Среднерусская возвышенность

15.08.2016

_MG_9976_1.jpg

Исцеленный монахом враг; поэт Василий Жуковский; графский род Толстых; князья Гагарины и Одоевские, Воротынские и Шаховские; старица Евфросиния, княгиня Вяземская. И из совсем недавних времен и нынешних: священник – дедушка композитора Родиона Щедрина; Василий Поленов; современный «благоразумный разбойник»; 100-летний старец, вернувшийся из эмиграции; женщины, поднимавшие из руин свой храм вручную; новорожденные Трифоны и Платоны. Судьбы людей, со времен вятичей расселившихся вдоль Оки на Среднерусской возвышенности, придают  не только географический смысл этому названию.

Об этом мы беседуем с архипастырем Белёвской епархии, что в Тульской области, епископом Белёвским и Алексинским Серафимом, и с молодыми священниками. Интервью и зарисовки сделаны во время двухдневной поездки по холмистому краю с полями и реками, органично вписанными в ландшафт храмами – и новыми, и отреставрированными, и теми, которые еще предстоит поднимать.

Земля и люди

Пока мы ехали от  Москвы до Белёва, не могли налюбоваться – разгар лета, все красуется, Ока, холмы, дали. Только на таком просторе можно увидеть тени от облаков. Земля замечательна. Среднерусская возвышенность…

– Да. Самая высшая точка Среднерусской возвышенности – как раз на территории Тульской области близ села Раево Тепло-Огаревского района, наша епархия. Но это не гора, а высокий холм среди холмистой территории.

Есть ухоженные поля, есть просто разнотравье. Но все-таки чувствуется, что люди заботятся  о своей земле. У многих в  палисадниках цветы, такое не всегда встретишь в глубинке России. Как Вы считаете, стремление к украшению своего жилища зависит от чего – от достатка, от настроения, от внутреннего устроения души?

– Я живу в том же поселке, где когда-то служил настоятелем, в том же доме, и по своим соседям могу судить, что все-таки… нет, это не уровень достатка, это уровень отношения. Украшение жилища, цветы в палисадниках – это уровень культуры, отношение к быту, к своей жизни. По соседям знаю, они обмениваются цветами, семенами. Наверное, последние лет десять-пятнадцать это стало наблюдаться, и я думаю, будет продолжаться. Очень приятно, что люди, наконец, начинают замечать вокруг себя не только красивые и дорогие автомобили и прочие атрибуты успешной жизни, а просто то, что дает радость глазу, улучшает внутреннее состояние. Это тоже показатель духовной нормализации, духовной гармонии, которая у людей появляется.

Иду по своему поселку, смотрю – кто-то терраску приставил, кто-то ограду поприличнее делает, кто-то сажает деревца, кто-то плиточку укладывает. Словом, это созидание, материальное и духовное, идут вместе.

_MG_9953.jpg

Владыка, Вы уроженец Тульской земли – здесь и Белёв, и Алексин, и Чернь, и Бежин луг. Места поэтические, связанные с нашей русской культурой. Наверное, это культурное наследие не может не влиять на деятельность епархии? Кстати, на полке в храме мы видели сборник стихов «Небесные блики. От Ломоносова до Ахматовой», изданный в Туле.

– Мы взаимодействуем с  интеллигенцией, с музейным сообществом. Конечно, важно поддержание и  раскрытие духовного компонента  в творчестве наших великих  и современников и земляков. Это и Василий Дмитриевич Поленов, и тургеневские места, часть которых связана с нашим краем. В селе Кочаки находится семейный храм Толстых. Город Белёв связан с поэтом Василием Андреевичем Жуковским, здесь родина знаменитого белёвского кружева. Налажены связи с музеем адмирала «Варяга» Руднева.

_MG_9459_1.jpg

На сегодняшней литургии  мы видели молодых людей, помогающих  Вам за богослужением. Где вы их нашли? Прихожанка со мной поделилась: «Как хорошо, все наши – белёвские: Ваня, Саша».

