
Настоятель московского храма великомученика Димитрия Солунского на Благуше протоиерей Андрей Милкин поделился с порталом «Приходы» своими размышлениями о том, каковы глубинные предпосылки всколыхнувшей всё общество трагедии, когда 16 декабря 2025 года в Подмосковье в школе поселка Горки-2 Одинцовского городского округа от рук пятнадцатилетнего подростка погиб ученик четвертого класса и получил ранения охранник:
Событие в одинцовской школе произошло трагическое событие, которое буквально потрясло общество. Как и следовало ожидать, вслед за самим событием начались активные попытки использовать эту ситуацию в политических целях. Сразу стали звучать обвинения в адрес тех общественных деятелей и организаций, кто открыто поднимал тему нелегальной миграции и нарушений в этой области. Их начали обвинять чуть ли не в провокациях и попытках раскола общества. Однако такая позиция представляется совершенно неприемлемой и даже абсурдной. Истинная проблема вовсе не связана с вопросом национальной принадлежности кого-либо из участников конфликта.
Основная причина случившегося заключается в глубоком кризисе воспитания молодого поколения, который наблюдается сегодня повсеместно. Старшие перестали полноценно заниматься воспитанием, переложив это на школу. Но нынешняя школа совершенно неспособна быть воспитательным институтом: современный педагог перегружен бюрократическими обязанностями и лишён возможности воздействовать на учеников даже элементарными средствами, такими как доверительный разговор или простое внушение правильного поведения. Нет эффективных инструментов влияния, позволяющих учителю корректировать поведение школьников словом и примером.
Особенно велика ответственность родителей, которым абсолютно необходимо больше внимания уделять своим детям. Они обязаны понимать, каких ценностей придерживается подросток, какие идеи формируют его сознание и миропонимание. Именно родители несут огромную вину за происшедшую трагедию, поскольку именно они позволили своему сыну жить собственной жизнью, практически не контролируя его внутренний мир и личные убеждения.
Выход из сложившейся ситуации должен начаться с изменения отношения к роли самой школы. Необходимо немедленно прекратить бесконечные бессмысленные реформы образования, освободив учителей от огромного количества второстепенных обязанностей, отвлекающих их от основного предназначения – передачи знаний и формирования личности ребёнка. Учителя должны вернуть себе право и способность воспитывать учащихся, причём делать это естественным образом, без чрезмерного давления и формальных ограничений.
Кроме того, необходимо обратить внимание на негативное влияние массовой культуры и телевидения, распространяющих сцены жестокости и агрессии через телевизионные экраны. Это касается в первую очередь примитивных сериалов и фильмов низкого качества, пропагандирующих насилие и разрушающих психику молодёжи. Однако бороться с таким негативом следует не путём грубых запретов, а путём введения качественного контроля над содержанием телепередач и повышения общей ответственности создателей кино- и телепродукции перед обществом.
Специально для портала «Приходы»


