Приоткрывая Тайну

09.04.2021

97b7ae24c4845a13749b814369c55deb.jpg

Уже далеко не первый год в российских школах по выбору детей и их родителей преподается модуль «Основы православной культуры». Речь на этих уроках идет не только об отражении Православия в изобразительном искусстве, музыке, литературе – зачастую самой важной и сложной оказывается задача в рамках культурологического предмета помочь школьнику, существующему в кардинально другом контексте, осознать, на чем основана христианская вера, на каком фундаменте строится жизнь Церкви, создающей культуру, о которой идет речь в рамках модуля. О вызовах и сложностях на этом пути размышляет Глеб Бляшон, руководитель отдела по работе с молодёжью Миасского благочиния Челябинской епархии.

 

Ощутить присутствие Бога

У ребенка, учащегося в начальных классах школы, обычно в сознании уже сформировано множество образов. И если он представляет какой-то предмет, то последний сразу же наполняется рядом ассоциаций. Так, например, фрукт может быть сладким, вкусным, сочным и т.д. Но когда ребенок слышит о Боге, то, к сожалению, не всегда у него это слово наполнено пониманием, с которым он объясняет другие понятия. Происходит это по простой причине – из-за отсутствия общения с Богом.

Верующему человеку легко воспринять всё, что связано с Богом, потому что он воспитан в такой среде, где сама атмосфера чаще всего говорит о тех понятиях, которые заложены в ребенке изначально – о присутствии некоего таинственного Начала, Незримого, но которое постоянно рядом с нами, о присутствии Бога в нашей жизни.

Но если говорить о преподавании Основ православной культуры в школе, то мы лишь даем информацию, в которой изложено православное вероучение. И здесь очень сложна грань правильного, ненавязчивого преподавания культуры Православия. Сложность в большей степени заключается как раз в том, что вера невозможна без ощущения присутствия Бога, без практики.

Тем не менее, основы, базовую информацию о нашей вере мы должны передать в полной мере – это главная задача преподавания модуля.

 

«Что было, когда Бога не было?»

Перед учителем, прежде всего, встает вопрос, как сформировать у ребенка понятие Бога – и не просто сформировать, а создать в его душе правильный образ Бога. Представляете, насколько ответственна эта задача?! Ребенка не будут устраивать абстрактные понятия, которых нет в его опыте. Маленького школьника не удовлетворит ответ учителя на его вопрос «что было, когда Бога не было?», если тот ответит ребенку, что Бог был всегда – даже тогда, когда ничего не было. Потому что ребенок не понимает того, что не познал путем опыта. По крайней мере, в начальной школе ему еще сложно рассуждать абстрактно.

Так что же может помочь в создании образа Бога в сознании ребенка? Прежде всего, нужно понимать, что когда мы говорим о Боге, то априори у нас имеется представление об Его тесной связи с творением. Вот эту целостность, системность и необходимо передать детям во время преподавания модуля Основ православной культуры. У учеников должен сформироваться образ неразрывной связи Бога-Творца и Его мира, вселенной, в которой живет сам ребенок. Тогда картина мироздания будет восприниматься совершенно по-иному.

И самое главное, нужно передать, что связь Бога и человека заключается в любви. А эту любовь, весь смысл этой связи передает Священное Писание, житийная литература, рассказы современников о Православии и их жизни со Христом и многое другое. Да, именно жизни со Христом! Ведь центром православного миропонимания, как и христианства в целом, является Христос. На Нем стоит строить всю передачу информации – вся культура Православия христоцентрична, какие бы направления и ответвления в различных сферах она ни приобретала с течением веков.

 

Главный учитель – Христос

Целостность православного миропонимания преподается через чтение Евангелия, которое и формирует у ребенка образ Христа. Отдельным представлением целостности и его формирования могут быть жития святых – очень важный элемент православной культуры. И в этом случае, при изучении житий святых, важно отметить, что описываемая в этой своеобразной форме жизнь святого – ни что иное, как уподобление Христу, Его отражение в жизни человека, причисленного Церковью к лику святых.

Также неотъемлемой частью в познании православной культуры является икона. Через иконы мы можем дать ребенку пример визуализации святости, так как именно в искусстве иконописи неподражаемо передается связь духовного и материального мира.

