«Беспокойный возраст» на приходе

23.10.2020

35678092460892_595.jpg

В наше время подросток на приходе – это чаще всего недавний малыш, приведенный родителями в воскресную школу, «чтобы он там про Бога и молитвы узнал». И вот проходит три-четыре-пять лет, и наступает возраст, являющийся головной болью не только для пап и мам: подросшее чадо входит в период отрицания авторитетов и правил, неприятия того, что говорят взрослые. У некоторых это приводит и к разрыву с Церковью, куда когда-то ребенка привели родители – временному разрыву или постоянному, станет понятным позднее. Что же делать с «колючими» подростками, о чем с ними говорить? Чем их можно заинтересовать в такой непростой отрезок их жизни? Как как помочь сохранить веру и не уйти на «страну далече»? Размышлениями об этом делится протоиерей Александр Павлов, настоятель казанского храма мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

 

Переломный возраст

Именно в подростковом возрасте и в период молодости, во время активного формирования личности, религиозный опыт человека подвергается наибольшему испытанию: он либо уходит в прошлое, оставаясь лишь в детских воспоминаниях, либо актуализируется через личностную встречу с Богом и приобретение собственного духовного опыта.

Но перед началом разговора об этом давайте обозначим возрастные границы подросткового и молодежного периодов: подростковый возраст приблизительно начинается в одиннадцать лет и оканчивается в пятнадцать, молодежный – с шестнадцати и до двадцати пяти лет.

Возраст с двенадцати-тринадцати до семнадцати-восемнадцати лет является самым непростым. Чаще всего в этот период дети не только теряют интерес к воскресной школе, но и уходят из Церкви.

Из возрастной психологии мы знаем, что в это время меняется мировоззрение ребенка, его взаимоотношения со взрослыми и окружающим миром. При наступлении переходного возраста активность подростка заметно возрастает, у него появляется необходимость в новых впечатлениях. На смену уравновешенности приходит вспыльчивость, раздражительность, грубость. Вместе с тем усиливается стремление к самопознанию, самовыражению и самоутверждению, что является естественным процессом развития личности; у подростка постепенно вырабатывается первичная система ценностей.

В данный период подростки склонны сомневаться в себе, бурно проявлять эмоции и вступать в споры, они не приемлют чужих убеждений, требуют фактов и доказательств, очень чувствительны к критике. Они особо нуждаются в постоянном личном общении с людьми, проявляющими к ним любовь и заботу. Все подростки, независимо от их физического и умственного развития, хотят, чтобы взрослые относились к ним как к равным. Такое общение помогает им удовлетворять свои психологические потребности, такие как потребность в здоровом взгляде на себя, потребность принадлежать какой-либо группе, потребность в знакомстве с лицами другого пола, потребность в социальной адекватности, т.е. поиске ответов на вопросы «кто я?», «какой цели должен я добиваться?».

4789246876426_595.jpg

На границе подросткового периода пятнадцати-шестнадцати лет очень важным вопросом становится тема самоопределения, выбора дальнейшего пути, решение, куда пойти учиться, какую профессию получать. Размышления на эти темы и неизбежность выбора порой приводит подростков к серьезным внутренним переживаниям.

Кроме того, возрастает желание быть независимым, решать все самому, что ведет к восстанию против родителей и вообще против авторитета взрослых.

Опросы подростков показывают, что в большинстве случаев главной причиной их прихода в воскресную школу является не получение вероучительных знаний, а желание встретиться с друзьями, любимыми преподавателями, погрузиться в безопасную и комфортную для них атмосферу любви и взаимопонимания.

Участие в церковной жизни для подростка становится более трудным. С одной стороны, подростки склонны искать в храме защиты и утешения, с другой стороны, реагируют на церковные правила как на подавление свободы.

Это время, когда подростки учатся переживать личные трагедии (предательство друзей, несчастная влюбленность, неприятие в группе). Именно поэтому особенно важно, чтобы храм и воскресная школа стали для подростков принимающей средой, в которой не только учили бы Закон Божий, но учили жить в Боге, следовать Его заповедям не только через теоретические построения, но и через христианскую жизнь.

 

Как найти общий язык
с подростками на приходе?

Приведу пример своего опыта работы с подростками и молодежью в казанском храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Основными направлениями, в первую очередь, являются занятия в воскресной школе «Лествица», участие в богослужениях, а также общие мероприятия (праздничные концерты), паломнические поездки, туристическое паломничество, летний отдых и поездки.

3698537809357_595.jpg

Одной из специфических черт нашей воскресной школы является привлечение подростков и молодежи в роли помощников школьным преподавателям при проведении занятий для младших групп. Такая форма работы способствует формированию ответственности и самодисциплины, творческих и организаторских способностей. Постепенно, развивая педагогические навыки, ребята приобретают опыт и в дальнейшем могут стать, а некоторые уже стали самостоятельными учителями воскресной школы.

Следующей особенностью является участие ребят в богослужении, способствующее их дальнейшему воцерковлению. Пение в молодежном хоре на клиросе и алтарное послушание для мальчиков являются практически единственной возможностью, за некоторым исключением, постепенного приобщения подростков к литургической жизни Церкви. Следует признать, простое присутствие в храме на длительных службах для многих ребят тягостно, а живое и деятельное участие в богослужении через послушания помогает им преодолевать эти сложности и для некоторых определить свой дальнейший жизненный путь в Церкви Христовой, как в пастырском, так и в певческом служении.

