Нужно ли читать детям сказки?

05.08.2021

ca96c5eda48e200ac4d7ed65b795f1f7.jpg

Порой православные родители задаются вопросом: нужно ли читать детям сказки? Не противоречит ли это православному воспитанию, ведь сказки – это фантазия и вымысел, то есть неправда? О роли сказок и мультфильмов в развитии современного ребенка зашла речь в беседе со священником Виталием Вороной, настоятелем храма Почаевской иконы Божией Матери в Краматорске и отцом трех детей.

 

Фантазия – зло?

В среде протестантов бытует мнение, что детей нужно воспитывать только на реальных жизненных примерах, поэтому сказки и мультфильмы им не нужны. В православной среде мне тоже доводилось слышать, что от сказок нет никакой пользы, а воспитывать надо на житиях святых. Возникает вопрос: кто вырастет в результате такого воспитания – праведник или невротик? Каким требованиям должна отвечать такая продукция для развития нормального ребенка?

– На родителях лежит обязанность учить и развивать своих детей. Каким образом это делать? Рекомендаций масса. В интернете можно найти тысячи мнений относительно того, какие сказки полезно читать детям, а какие нет, какие мультфильмы позволительны, а от каких нужно ребенка оберегать. Сейчас продукцию для детей принято маркировать – отмечать, для какого возраста подходят те или иные книги, мультфильмы, игрушки. Однако в стремлении защитить детей порой можно дойти до абсурда: например, мультик «Ну, погоди!» стоит под грифом «18+», поскольку содержит сцены курения. Что сказать? Мудрость невозможно облечь в букву закона.

Когда в моей жизни возникает какое-то недоумение, я стараюсь ответить себе на вопрос: а как на моем месте поступил бы Господь? Что нам говорит об этом Священное Писание? Конечно, о сказках там ничего не сказано, но Господь обращается к людям через притчи, которые по своей сути – те же сказки: выдуманные персонажи и ситуации, понятные той аудитории, к которой Он обращался. Отсюда можно сделать вывод, что иносказательность сказок не запрещена. Наоборот: они очень полезны для неокрепшего разума малыша. Мы не можем сразу начать питать младенца твердой пищей, но сначала поим молоком, потом даем пюре, и только спустя время понемногу переводим на обычную еду.

Ребенок должен иметь способность переварить ту информацию, которую мы хотим ему преподнести, поэтому если идея, облеченная в форму сказки, понятна, интересна и приемлема для его ума, к ней надо прибегать.

60097.jpg

 

Чему мы хотим научить?

Другой вопрос – что мы хотим передать ребенку, чему стремимся научить? В первую очередь, это зависит от нашего мировоззрения и той цели, которая стоит перед нами лично. Если эта цель – достичь вечного блаженства, Царствия Небесного, если мы стремимся возрастать в любви, то и детей надо учить тому же. То, что мы читаем им, должно соизмеряться с задачами, которые стоят в нашей жизни.

Никаких сомнений не возникает относительно того, что детям читать нужно. Это контакт, общение, способ развития речи. Каждый педагог скажет, что у начитанных детей лучше развиты речь и мышление, они более контактны, легче вступают в общение с людьми. Так что читать детям надо, причем регулярно. Важно каждый день находить для этого время, хотя бы 20-30 минут. Ничто не мешает нам постепенно привести ребенка к Евангелию – может быть, сначала через Библию для детей. Это тот путь, который нам нужно пройти с ним. Не думаю, что для этого нужно отказаться от сказок. Увлечь детей скучным чтением вряд ли получится – тем более современных.

Конечно, все люди индивидуальны, поэтому при выборе книг нужно ориентироваться на ребенка. Если он способен воспринимать спокойные размеренные сюжеты, но не принимает образы, которые предлагает та или иная сказка, можно использовать более серьезные произведения.

Мне бы хотелось развеять заблуждение, будто сказки могут быть вредны из-за того, что не отражают действительность. Никакого криминала и вреда я в этом не вижу. Да, в реальности медведь с зайцем дружить не могут, а в книжке такое бывает, но это не значит, что такой сюжет исказит представление о картине мира.

Сказки читать можно и нужно, при этом обязательно комментируя текст, стараясь вызвать ребенка на диалог. В первую очередь нужно спрашивать его мнение, а потом уже давать свои комментарии – корректирующие или ободряющие, в зависимости от того, что он скажет.

