При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Первоначальный Оренбург на горе из яшмы

21.02.2017

Вид на город с горы от храма

Особенности православной гимназии в небольшом городе, как живется в Орске семье погибшего на Украине священника, какие пути привели Николая II и Иоанна Кронштадтского в Орск. Рассказывает настоятель Преображенского собора Орской епархии и ректор гимназии протоиерей Александр Куцов.

Орск появился в результате решения казахского хана присоединить свои земли к России и его намерения построить на реке Орь город. Орск был основан в 1735 году русской Оренбургской экспедицией у горы Преображенской на левом берегу реки Яик (Урал) при впадении в нее реки Орь. Одним из начальников Оренбургской экспедиции был знаменитый российский историк, географ, государственный деятель Василий Татищев.

Здесь у Преображенского храма, наверное, самая высокая точка города, отец Александр? Живописная улица, переходящая в горку, дети на санках катаются…

– Именно здесь историческое место, здесь начинался наш город, названный первоначально Оренбург. Потом его переносят в район так называемой красной горы, где Оренбург находится сейчас, и, естественно, забирают название. Здесь остается название Орск. И уже дальше он именуется как крепость Орская, и впоследствии уже город Орск.

Интересно, что гора, на которой мы находимся, где стоит храм, образована из яшмы. То есть храм находится на самом благородном основании, улыбается батюшка. И добавляет, что весной вместе с ручьями здесь потоками стекают камушки яшмы. Яшма в этих края особенная – розово-малиновая.

Общий вид храма

Великолепный каменный храмовый комплекс. И здесь же православная гимназия…

– В XIX веке храм был еще деревянный, стал ветшать. На него обращает свое внимание праведный Иоанн Кронштадтский. До святого дошла молва о том, что в городе Орске есть храм очень бедный, ветхий, который нуждается в реставрации. Документально это не подтверждено, на уровне предания, но Иоанн Кронштадтский пожертвовал 150-200 рублей теми деньгами для реставрации храма.

Был еще один важный жертвователь. Возвращаясь из поездки в Японию, будущий император Николай II проезжает через территорию Оренбургского казачьего войска, через Орск – сохранился здесь даже особняк купца Назарова, где он останавливался. И царевич выделил большую сумму денег для того, чтобы этот храм перестроили из деревянного в каменный. Надпись – 1894 год и факт посещения храма будущим государем храма – выбиты у нас на колокольне. Храм переименовали из Преображенского в Никольский в честь небесного покровителя святого царя Николая.

Крест в степи


Из одной и той же пушки
стреляли и по белым, и по красным

В годы большевизма в городе Орске из храмовых сооружений уцелела только колокольня, Так как она находилась на самом высоком месте, туда умудрились затащить малокалиберную пушку. Город Орск несколько раз переходил из рук в руки, от белых к красным и наоборот. Войска атамана Дутова то брали Орск, то сдавали его. И из одной и той же пушки стреляли то по белым, то по красным. Недавно владыка освятил крест в степи в память о погибших.

В советское время это место запустения, место мусорной свалки. В 1970-е годы у властей была даже мысль сделать что-то вроде кафе в колокольне, но благоразумие взяло верх, от этой идеи отказались. И уже в 90-е здесь началось восстановление. И то, что мы сегодня видим, – это уже восстановленный храм; исторической осталась только колокольня. Храму вернули название в честь Преображения Господня. Но второй придел – Никольский, крестильный.

Сохранились фотографии. Он был очень интересный в плане архитектуры, современные материалы не способны повторить тот своеобразный декор. Храм воссоздан в своих первоначальных формах, а вся красивая наружная отделка храма утрачена.

Из церковной утвари остался только напрестольный крест, который одна из христианок вернула в храм. Он серебряный, пробит пулей – раненый, что свидетельствует, как пытались отомстить «несуществующему», по их мнению, Богу.

Святыни нашего храма – ковчег с мощами преподобного Серафима Саровского, праведного Симеона Верхотурского. Недавно с католического запада при помощи фонда «Триумф сердца» нам передали по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла частицы мощей апостола и евангелиста Луки, первомученика архидиакона Стефана и великомученика Георгия Победоносца.

Молитва перед иконой

Исцеление от белокровия

Чтимые образы Божией Матери – афонская икона «Млекопитательница», а также Табынская икона, которая икона была моей семейной святыней, и мне хотелось, чтобы она была со мной в храме.

От Табынской иконы – не только неявные чудесные события, но и явные. Когда снимали оклад и чистили его, мы икону положили на панихидный стол. Пришла молодая семья – мама, папа, ребенок, приходили, ставили свечки, молились и к иконе приложились. Ходили и ходили, затем ушли. А впоследствии в церковной кружке я обнаруживаю письмо и довольно крупную сумму денег. И они мне в этом письме пишут, мол, когда икона стояла в стороне на время ремонтных работ с окладом, мы приходили и молились перед ней; дело в том, что белокровием болел сын, и когда приложились к Табынской иконе, ребенок получил мгновенное исцеление. Уже на следующий день или через два дня они пошли к врачам – болезни как не бывало. Они описали это событие и в благодарность Божией Матери положили пожертвование.