 

Не просто отдых

Непосредственное участие подростков и молодых людей в подготовке и проведении праздничных концертов и спектаклей в воскресной школе, а также в различных социальных учреждениях способствует развитию у них творческих способностей, умению держаться на публике, взаимодействовать друг с другом. Традиционными праздничными датами для подготовки праздничных концертов в воскресной школе являются Рождество Христово, Пасха, День Победы, День знаний, Международный день пожилых людей и День матери.

Не менее важным направлением являются совместные паломнические поездки. В нашем храме такие поездки совершаются два раза в год: в сентябре, перед началом учебного года в воскресной школе, и в мае, по окончании учебного года. В поездках принимают участие все желающие прихожане храма, родители и дети воскресной школы. В среднем паломническая группа состоит из 130-150 человек. Поездки не обходятся без экскурсий по монастырям и храмам. Как правило паломническую группу сопровождает несколько священников. Такие выезды важны для общения подростков и молодежи друг с другом, а также совместного времяпровождения родителей со своими детьми. Паломнические поездки не носят сугубо религиозный характер, а больше имеют культурно-просветительскую направленность. Особую роль они несут для невоцерковленных родителей, подростков и молодежи, которые не вошли еще в лоно Церкви либо отдаляются от нее, поэтому погружение в большую приходскую семью зачастую оказывает благотворное воздействие на этих людей.

53798537-890387_595.jpg

Бывает также туристическое паломничество — поездки, которые проводятся один раз в два года в разные города России. Особенностью таких поездок является участие в них не только взрослых, но и молодежи. При подготовке к туристическим поездкам ребята самостоятельно занимаются организационными вопросами: планирование места посещения, выбор маршрутов передвижения, бронирование жилья, приобретение билетов на поезд, расчет питания и другое. Каждый участник поездки должен выбрать интересное место для посещения, ознакомиться с его историей и в момент посещения сделать небольшой экскурсию по выбранному месту. Подобные поездки запоминаются участникам надолго, а для многих часто становятся первым серьезным путешествием. Обязательным в таких поездках является посещение храмов и монастырей, исторических и культурных достопримечательностей, музеев, участие в богослужениях, общая подготовка ко Причащению.

Особое место в работе с подростками и молодежью занимают летний отдых и поездки. Уже не первый ход при нашем храме проводится летняя смена «Колоски» для ребят из воскресной школы от семи до двенадцати лет. Интересно, что директором смены, вожатыми и помощниками вожатых являются воспитанники воскресной школы с тринадцати до двадцати лет. Ребята составляют программу, расписание, планируют и самостоятельно проводят мероприятия и занятия с детьми. При необходимости они привлекают взрослых преподавателей.

Таким образом, к достижению восемнадцатилетнего возраста молодежь приобретает навыки преподавания, организации и проведения занятий и мероприятий. Имея опыт работы с детьми, немалое число их них задумывается о том, чтобы связать свою дальнейшую жизнь с педагогической деятельностью.

 

«Круглый стол» на поляне

Особо хотелось рассказать о летних молодежных поездках воскресной школы «Лествица». В связи с необходимостью получения различного рода разрешений на организацию полноценных палаточных лагерей, которые проводились у нас на протяжении пяти лет до запрета, мы перешли на новую форму проведения летнего отдыха, на кратковременные поездки. За лето мы выезжаем два-три раза, обычно в выходные дни. Излюбленным местом наших поездок стало село Аркатово Пестречинского района Республики Татарстан. Обычно мы проживаем в паломническом доме при храме, что дает возможность, в отличие от палаточного лагеря, не думать о выживании, облегчает приготовление пищи, а также оставляет свободное время для выполнения послушаний и совместных посиделок.

В таких поездках ребята активно участвуют в богослужениях, совместно готовятся к Таинству Причащения, выполняют необходимые работы по храму и территории, готовят пищу, купаются и, конечно, общаются.

Основной и всеми любимой формой такого общения являются «круглые столы». Темы обсуждений предлагают как взрослые, так и молодежь. Обычно тема выбирается из списка по голосованию. Каждый присутствующий может высказать свое мнение по поднятому вопросу. Далее выбранная тема совместно обсуждается, и в заключение спикер (обычно им бывает настоятель) подводит итоги и озвучивает православный взгляд по данной теме.

389035809357_595.jpg

Чаще всего ребята предлагают и выбирают актуальные для себя темы. Это и любовь, семья, и проблема добрачных связей, а также однополых отношений, и тема свободы, независимости и послушания, и мысли о жизненном призвании, о границах Церкви и церковно-государственных отношениях, о вере и верности ей, о вызовах современного мира, и нападках на церковь и реакции на них и т.д. Самыми востребованными всегда были и остаются темы любви мужчины и женщины, критерии выбора второй половинки и вообще темы, связанные с браком, а также вопросы, относящиеся к выбору профессии.

Таки дискуссии всегда дают возможность каждому заглянуть в себя и раскрыть частичку своей души, а мне как спикеру – понять, чем живет и дышит молодежь, и в завершающем слове постараться направить их на христианское понимание актуальных тем.

 

Главное – честность

В заключение хотелось бы отметить, что очень важным фактором общения с подростками и молодежью является открытость и честность. Они чувствуют лукавство, лицемерие.

В священнике подростки хотят видеть не святого отца, а доброго наставника – человека со всеми недостатками, сомнениями и переживаниями, человека, у которого нет ответов на все вопросы. А общение с ними, нам, взрослым, дает возможность вернуться в свою юность, такую же противоречивую и сложную.

Протоиерей Александр ПАВЛОВ
В основе материала –
публикация сайта Татарстанской митрополии

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