– Главное, чтобы ребята  связывали свое будущее с Церковью. Это воспитанники наших воскресных  групп, они учатся в старших классах школы либо в вузах в областных центрах. Хотелось бы, чтобы они получили хорошее образование. Светское – на их усмотрение, я стараюсь здесь не вмешиваться, соблюдать дистанцию, чтобы это был их выбор, их родителей. Все-таки светское образование тоже дает и определенный кругозор, и определенный уровень мышления. Что касается этих ребят, я очень надеюсь, что они будут себя затем реализовывать не в светских учреждениях – там найдутся еще люди, а в Церкви. Потихоньку они решают свои вопросы и образования, и семейного положения. Некоторые из моих бывших иподиаконов теперь священнослужители в нашей епархии и вполне достойные люди. Двое из нынешних – дети нашего священника. Недавно, две недели назад, венчал одного из иподиаконов.

_MG_9554.jpg

Кто составляет паству этой части  Тульской земли, кто здесь живет, много ли мигрантов?

–  Состав – коренные жители края либо люди, которые приехали сюда в советский период. Сейчас большой миграции в районы северо-западной части Тульской области нет. Я думаю, это связано с экономической ситуацией: основная промышленность находится в областном центре и люди едут либо туда, либо в Москву. А те люди, которые находят себе применение здесь, исходя из экономической ситуации, связывают свою жизнь, свое прошлое и свое будущее с этим регионом.

_MG_9327.jpg

Из Украины в последние два года приезжали сюда люди?

– Массового движения сейчас нет. В период обострения ситуации на Донбассе беженцев было много, их распределяли по домам отдыха и санаториям. Но постепенно, по мере разрядки ситуации, кто-то возвращался, кто-то двигался в сторону промышленных центров.

У нас есть семья из Донецка – прихожане нашего Троицкого храма в Белёве, очень активные помощники на приходе. Есть и на других приходах семьи из Украины, но их все-таки не очень много. Но у нас территория не граничит с Украиной,  в других регионах таких семей больше. Я это знаю по общению с другими архиереями. Конечно, стараемся их поддерживать – тех людей, которые остались, а возможно, и останутся уже на постоянное жительство. Главное, чтобы они здесь себя чувствовали не как посторонние, а как часть нашего общества, тем  более, они нам единокровны и единоверны.

_MG_9530.jpg

Молитва об Украине совершается на каждой службе в наших храмах, как и во всех храмах Русской Православной Церкви. На территории епархии есть давно приехавшие выходцы из Украины, в том числе священнослужители, и мы не понаслышке знаем, что там происходит, поскольку родственники нашего духовенства живут в разных регионах Украины.

Второе Крещение Руси продолжается

Владыка, Вы начинали свое служение уже в постсоветской России, в период, который получил определение второе Крещение Руси. Как, на Ваш взгляд, меняется поток людей, приходящих в храмы?

– Жизнь в мегаполисах, в областных центрах, в глубинке отличается. Но все-таки общий процесс есть. Я не думаю, что второе Крещение Руси закончилось, этот процесс идет. Перед Церковью, я считаю, всегда стоит задача воцерковления каждого поколения.

Молодое поколение  как себя проявляет? Есть ли  в епархии движения краеведов, поисковиков, православных следопытов?

– Старшеклассники вместе с нашими батюшками ходят в походы, расчищают заброшенные храмы. Мы стараемся прививать любовь к своему православному наследию и в целом к истории. Существует традиция семейных автопробегов. У нас по святым местам епархии ездят целыми семьями, в том числе с маленькими детьми. Недавно наши прихожане посещали Муром на день памяти Петра и Февронии. Эти совместные поездки – возможность приобщить всю семью к вере, к православным ценностям.

_MG_9369.jpg

Недавно под Чернью было перезахоронение воинов, наши священники служили панихиду. А некоторые прихожане участвуют в поисковом движении. Регулярно в канун 9 мая совершается перезахоронение найденных поисковиками останков воинов и в городе Белёве. 

Основатели Оптиной,
чудотворица-фрейлина и монах, исцеливший врага

Расскажите, пожалуйста, о святых местах и людях, прославленных в епархии.

– У нас есть, действительно, святыни, широко известные по всей России.

Спасо-Преображенский Белёвский монастырь – духовный центр на протяжении столетий. Монастырь был знаковым оборонительным пунктом во времена становления русского государства. Иван Грозный вносил сюда вклады, обитель достигла расцвета и вплоть до екатерининской эпохи (церковные земли тогда отошли в собственность государства)  была форпостом Православия в Приокском крае. Монастырь тесно связан со становлением Оптиной пустыни, а после революции многие оптинские монахи здесь жили, в Белёве их могилы.

