаточно изучения предмета «Основы православной культуры»? Или чем-то другим?

– Этого тоже нельзя исключать. Но, главным образом, такое явление можно объяснить тем, что учиться у нас интересно. Ведь мы же не только Закон Божий преподаем и другие церковные предметы. У нас есть класс казачества, например. Есть класс по работе с детьми-инвалидами, которые обучаются в общем потоке. Воскресную школу также посещают воспитанники детского дома города Салават.

Два года подряд летом у нас устраиваются казачьи слеты, вернее, слет казачьих кадетов, который собирает до ста детей в возрасте от пятнадцати до семнадцати лет. Слет проходит на базе Покрово-Эннатского мужского монастыря

_E0A2155.JPG

Как подбираются преподаватели, есть ли нужда в новых кадрах?

– Преподаватели все – светские люди, миряне, наши прихожане. С осени этого года на базе исторического факультете филиала Башкирского университета, который находится в соседнем Стерлитамаке, открывается заочный теологический факультет под руководством профессора Игоря Анатольевича Сырова, который внес большой личный вклад в то, что такая специализация у нас вообще появилась. Там будут повышать свой образовательный уровень и священнослужители, и преподаватели наших воскресных школ. Мы к этому очень долго шли и, наконец, получилось. Как только министром образования Российской Федерации был подписан указ об открытии направления «Теология» по программе «История и философия Православия», мы сразу же стали подбирать кадры, чтобы они готовились. Есть такая трудность, ведь многие давно закончили среднюю школу и не сдавали ЕГЭ.

 

Лицо епархии, служения и хоккей

Для того, чтобы работать с разными категориями граждан, в епархии созданы отделы по направлениям…

– Да, конечно, без этого нельзя. У нас есть отдел катехизации и теологии, по канонизации святых, отделы по казачеству, по социальному и по тюремному служению, есть отдел по спорту и молодежи, миссионерский и отдел по строительству, реконструкции и реставрации храмов и монастырей. Все отделы возглавляют священнослужители, а сотрудниками отделов являются мирские люди, которые оказывают существенную помощь руководителям того или иного направления. Как правило, сотрудники набираются из числа активных прихожан.

А кто ваши пастыри, как Вы их подбираете?

– Немалая часть священнослужителей – местные жители. Это выпускники учебных духовных заведений Русской Православной Церкви. В основном духовенство молодое, многие имеют высшее образование.

Из Уфы к нам переехал иерей Олег Кабуков. Он выпускник Казанской духовной семинарии, в настоящее время является настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в исправительной колонии №4, а также руководит епархиальным отделом по спорту и молодежи. Кроме того, он духовник казачьей станицы Успенской города Салават и воскресной школы Успенского кафедрального собора. Отец Олег только что вернулся с межконфессионального молодежного республиканского форума, где присутствовали все четыре епархии нашей митрополии и представители мусульман. Мероприятие проходило на территории Бирской епархии, в Зауралье, в городе Сибае, что в 350 километрах от Салавата. И еще одно важное есть у него послушание: отец Олег – вратарь молодежной сборной по хоккею Салаватской епархии имени Димитрия Донского. На протяжении нескольких лет мы заливаем лед в одной из исправительных колоний и ежегодно 23 февраля там играем в хоккей (выступающий в Континентальной хоккейной лиге клуб «Салават Юлаев» из Уфы подарил заключенным хоккейную форму, включая и коньки, и щитки).

И кто же выигрывает?

– Конечно, епархия. Я всегда смеюсь, говоря, что это один-единственный вид спорта, где епархия преуспевает, – улыбается владыка. – В теннис настольный мы заключенным проигрывали, в волейбол проигрывали, в шашки и шахматы тоже проигрывали.

– Да просто потому, что люди там спортивные сидят, очень тренированные, – заступается за своих подоспевший к разговору отец Олег.

А какие качества Вы учитываете при назначении на должности? – продолжаю я начатый разговор.

