Как верующий родитель может помочь своему ребёнку достойно выжить в обычной школе?

21.11.2022

675454324235223.jpg

Часто случается так, что верующий ребёнок становится изгоем в школьном коллективе, и это наносит ему большую душевную рану. Однако не всегда причиной его изоляции становятся собственные моральные принципы или догматические взгляды. Бывает и такое, что ребёнок просто не умеет выстраивать обыкновенное общение со сверстниками; бывает, что верующие родители небрежно относятся к его внешнему виду или слишком строги к своему чаду. Есть ряд и других причин. Желая помочь учащимся и их родителям, зададим на эту тему несколько вопросов тем людям, дети которых остались в Православии и продолжают ходить в храм, искренне верят в Бога даже в подростковом и юношеском возрасте.

 

Отвечает клирик Калужской епархии протоиерей Алексий Порядный, отец и дедушка:

Отец Алексий, подскажите, пожалуйста, какие самые распространённые ошибки среди православных родителей приводят к изоляции ребёнка в школьном коллективе? К чему это может привести и как можно исправить ситуацию?

– Ошибки при воспитании. На мой взгляд, чрезмерный контроль и опекание ребенка, недоверие ему со стороны родителей, строгое взыскание за ошибки могут привести к развитию безволия, подавленности, безинициативности. Это неминуемо скажется на общении со сверстниками: возникает зависимое поведение, ребенок легко поддается влиянию и манипуляции, что в школьном коллективе расценивается как слабость и приводит к насмешкам и трудностям в общении.

Другой стороной такого образа воспитания может стать «протестное поведение» ребенка, когда он теряет контакт с родителями и, стараясь «вырваться на свободу», начинает вести себя агрессивно, дерзко, вызывающе, что также приводит к отчуждению в коллективе.

Как избежать такого развития событий? Родителям необходимо, прежде всего, начать воспитание с самих себя. Атмосфера мира, великодушия, терпения, взаимопонимания, взаимопомощи в семье естественным образом воспитает эти качества и в ребенке. Живой интерес родителей к духовной жизни поможет им отвечать на возникающие у ребенка вопросы, а чуткий интерес к его проблемам, доверие ему поможет создать дружеское отношение между родителями и ребенком, что крайне важно.

Отвечает Алла Кудряшова, мама троих детей:

Алла, поделитесь, пожалуйста, опытом, как сочетать православное воспитание ребёнка и заботу о его социализации в школьном коллективе? Чем родитель может помочь, и чего делать совершенно не стоит?

– Мама и папа прививают ребенку жизненные ценности. Умение быть человеком, быть добрым, помогать. Просить прощения, если виноват. Все это учит ребенка быть частичкой Божьего мира. И когда дети приходят в храм, я всегда спрашиваю их: «Как вы себя чувствуете?» Храм должен быть особенным местом, где хорошо и спокойно.

Что касается школы, я всегда говорила старшему сыну, что никогда нельзя стесняться своей веры, но и кричать о ней тоже не нужно. Например, при изучении различных религий мой сын отвечал на все вопросы в отношении христианства. Его спросили: «Ты что, в храм ходишь?» Он ответил: «Да, хожу в храм». Но! Мы не кричим, не призываем других: «Смотрите, это истина, пойдемте со мной!» Так нельзя делать, это еще больше отводит людей от тебя лично и от Православной веры.

В первую очередь мы показываем достоинство нашей веры своим примером. Мы – православные христиане – лицо Церкви, но при этом, конечно, мы все ошибаемся. Все могут ошибаться, но нужно уметь признавать свои ошибки, стараться быть хорошим человеком. И когда другие, может быть, только один человек из десяти, обратят внимание на твой хороший поступок и сделают вывод: «Он плохого не делает, он в храм ходит, я тоже так хочу!» И этот вывод – самое главное, что мы можем показать, даже если так решит один человек из ста. Если хоть одному понравилось твое поведение, это просто бесценно!