_MG_9818.jpg

Жабынская пустынь, находящаяся напротив Белёва с другой стороны Оки, связана с памятью основателя пустыни преподобного Макария, жившего на рубеже XVI – XVII веков. Он первый из тульских святых, в день его памяти отмечается праздник Всех святых тульской земли (5 октября). Он известен и как молитвенник, и как строитель, и как восстановитель обители после литовского разорения, и как чудотворец – есть чудотворный источник в обители, который возник по молитвам преподобного Макария. Житие свидетельствует, что в 1615 году, когда старец находился за пределами монастыря, какой-то из отставших отрядов пана Лисовского разорил окрестности Белёва, в том числе Жабынский монастырь. Макарий об этом не знал; когда он вернулся, увидел, что обитель разорена, все монахи убиты, и нашел раненого польского воина, уже умирающего. Тогда игумен помолился о нем, и здесь забил источник. Этого польского воина святой исцелил, и есть свидетельство, что потом тот стал монахом в Жабынском монастыре и прожил там до самой смерти.

_MG_9812_1.jpg

Напротив поселка Одоев на высоком берегу реки Упа (притока Оки) находится интересный с точки зрения истории и архитектуры Анастасов Богородице-Рождественский мужской монастырь.

Начал восстанавливаться Покровский Добринский монастырь в Суворовском районе. Это древнейшая монашеская обитель в Тульской области, она упоминается незадолго до Куликовской битвы.

Был также очень крупный монастырь, место захоронения князей Одоевских. К сожалению, сейчас там все разорено. Остался храм в очень плачевном состоянии и часть ограды – вот все, что от монастыря сохранилось. В обитель назначен наместник, начинаются работы по восстановлению.

Есть еще женский монастырь в Колюпаново, недалеко от Алексина. Он связан с последними годами жизни блаженной старицы Евфросинии, чудотворицы, которая была фрейлиной Екатерины II, княжна из рода Вяземских. Затем она оставила все – свое имущество, положение, ушла сначала в Серпуховский Владычный монастырь, а последние годы жила просто в этом селе Колюпаново. На месте ее земных подвигов возникла в середине 1990-х годов обитель Казанской иконы Богородицы. Это монастырь связан еще с трудами очень почитаемого старца схиархимандрита Христофора, почитаемого на Тульской земле, который был вдохновителем, молитвенником этой обители. 

_MG_9924.jpg

Мы слышали, в одной  из обителей подвизается столетний старец…

– В Анастасовой обители  живет отец, кстати, тоже по имени  Анастасий. Архимандрит Анастасий (Загарский). Он практически всю свою жизнь прожил за границей. Из семьи эмигрантов, родился в Российской империи, жил еще в советской России. Служил и на Святой земле, и в Латинской Америке, несколько лет в США, и оттуда переехал в тульский Анастасов монастырь, причем в 90-летнем возрасте.

20160728_190926.jpg

Он искал монастырь, который связан с его святым, и вот нашел одноименную обитель. Почитаемый батюшка, его любят жители и нашей области, и калужане часто к нему приезжают.

С миру по гранту –
 епархии храмы, молодежи микрофоны

И немного статистики. За пять лет существования  епархии какова динамика численности храмов и монастырей?

– Было 52 прихода и четыре монастыря, сейчас  – 79 приходов и пять монастырей. То есть в полтора раза увеличилось количество храмов. Но главное – наполнение внутренним содержанием; важна молитвенная атмосфера. Положительная динамика – это неплохо, но здесь видно стремление людей, чтобы и прежние святыни возвращались, ведь у нас 90 процентов храмов – это памятники архитектуры.

_MG_9926.jpg

Многие ли из них  уцелели?

– Уцелели они, как правило, теоретически – какие-то фрагменты  фундамента и стен. Поэтому, процесс  восстановления очень долгий, в нем много сложностей. Но есть желание людей эти святыни возродить. И мы стараемся такие стремления поддерживать, чтобы это было не просто движением сверху, а община – пусть небольшая, но живая, чтобы люди молились, чтобы они чувствовали свою причастность к этой святыне и старались как-то потрудиться над ее восстановлением.

_MG_9940.jpg

Я считаю неприемлемым, когда священник отвечает абсолютно за все. Почему-то забывается, что он все-таки не строитель – в первую очередь он должен молиться, а все остальное должна решать община. Но мы пока к этому только движемся.

_MG_0800.jpg

А сколько восстановлено  храмов за последние пять лет, с момента образования новой епархии?