Я зачитывал прихожанам письмо, к всеобщей радости. Поэтому этот образ – чудотворный в прямом смысле этого слова.

На помазании

Во всех храмах Оренбуржья есть такой образ, и везде почему-то темный.

– Традиционно облик у Табынской иконы темный. Эта икона явленная, как и Казанская. По некоторым сведениям, она даже старше Казанской. Икона явилась в Башкирии в соленом источнике недалеко от местечка Табынск. Прославилась различными чудесами. Икона миссионерская, ее так и называли. Оренбургский край населяло много сектантов, много старообрядцев, и вот, видя славу от иконы, чудеса, многие из этих людей принимали Православие, возвращались к Православной вере.

Ее возили на специальной карете с сенью, получалось вроде часовни. Крестный ход с Табынской иконой – самый протяженный в России, более 10 тысяч верст. Крестный ход продолжался целый год по обширному оренбургскому краю. Он тогда включал в себя Оренбургскую область в нынешнем измерении, всю Башкирию, всю Челябинскую область, всю Самарскую область, часть нынешней Свердловской области и часть нынешнего Казахстана – Тургайскую область. В Оренбурге всегда к празднику Рождества Пресвятой Богородицы осенью ее торжественно встречали, была специально изготовлена золотая риза оренбургская.

Отец Александр, Вы так подробно знаете историю иконы!

– Я писал диссертацию о ней, документы изучал, ездил по местам, где она прославилась. Образ доставляли в каждый храм, носили по домам. Но икона вела себя своеобразно: в некоторые населенные пункты икона просто не заходила, ее невозможно было перевезти, кони вставали так, что их невозможно было сдвинуть с места. Таким образом обличались пороки. Было понятие незаконнорожденности, и когда дети такие умирали в младенчестве или были извержены из утробы матерей, их зачастую зарывали где угодно, в том числе и прямо под полом дома, чтобы избежать огласки. И вот заносят икону в дом, а через порог переступить не могут. Священники говорят: «Здесь что-то у вас не так». Находили закопанного младенца мертворожденного. Жильцы начинали каяться, просить прощения. То есть икона побуждала покаяние, исправление христианской жизни.

Интерьер храма

Настолько огромно было почитание иконы Божией Матери, что в сентябре, когда ее встречали, не только хоры церковные объединенные пели, но также собирался сводный духовой оркестр и исполнял произведение «Коль Славен Господь в Сионе». Дни пребывания иконы объявляли праздничными, никто не работал. Торжество было чрезвычайным.

Когда я писал кандидатскую диссертацию о Табынской иконе, анализируя все это, сложно вообще представить, чтобы другая какая святыня производила такую перемену в народе. В девятую пятницу по Пасхе – празднование иконе, единственный день, когда она находилась на месте своего явления, – собиралось настолько много народу, что яблоку негде был упасть. Вся гора над источником светилась ночью от свечей богомольцев.

Приходили пешие и конные паломники. Чуваши – очень верующая народность православная – тут же начинали чистить яйца и ели, а когда их упрекали, мол, сегодня же пятница, они отвечали: «Какая пятница – Пасха». То есть настолько был велик праздник, настолько было велико ликование, что его действительно сравнивали с Пасхой.

И сейчас понемножку эта традиция празднования в честь Табынской иконы Божией Матери возрождается, туда на день празднования съезжается очень много народу, сходятся множество крестных ходов. Приезжают не только местные, но из далеких епархий священники, епископы. Совершается исповедь, несколько Божественных литургий под открытым небом.

Младшие прихожане

А где теперь находится историческая икона?

– Подлинник иконы утерян. Отступавшие войска Дутова забрали образ с собой в Китай, и там во время так называемой культурной революции икона исчезает. По одним сведениям, она спрятана в Китае, по другим сведениям – переехала в Америку. Но и та, и другая версия не подтверждаются. Икона явленная, она несколько раз скрывалась, и, видимо, нужно особое Божественное соизволение, чтобы она явилась вновь. Акафист ей написал известный иерарх митрополит Иоанн (Снычев), тогда он был еще иеромонахом. Его спросили, как же так, звучит припев «Радуйся, похвало Табынская, и всего мира надежда и утешение» – почему всего мира, это ведь местночтимая святыня. Он кратко сказал: «Так надо». Существует предание, что перед концом света эта икона явится вновь и просветит множество китайцев, что тогда китайцы в большинстве своем примут Православие. Предание местное.