– Прежде всего, при назначении на ту или иную должность учитываем деловые качества человека. Месяц, два служит человек на приходе, и ты смотришь на его работоспособность, следишь за его деятельностью, и не только богослужебную; богослужение – это естественно, мы все Богу служим. Но как Святейший Патриарх сказал, важна не только пастырская, но и приходская работа, которая обязательно должна вестись на приходах. Так было и с иереем Александром Загировым, который отвечает за социальное служение в епархии и гуманитарный склад. Он год послужил на дальнем приходе за 300 километров отсюда, в городе Баймак, где большой процент жителей, исповедующих ислам. Видя его деятельность, я забрал его сюда, поближе к Епархиальному управлению. А сейчас Баймакский район отошел к четвертой, Бирской епархии. Новый приход, где теперь служит отец Александр, находится в Зиргане, что в тридцати километрах от Салавата.

Мы уже поняли, что лицо епархии – молодое, да и много слышали о том, что Вы лично очень сильно помогаете молодым священникам, как и тем, кто только встает на путь пастырского служения…

– Так и Патриарх в своей проповеди 21 сентября 2017 года в Новороссийске говорил о том, что если священник в возрасте и уже не может трудиться на приходе, то пора и о пенсии подумать. Патриарх всегда очень четко и правильно говорит. И мне эти слова понравились. У нас нет священников уж совсем в преклонном возрасте, но это и применительно к молодым можно сказать, ведь порой смотришь: год-два прошли, а никакой деятельности нет. Оправдываются, мол, нет молодежи на приходе… Да как же нет, если везде в деревнях есть, а у вас нет? Значит надо самим идти к молодежи!

Тем более, что республика национальная, и представители ислама тоже уделяют большое внимание молодым…

– Поэтому мы участвуем в совместных межрелигиозных мероприятиях. Так, уже пять лет подряд (а в этом году будет шесть) на 9 мая мы сначала служим в православном храме благодарственный молебен Господу, даровавшему победу, и панихиду по погибшим. Ну, а мусульмане в это время молятся у себя в мечети, совершают намаз, и потом мы вместе с представителями ислама дружно идем возлагать цветы к Вечному огню.

_E0A1885.JPG

Владыка, вот мы говорили о пастырях, а расскажите немного о себе, ведь мы о Вас ничего не знаем. Как Вы пришли к Православию?

– Родители были верующими. Мама никогда не была коммунисткой, потому что была из верующей семьи. И я в воскресный день ходил в храм, особенно в последние годы обучения в школе.

А учились где?

– В Татарстане. Это город Бугульма, 350 километров от Салавата. Сегодня он больше известен как родина певицы Алсу Сафиной (улыбается). Кстати, с ее братом мы вместе занимались спортом.

А каким видом?

– Дзюдо. Я всегда говорю, что в одной национальной республике я родился, а в другой теперь проходит мое служение. И мало того, когда я жил в Татарии, мы – дети воскресной церковно-приходской школы – нередко участвовали в строительстве мечети, нас с занятий воскресной школы снимал батюшка. Это было в 1985 году. Мы, четырнадцати-пятнадцатилетние подростки, шли разгружать КАМАЗы с кирпичом. И батюшка нас благословлял. В советское время, и старшее поколение об этом помнит, в воскресный день транспорт ни на храм, ни на мечеть не выделяли. Нам же тогда очень весело было, тем более, что с уроков снимали, – с улыбкой вспоминает владыка Николай.

_E0A0300.JPG

…Путешествуя по епархиям Русской Православной Церкви, доводится наблюдать хроническую занятость архипастырей. Вот и с Салаватским владыкой Николаем общаться приходилось между делом, урывками. Я надеялась, что хотя бы в последние часы перед отлетом он, наконец, будет свободен, ведь только вернулся из Стерлитамака, где вместе с митрополитом Уфимским и Стерлитамакским Никоном участвовал в освящении нового храма, но ошиблась: за небольшим чаепитием в трапезной подворья Покровского монастыря, который приютил нас на дни командировки, помимо нас и владыки собралось немалое число людей – казаков, депутатов, священнослужителей, монашествующих… И каждый чаял общения с архипастырем. Наконец, стало понятно, что жить по-другому он просто не может. Там, где владыка, там и его паства. И это вполне нормально.

 

Анна ПАНИНА

Фотографии Татьяны ПЕРЕЦ


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Наименование: АНО "Делай благо"
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971
ОГРН 1027700067328 БИК 044525593
корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82, (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.