– Приведу по памяти самые яркие моменты. Освящены Старый Успенский собор (XVII век) и  Новый Успенский собор (XIX век) в Алексине. В этом году, надеемся, завершится реставрация главного собора Спасо-Преображенского монастыря в Белёве, освящен очень долго восстанавливавшийся Введенский храм в Жабынском монастыре. Построены новые храмы в монастыре в Клюпаново, в городе Ясногорске. Восстановлен храм в Фомищево, Казанский храм в Першино, прекрасный храм в Жемчужниково близ Одоева.

5342540077.png

Бывают ли большие  частные пожертвования, или средства «с миру по нитке» собираются?

– Слава Богу, что вместе  с образованием епархий, которое  произошло за последние годы, появилась и возможность восстанавливать  храмы. Огромным подспорьем являются гранты – церковные, церковно-общественные или церковно-государственные. В общем-то, восстановление почти всех храмов у нас осуществляется за счет грантов. Территория фактически сельская, крупных промышленных предприятий не осталось, те, которые еще сохранились, решают вопросы, как бы не разориться, а сохранить себя.

Оба Успенских собора в Алексине и Преображенский храм в Белёвском монастыре восстанавливаются по федеральной целевой программе «Культура Росси». Слава Богу, мы смогли войти в нее с нашими святынями. Однозначно, если бы не эти программы, на не удалось бы решить не только задачу восстановления этих святынь – мы не смогли бы их и сохранить. Они с ужасающей силой разрушались в последние годы, и только эта программа их спасла.

Восстановление Введенского храма в Тургенево связано с программой, посвященной 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева (2018 год). Масштабная реконструкция двух Сергиевских храмов – в Плавске и в Черкассах – была проведена благодаря федеральной программе, посвященной 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Программа позволила не только спасти, но и преобразить эти храмы, и теперь они в таком благолепии. Я освящал после реставрации Сергиевскую церковь в Плавске и сказал, что со времен князей  Гагариных, которые когда-то строили этот храм, он никогда так не выглядел.

_MG_0002.jpg

А церковные гранты  используете?

– Участие в конкурсах «Православной инициативы» позволило многие проекты осуществить. В этом году в Белёве будет проводиться уже второй Фестиваль колокольного звона. Наш Преображенский монастырь выиграл грант, приобретена учебная звонница, и у нас теперь есть колокольная школа. Ребята учатся на этой звоннице, а затем уже могут подняться на нашу высокую колокольню и звонить в настоящие колокола.

_MG_0701.jpg

Есть долгосрочный проект Православного молодежного телевидения в Алексине.

Музыкальный фестиваль в Дубне, приуроченный ко дню памяти апостолов Петра и Павла – тоже победитель гранта в рамках «Православной инициативы».

_MG_0721.jpg

Традиции исполнения  песнопений какие-то сложились?

– У нас в епархии профессиональных хоров всего три. В остальных приходах, как правило, регент имеет музыкальное образование, остальные подбираются на его усмотрение. Здесь мы в начале пути. Я думаю, если правильно ставить задачи и двигаться к выполнению этой цели, Господь обязательно все устроит ко благу.

_MG_0418.jpg

В нынешнем году у нас создано два детских хора. Они пока на пути становления. Сегодня здесь, в Троицком храме Белёва, за богослужением вы слышали наш небольшой, но очень дружный и мелодичный хор. Есть детский хор в Петропавловском храме в поселке Дубна.

Цель жизни епархии – Евхаристия

В епархии уже около 80 храмов, включая монастырские. На Ваш взгляд, оправдывает себя политика создания новых епархий?

– Думаю, можно констатировать: мудрость Поместного Собора 1917-1918 годов по увеличению числа епархий уже ощутима, это преобразование вдохнуло новую жизнь, новое дыхание в наши приходы. Вначале некоторые по-разному относились, сомневались, как можно в нескольких районах создать епархию, и будет ли она дееспособной. Среди чиновников встречалось непонимание, как границы епархии могут не совпадать с границей субъекта федерации.

_MG_9592.jpg

За пять лет правильность этого решения стала очевидна почти всем. С прихожанами мы пытаемся сообща решать наши общие задачи в отношении и каждого прихода, и всей епархии. Архиерей – не просто какой-то администратор, живущий за сотни километров, а человек, которого они видят достаточно часто, духовенство тоже постоянно общается с архиереем.