Существует около десяти чудотворных списков Табынской иконы, львиная доля – в Башкирии, одна есть в городе Оренбурге, одна в городе Медногорске и две в Орске.

Исторически, как написал священник Модестов, она была византийского письма. Явилась на камне рядом с соляным источником. Иеродиакон монастыря (история сохранила его имя – Амвросий) шел с поля и услышал голос Божией Матери, но не обратил на это внимание. Когда шел вновь, голос был более грозным; прозвучало повеление прийти, забрать икону. И тогда все братия Вознесенской пустыни пришли и, увидев икону, забрали ее, и она стала покровительницей этого места.

Священник с алтарником на панихиде


Жесткий след украинских событий

Кто нынешние прихожане этого храма? Есть какие-то необычные судьбы?

– Из Украины семья – пятеро детей с мамой – приехали в Орск. Это семья погибшего в Луганске священника Владимира Креслянского. Один из мальчиков служит алтарником в нашем соборе. Дали им здесь трехкомнатную квартиру. Владыка пять тысяч ежемесячно выделяет. Старшая девочка ушла в монастырь на Украине.

На панихиде в субботу мы видели, как алтарник со священником записки об упокоении читал.

– Вот это он и есть.

Расскажите, пожалуйста, о судьбах выпускников православной гимназии. Какие профессии они выбирают?

– Гимназия существует с 2002 года. В нынешнем году отмечаем ее пятнадцатилетний юбилей. Гимназию основал мой предшественник протоиерей Олег Топоров. Ни одни из наших выпускников не пошел по кривой дорожке, не потерялся, не ушел в социальные низы общества. Все дети получают хорошие профессии. Очень многие поступают в ведущие вузы страны. Один мальчик в позапрошлом году поступил в МГУ, другой – в Российский государственный университет нефти и газа имени Губкина. Одна девочка из позапрошлого выпуска уехала в Тайланд в институт туризма и бизнеса. У нас несколько золотых и серебряных медалистов за эти годы.

Мы шли постепенно. На сегодняшний день мы получили от государства бессрочную лицензию, пятилетнюю аккредитацию. Благодаря владыке получаем дотацию денежную. Оплачивается муниципалитетом питание гимназистов, помогают оснащать материально. Ширится внимание к нашей гимназии со стороны городского отдела образования, отдела культуры. Наши дети – активные участники многих городских мероприятий. Кроме традиционных праздников – Пасхи, Рождества, осени – мы устраиваем праздничные Осенний и Рождественский балы, на которые привлекаем много детей из школ города. Им это очень нравится. Сначала ребята настороженно к этому относились: что это такое – бал в церкви. Когда же я им объяснял, каков должен быть облик современного христианина, тогда все вставало на свои места, и все это теперь принимается «на ура».

На Всенощной

 

Черты христианина –
в том числе эрудиция, спорт,
хореография для умения держаться в обществе

А каков, на Ваш взгляд, должен быть облик современного христианина?

– Это, прежде всего, верность Богу всецелая. Это честность, порядочность, эрудиция, это активный образ жизни, который подразумевает и интеллектуальную подготовку, и спорт, и музыку, и хореографию, которая нужна, к примеру, еще и для того, чтобы уметь держаться в обществе.

Мы ведь человека выпускаем в общество. Он должен найти там себе место, он должен быть, как соль земли, с которой Христос сравнивает Своих последователей. Христианин должен «осаливать» этот мир, светить ему. С другой стороны, он должен быть некоей органической его частью. И мы как раз помогаем нашим молодым людям органично влиться в мир, но во всех его лучших проявлениях, не смешиваясь с грязью, а быть солью земли и светом этого мира.

У храма

В городе, как мы заметили, много культурных учреждений.

– Музыкальное училище и музыкальные школы, шахматный клуб, дома творчества. Но они были приписаны к предприятиям, и когда они стали мельчать, это отразилось и на домах творчества. Культурная жизнь города после 90-х годов так и не оправилась.

Какие предприятия сейчас наиболее сильные?

– Самым крупным предприятием у нас в Орске является завод имени Чкалова по переработке бензина; это самое денежное предприятие.

А как же металлургия?

– Это все уже во вторую очередь. Все-таки бензин и его производные сейчас на высоте. Это предприятие осуществляет очень много проектов, поддерживает культурные учреждения, талантливых детей, спортивные команды, музыкальные коллективы, спонсирует их поездки.

Православную гимназию тоже поддерживают?

– Раньше поддерживали. Они говорят, что у них не самые лучшие времена. Там тоже, как и во многих сферах, меняются собственники, и чаще, чем хотелось бы. Это сказывается на благотворительности: если одни идут навстречу, то другие сводят помощь к минимуму либо вообще отказываются. Нужны годы, чтобы наработать какой-то запас доверия, какие-то добрые отношения, а только наработаешь – меняются собственники. И это сказывается негативно.