И тебе об этом знать не нужно совершенно, чтобы не возгордиться. Живи спокойно, тихо и знай, что Господь рядышком, Он все видит и все слышит.

Еще не нужно бояться быть собой. Мы такие, какие мы есть. И не нужно специально чего-то показывать наигранно, делать вид. Нужно, прежде всего, работать над собой. В первую очередь важно думать о том, что нас видит Бог: что Он подумает о нас? А что подумают люди – не надо вообще об этом думать. Например, мы проходим мимо нищего, а рядом идет толпа школьников. Мы не должны стесняться к нему подойти и оказать помощь. Нужно остановиться и помочь человеку. И абсолютно все равно, что скажут другие. Любой человек может оказаться на его месте, и нищий – прежде всего, человек. Прежде всего, это создание Божие.

Я также достаточно строго настаиваю на том, чтобы ни в коем случае дети не обижали животных, насекомых, мушек, букашек, не рвали просто так цветы, листья. Я всем своим детям объясняю, что это создания Божии. Это не приклеили на пластилин или клей, и нужно много времени, чтобы все это выросло. А если мы срываем и бросаем траву или листья, или цветы, то это все умирает. Мой средний сын, когда немного подрос, стал обращать на это внимание, несмотря на свой непростой характер. Он с волнением говорил: «Осторожно, мама, – тут букашечка, растопчешь!»

Также хочу отметить, что не заставляю детей читать молитвы против их воли – я хочу, чтобы они видели пример человечности. Я зову их читать молитвы, когда получается. По возможности, по силам.

В первую очередь – человечность и мой пример. Да, бывают такие моменты, когда я не успеваю себя контролировать. Но это моя вина, и я должна работать над собой.

Отвечает Мария Фирсова, мама четверых детей:

Мария, как, на ваш взгляд, можно помочь ребёнку не чувствовать себя странным в обычной школе? Как научить его иметь свое мнение и противостоять соблазнам этого мира?

– Я не могу задирать нос и говорить, что у меня все хорошо в воспитании, но некоторые моменты меня однозначно радуют. Прежде всего, это наше с детьми доверие друг к другу. Они мне могут рассказать даже то, что очень стыдно сказать. Потому что я стараюсь это слушать всегда со спокойным видом, не начиная их укорять или делать им тут же замечания, пока не дослушаю всю историю до конца.

Как раз недавно у нас со старшим сыном был разговор: он просит приставку, чтобы играть в игры, а мы, родители, категорически против. Сын приводил нам доводы, что у него в классе все в эти игры играют и над ним будут смеяться. И уже иногда смеются, что у него нет приставки. Что я ему на это ответила? Я работаю в полиции, и через меня проходит очень много оступившихся, оказавшихся на самом дне нашей жизни людей. И, как правило, все начинается с того, что на них влияют негативно не мама, не папа, а их окружение. Люди становятся наркоманами почему? Потому что более авторитетные ребята предлагают им распространять или употреблять наркотики. И я привела старшему сыну пример: «Вот ребята смеются, что у тебя нет приставки, а если кто-то подойдет к тебе и скажет: "Мы все колемся, а ты не колешься – давай с нами!"» Он сказал: «Нет, конечно!»

Но почему у него уже есть понятия о добре и зле? В этом помогает огромное количество примеров из нашего с ним общего окружения. У нас в семье есть два антипода среди родственников. Мой дедушка – тринадцатый ребенок в бедной семье, сам всего добился в своей жизни, работал, его посыл вдохновляет нас до сих пор. И совсем другой пример – мой дядя: был любимцем семьи, у него было всё, но не было силы воли, он оступился в жизни, спился и в целом печально завершил свою жизнь.

И каждый раз, когда вот так из школьной среды сверстников приходят требования, которые идут вразрез с устоями нашей семьи, мы вспоминаем вот эти примеры. Как важно сохранить свой стержень, как наш дедушка!

Публикация газеты «Время молодых»
(Калужская митрополия)

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