Все это должно формироваться вокруг Чаши Христовой. А остальные дела – уже внешние. Восстановление святынь, конечно, важно и нужно, но главное, люди приходят к пониманию, что центр их жизни и жизни другого человека – Евхаристия, что только таким образом мы становимся друг другу близки, понятны. Через это единство Господь благословит все наши труды, как Он обетовал: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там среди них Я есть».

_MG_0152.jpg

А какие места этого края  Вам больше нравятся?

–  Я не очень большой  любитель путешествовать, я домосед, хотя по службе много езжу. В течение года я посещаю  каждый из приходов. Если где-то  по каким-то причинам совершать богослужение невозможно, я просто  посещаю, чтобы посмотреть, как живет  община, пообщаться в людьми. Священник не должен чувствовать себя заброшенным, оставленным, где бы он ни служил, задача архиерея – поддержать свое духовенство.

341305.png

Вообще, к приокской земле очень тепло отношусь – и Поленово, и Алексин, и Белёв, и Суворов, все они для меня как-то дороги. Да и остальные наши места. Для меня это просто Родина, и поэтому я все воспринимаю как свое, близкое.


Любимые – Пушкин и Лесков

Владыка, если можно, расскажите, пожалуйста, о себе.

– Я вырос на Оке, и для меня родина ассоциируется именно с этой рекой. И я благодарю Бога, что несу теперь свое служение в епархии, которую можно назвать приокской, поскольку и Белёв, и Алексин – оба кафедральных города находятся на Оке. На какое-то время родители уехали в Рязанский край, затем снова вернулись в Тульскую область, и именно здесь проходило мое воцерковление. Хотя я не считаю, что я был вне Церкви: у нас были иконы, бабушка молилась, я всегда себя ассоциировал с Христовой Церковью, с церковным укладом. Для меня это всегда было родное, близкое, часть моего мира. Но именно разумное становление в понимании всей полноты православной веры у меня совпало с более старшим возрастом. Старшеклассником я уже стал читать больше, открывать для себя все богатство веры Православной.

_MG_9647.jpg

А ваши друзья? Вы сами к этому пришли, или ваши приятели тоже христианством интересовались? Время было еще жесткое – конец 80-х – начало 90-х; все-таки новая Россия только начиналась.

– Мне кажется, у меня  всегда было обостренное чувство  поиска истины: для чего, зачем, а что в основе? Это и было главным стимулом что-то для себя искать, открывать, познавать первоосновы жизни, смысл бытия.  Наверное, Господь что-то вложил так, чтобы поиск Истины далеко не уходил из мой жизни.

Какие предметы в школе Вас особо интересовали?

– Я интересовался особенно  историей и географией, отчасти  другими гуманитарными науками. Но как-то все это сошло на нет, я стал духовную литературу читать. Наверное, главной  базой для меня стали святитель Игнатий Брянчанинов и святитель Феофан Затворник. И, конечно, любил Священное Писание, различные толкования на Ветхий и Новый Завет. Близко было понимание Посланий апостола Павла и толкований этих текстов святителем Иоанном Златоустом.

Потом возникло желание учиться дальше, следовать по этому пути, поступать в семинарию. Тогда было уже много духовной литературы. А Павловы послания – это такая красота и богатство богословия, они всегда удивительны для меня.

432156.png

Думаю, повезло студентам теологического факультета Тульского университета, где Вы преподаете.  Владыка, Вы сказали, что  предпочитали в школе гуманитарные предметы. Какие писатели Вам ближе?

– Я, если честно, больше  увлекался поэзией Пушкина. Просто  это мне было интересно, исходя  из красоты языка, которая есть  в поэзии и лежит в основе всего нашего русского литературного языка. Просто феноменально.

_MG_9657-1.jpg

А если брать прозу, наверное, все-таки, мне ближе Лесков. Интересны были и произведения А.П. Чехова и Л.Н. Толстого. Чехов – критическим отношением ко многим вещам, тогда в школьную пору это как-то совпадало с моим настроением. А Толстой – таким трезвым отношением к реальности, я имею в виду ранние произведения.   

 

Портал «Приходы» продолжит публикацию материалов из молодой Белёвской епархии.

 

Беседовала Елена ДОРОФЕЕВА

Фото Марии ТЕМНОВОЙ, 
фотопортрет отца Анастасия - Елены ДОРОФЕЕВОЙ


Публикация подготовлена в рамках проекта, получившего грант Международного конкурса «Православная инициатива 2016-2017»

 


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.