Имамов ваххабитского направления изгнали

Отец Александр, Вы уже четверть века здесь служите. Каким видите это край?

– Здесь край миссионерский. Был и есть и, видимо, будет всегда. Это пересечение многих направлений – географических, интеллектуальных, социальных. Это близость к шелковому пути. Здесь были и сарматы. Оренбургский край всегда был разнообразен и по национальному составу, и по религии. В Оренбуржье никогда не было религиозных войн, все жили дружно. Интернациональные браки. У нас их очень много: казашка за русским или наоборот, татарин женат на русской и так далее.

Конечно, нельзя сказать, что все совершенно безоблачно, но на 90 процентов это так. Более ста национальностей сейчас проживают на территории восточного Оренбуржья. На встрече с Патриархом наш губернатор это отмечал. Мы этим дорожим и стараемся это не потерять. Совсем недавно были попытки разобщить народ: из мусульманской среды стали проникать имамы, отучившиеся в Саудовской Аравии, с явным ваххабитским направлением. Они стали вбивать клин среди наших мусульман, разобщать их, у них начались стычки, столкновения. Правда, до крови там не дошло, их изгнали. И, слава Богу, мы сейчас живем в мире, добрососедстве, как это было всегда.

Храм, горка, санки

Каков примерно процентный состав жителей по национальностям?

– Около 50 процентов русских и православных, 30 с небольшим – казахи этнические, и остальные – представители разных национальных меньшинств. У нас здесь есть армянская диаспора, очень дружная. Азербайджанская диаспора у нас есть. Таджикская, хотя ярко не представлена; они вахтовым методом сюда приезжают. Немецкая диаспора есть, но она несколько обмелела за счет отъезда немцев в 90-е годы в Германию. Но есть и отток из Германии: те немцы, которые были в возрасте, в свое время уехали за своей молодежью к родственникам, но почувствовали себя там лишними и вернулись домой. Молодежь там, в основном, прижилась. И этот процесс продолжается по сию пору, просто уже медленней, максимальный отъезд пришелся на 90-е годы. Как и евреев. Синагоги у нас здесь нет, хотя еврейская община существует.

А социальный состав – в основном это рабочие разных направлений и инженерно-технический персонал. Интеллигенции прослойка есть, но небольшая.

Семья священника


Сын священник,
дочь – студентка консерватории

И, если можно, два слова о себе.

– Я закончил среднюю школу в Воронежской области, с детства был при храме. Отслужил срочную службу в Советской армии. Затем окончил Московскую духовную семинарию и академию, женился на девушке, которая училась в Регентской школе при МДА. Познакомились там же, в Лавре. Поженились и приехали в Оренбуржье, и вот здесь живем уже 25 лет. Трое детей. Сын священник, закончил Санкт-Петербургскую семинарию и академию, служит в кафедральном соборе нашего города. Дочь окончила Регентскую школу при Санкт-Петербургской академии, сейчас учится в консерватории в Санкт-Петербурге и поет Никольском соборе северной столицы. Младшая дочь Вероника – девятиклассница нашей православной гимназии.

А почему в Оренбуржье попали? Такой суровый край после Воронежской земли.

– Студента направляет определенная епархия, она потом имеет право этого студента себе и забрать. А после брака нам с женой предоставили возможность выбрать, и мы выбрали Оренбуржье, откуда родом моя супруга. У меня в силу разных причин на родине практически никого не осталось, тогда как у моей супруги очень большая, очень дружная семья, Она рода потомственного духовенства, рода оренбургских священнослужителей.

Поэтому мы переехали в Оренбург, и дальше уже Господь изволил, что я был направлен в Орск, 300 километров от областного центра. Не жалею нисколько, что нахожусь здесь. Здесь я нужен, здесь я себя нашел, здесь я себя реализовывал как священник. Надеюсь здесь и закончить свой жизненный путь, принеся пользу Церкви и своей душе. И своей семье, конечно.

Елена ДОРОФЕЕВА
Фото Сергея ПЕТРОВА

Вместе с журналистами портала «Приходы» в поездке в Орскую епархию участвовала корреспондент радио «Вера» Анна Шалыгина, ее  репортаж можно услышать на сайте радиостанции.

Публикация подготовлена в рамках проекта, получившего грант Международного конкурса «Православная инициатива 2016-2017» 


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты Илиинского прихода:

Наименование: Храм пророка Илии в Черкизове
Юридический и фактический адрес: 107553, г.Москва, ул. Б.Черкизовская д.17
ИНН/КПП 7718117618 / 771801001
ОГРН 1037739274264
ОКАТО 45263594000
Банковские реквизиты:
р/с 40703810900180000148
в ОАО «МИнБ» г. Москва
к/с 30101810300000000600
БИК 044525600

В переводе указать "пожертвование на поддержку сайта".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.