Ну и, конечно же, важным элементом знакомства ребенка с Православием является богослужение в храме. Известен случай, когда праведного отца Иоанна Кронштадтского спросили: «Откуда Вы, батюшка, имеете такую горячую веру?» На что тот ответил: «Я просто с детства жил в храме». Педагоги с большим опытом знают, что предмет усваивается учениками не столько благодаря формулам и определениям, которые диктует учитель, сколько от внутреннего чувствования преподавателем своего предмета, его переживания. Ведь именно это духовное переживание и передается детям, и именно тогда предмет понимается ими наиболее глубоко.

В этом смысле можно констатировать факт, что никакие технологии, мультимедиа и виртуальные обучения не заменят личности учителя. Как и, к слову сказать, никакие посторонние ориентиры в развитии религиозного сознания не заменят нам главного Учителя – Христа.

 

Как окунуться в глубину мира?

Ни для кого не будет секретом, что глубина понимания происходящего в нашем мире, его смысл, отыскивается человеком только в том случае, когда сам мир и присущие ему явления воспринимаются им как целостная система. Жизнь человека – это всегда личное прочтение общего замысла Творца, но замысла одновременно и таинственного, и понятного всем. Жизнь человека – это его личный путь к Богу, личное прочтение Писания, книги Бытия. В таком понимании является истинная красота мира, тандем духовного и физического, становится очевидной вечность жизни.

Это миропонимание человека как микрокосма существовало ещё в раннем Средневековье – уже тогда о нём ли говорили святые отцы! Целостность образования обуславливалась его христоцентризмом. В раннем Средневековье все науки и ремесла были связаны с Целым. И от этого чувствования, несмотря на тяжесть времени, жизнь людей была наполнена смыслом и радостью.

Исследователи этого времени (В.Г. Безрогов и другие) приводят примеры, когда, несмотря на оставшиеся записи на полях манускриптов, часто сквозившие отчаянием, ученики получали от процесса обучения намного больше позитивных эмоций, нежели учащиеся в современном мире. Потому что любой элемент курса той или иной дисциплины был насыщен более глубоким и масштабным смыслом, и дело каждого несло в себе символ или знак чего-то высшего. И это высшее говорило с ребенком через наставника с самого начала его обучения. А сейчас из-за секуляризации науки даже представители смежных областей не могут найти общего языка – у них нет взаимопонимания из-за отсутствия в образовательной системе понимания целостности мироздания.

 

Осторожно, Тайна!

Проблем при преподавании «Основ православной культуры» в современной светской школе может возникнуть много – от неприятия предмета родителями до простого непонимания школьниками. Но при грамотном подходе все они решаемы. Следует лишь добавить, что в общении с детьми здесь всегда будет уместно понятие «тайны».

Представителям гуманитарных наук известно, что важнейшие чувства человека (как, например, любовь) невозможно описать словесными определениями: какие бы мы ни приводили описания любви, в любом случае останется нечто главное, что мы передать не в силах. И в еще большей степени это относится к Богу! Поэтому учитель на уроках о православной культуре всегда может сказать: «Но это нельзя понять окончательно, потому что это Тайна».

И здесь нужно помнить, что ребенок младшего школьного возраста в существовании трансцендентной Тайны убежден внутренне, как пишет о том педагог О.Л. Яушкявичене. Как ни парадоксально, но ребенку в данном случае понять учителя будет намного легче, нежели взрослому человеку.

И, наконец, даже если взгляды семьи ребенка могут не позволить ему принять весть о Боге в ее чистом варианте, все равно новость о том, что существуют люди, которые в Бога верят, поможет ему выстроить правильную иерархическую систему ценностей в мире, которую он часто черпает из волшебных сказок.

Ведь недаром так много детей увлекается «Гарри Поттером», «Властелином колец», «Хрониками Нарнии» – в этих сказках дети ищут для себя надежду, что где-то рядом существует нечто Высшее, через что душа наполняется смыслом. Но это Высшее еще ближе, чем мы думаем. Потому что это Бог, который среди нас. В этом ключе сделать для детей восприятие уроков о православной культуре неинтересным просто невозможно.

Преподавателю даже не нужно стараться сделать так, чтобы ученик встретился с Богом – достаточно просто рассказать ему о Боге, о том, как Его видит православный христианин. А встречу Господь организует Сам.

 

Глеб БЛЯШОН

Публикация газеты
«Челябинские епархиальные ведомости»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