 

Нужно фильтровать

Мне кажется, что чаще всего о ненужности сказок и книг говорят те, кто мало себе представляет, что именно предлагает современный рынок детской литературы. Мы живем в замечательное время: сейчас происходит настоящий расцвет детской литературы и книгоиздания, причем духовный пласт в ней становится все заметнее. Маленьким читателям доступны качественно иллюстрированные изложения Священного Писания, жития святых, притчи, тексты которых адаптированы для разного возраста. Отвергать все это – по меньшей мере странно.

– Категоричность – признак ограниченности ума. Мы ни в коем случае не должны быть категоричными. Наша задача – воспитывать детей гармоничными во всех сферах жизни. Нужно давать им знания о мире, природе, их устройстве, а также о духовной стороне жизни. Если в предлагаемой информации будет какой-то перекос, однобокость, мы не сможем воспитать гармоничную личность. А сказки дают представление обо всем: там есть мораль, информация об устройстве мира, о принципах и особенностях социальных и межчеловеческих отношений – всего не перечислить.

Конечно, все нужно фильтровать. Например, «Сказку о попе и работнике его Балде» я не могу рекомендовать, несмотря на все уважение к Александру Сергеевичу Пушкину. Во всем должен быть индивидуальный подход, и мы сами должны понимать и чувствовать, что нужно нашим детям. Еще замечу, что, если мы хотим привить детям любовь к литературе, то надо обязательно вкладывать чувства в чтение. Если это будет просто сотрясание воздуха, то далеко мы не уйдем.

436542123.jpg

 

Чем мультик хуже книжки?

Как вы относитесь к мультфильмам? При их просмотре влияние родителя на восприятие ребенка минимально: мы можем только обсудить, высказать свое мнение о происходящем на экране. С другой стороны, мультфильм – это средство переключить внимание ребенка, отвлечь его, а порой, что скрывать, и выиграть для себя немного времени.

– Безусловно, видеопродукция проигрывает книгам. Она не дает возможности для творчества – ребенок получает готовые образы, его воображение не развивается. Почему так важно развивать воображение? Потому что это тренировка, после которой можно надеяться, что вырастет человек, способный понимать, что хотел сказать автор, а не получить готовую картинку, решение, мысль.

Родителям нужно контролировать, какого качества мультфильмы будет смотреть их ребенок. Полностью игнорировать мультики не получится. Мы живем в мире, где подача информации вышла на совершенно новый уровень и требует определенной скорости мышления. Мы не сможем остановить этот поток, и если не научим ребенка воспринимать зрительную информацию, ему будет непросто.

Самое главное – чтобы ребенок научился преодолевать доминанту, свойственную человеку: «залипать» на происходящее на экране. Надо научить отличать хорошее от плохого и переключаться. Не сделав прививку, мы рискуем получить эпидемию, поэтому такие информационные прививки надо делать – в малых дозах, конечно же, и хорошей, качественной информацией. На то мы и родители, чтобы учить детей отличать мусор от хорошего. Самое главное – не проявлять равнодушия. Зло мы не остановим, но мы можем научить их делать выбор.

 

Не запрещать, а придумать альтернативу

Если полностью запретить то, что интересно ребенку, чем живут его сверстники, можно пробудить в нем нездоровый интерес к запретному плоду. В итоге ребенок найдет возможность посмотреть интересующее его, но сделает это не дома, без нашего контроля. Сейчас даже у первоклассников есть смартфоны, и я не раз видела, как дети собираются вокруг такого «счастливчика» и смотрят что попало на переменах или после уроков. Стоит ли запрещать?

– Чаще всего категорический запрет значит, что мы расписываемся в наших немощах: выходит, мы не сумели ни переключить ребенка на хорошее, ни дать альтернативу. Запретить всегда проще, нежели придумать альтернативу.

Приведу пример. У нас на улице детям негде играть: с одной стороны путепровод и гора, с другой – дорога для машин. Мы построили возле дома шалаш по типу того, что был в книге Гайдара «Тимур и его команда». Со старшим сыном занялись, сделали лестницу, укрепили все, и теперь вся улица играет у нас. Конечно, это неудобно и шумно, но это та цена, которую пришлось заплатить, чтобы 80% времени они проводили не у телевизора, планшета или компьютера, а на улице. Да, у нас возникают какие-то конфликты, но это жизнь, так мы учим детей чему-то. Я глубоко убежден: все зависит от нас, взрослых. Если для нас важно, как растут наши дети, мы будем уделять этим вещам внимание.

Беседовала Екатерина ЩЕРБАКОВА

Публикация сайта Горловской епархии



Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