Приходы

Информационно-просветительский интернет-портал

Церковь - это жизнь

Главная - Актуальные вопросы приходской жизни - Общемосковский крестный ход: вместе с сонмом наших святых

Общемосковский крестный ход: вместе с сонмом наших святых

7 сентября 2025 года впервые за долгое время в столице Российского государства городе-герое Москве православные верующие совершили крестный ход под водительством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Маршрут пролегал от Храма Христа Спасителя до Новодевичьего монастыря и насчитывал около семи километров. Основная часть пути шла по набережным Москвы-реки.

В центр первопрестольного града съехалось множество людей самого разного возраста. Среди крестоходцев – младенцы и пожилые, юные и люди в годах. Портрет крестного хода сопоставим с портретом нашего общества и не соответствует мифам и сказкам о Церкви, унаследованным из советской антицерковной пропаганды. По имеющимся оценкам, в молитвенном шествии приняли участие от сорока до ста тысяч человек.

В праздник Собора Московских святых всех объединяла молитва и радость о Господе. Многие горожане кричали крестоходцам «Христос воскресе!» с мостов над рекой и с обочин улиц.

Предлагаем читателям моменты крестного хода, которые запечатлел фотограф портала «Приходы», а также живые впечатления участников и размышления о духовных смыслах столь значимого по своим масштабам и значению события.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«Я очень радуюсь сегодня, мои дорогие, что вижу всех вас, ваши лица, по которым уже можно прочитать, что вы душой сопричастны этому знаменательному историческому событию. Ведь крестный ход — это не только движение, не только шествие по улицам города. Это выражение нашей готовности совершать прежде всего духовный подвиг. Движение, но не по улицам только, но и к Богу, к исполнению Его заповедей в нашей жизни. Ведь без искреннего намерения измениться, без нравственного преображения, нет и подлинного движения к Богу.

Вот еще нечто очень важное, что хотел бы сегодня сказать. В молитвенных шествиях такого рода издревле участвовали семьями. Семья – это ведь малая Церковь. Если она ослабевает, то и жизнь народная ослабевает, оскудевает и вся Церковь.

Нынешний крестный ход – это еще и свидетельство того, что Москва – реально православная столица нашего Отечества. Город, с одной стороны, открытый для наших собратьев из других религий, признающих вклад в нашу общую историю. Но, вместе с тем, это город, который не откажется от своего христианского наследия. Вот такой город и является по-настоящему православным, и радуюсь, что таким городом сегодня является столица нашей Родины. В этом историческая правда и справедливость, которые мы, участники крестного хода, этим своим деянием и вспоминаем, и утверждаем».


Александр Шендерюк-Жидков, сенатор Российской Федерации:

«Общемосковский крестный ход!

Десятки тысяч русских людей во главе с русским Патриархом в едином порыве возобновили сегодня многовековую традицию крестных ходов от Храма Христа Спасителя до Новодевичьего монастыря.

Вместе с сонмом наших святых идет Россия сквозь сотни лет…

Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение!»


Архиепископ Зеленоградский Савва:

«Завершился самый масштабный общемосковский крестный ход за многие годы… а может быть и за всю историю.

В оценке числа участников, согласно официальной статистике и свидетельству очевидцев, будут, как всегда, расхождения.

Так или иначе – это десятки тысяч в основном молодых и среднего возраста русских людей (были и пожилые, но, очевидно, не большинство). Как написал мне мой знакомый: «Очень много мужчин, женщин красивых». Очень воцерковлённых или только приближающихся к Церкви.

И молодая и зрелая, сильная Русская Церковь.

Да, были шероховатости и организационные ошибки. В первую очередь, потому что никто, в том числе силы охраны порядка, не ждал такого числа людей, и потому что это первое такое событие за многие годы.

Никто пусть не огорчается, если куда-то (по немощи или по огрехам организации) не дошёл: наша молитва и наше единство никуда не пропали. Этого просто не может быть.

Пусть солнце Божьего благословения всегда сияет надо Церковью нашей и над Отечеством нашим, как сотворённое Богом солнце сияло над нами сегодня.

Христос воскресе! Воистину воскресе!»

Епископ Можайский Иосиф, наместник Оптиной пустыни:

«Десятки тысяч людей собрались для общей соборной молитвы, шли по древним улицам Москвы. И, конечно же, Господь слышит молитвы этих тысяч людей. И происходит такое сакральное действие, освящение древних улиц нашей первопрестольной столицы, всего пространства. Безусловно, имеет большую силу такая соборная молитва.

Это говорит о возрождении русского народа, русского Православия. Святейший Патриарх в заключение крестного хода обратился к верующим со словами, что мы видим на этом примере, что здесь такое количество людей пришло, мы видим силу, то, насколько возродилась наша Русская Церковь – не только Русская Церковь, но и государство. Ведь в чем заключается возрождение, сила государства? Не столько в экономике, сколько именно в возвращении к нашему историческому коду, к генетическому коду. А вот именно это возвращение происходит через такие мероприятия духовные, через крестные ходы».

Евгения Жуковская, главный редактор портала «Приходы»:

«Почему мы так акцентируемся на сегодняшнем событии и считаем его поистине историческим. Потому что москвичи в последние десятилетия буквально «в своей стране я словно иностранец». Мне известно, что в очень многих регионах на Пасху или около, на Рождество Христово или Троицу, в дни особых исторических церковных дней по центру областных городов совершают крестные ходы – как это всегда было на Руси.

Мы в Москве этого лишены. У нас нет теперь вовсе крестных ходов от храма до храма (скажем, из района в район). В прошлом году один московский приход в центральной части города хотел на Казанскую осеннюю и День народного единства пройтись крестным ходом по кварталу вокруг храма и… был получен отказ. При всем конструктивном диалоге и сотрудничестве с внешним миром мы тут буквально заключены в церковной ограде.

И потому возможность встретить Собор Московских святых как положено – крестным ходом, общей молитвой с Патриархом и его викариями, духовенством всех приходов, единством горожан во Христе – для нас, москвичей, сродни чуду. Как праздник обновления.

Действительно, «остальная Россия» нас может не понять. Но давайте, друзья, возрадуемся единодушно всем нашим Русским миром, что город наш был почти мертв и оживе. Что в столице России не мигранты устроили намаз, а москвичи и гости Златоглавой со Спасом на стягах, молитвой и возглашением «Христос воскресе» прошли по своей родной земле.

Передаем эстафету вам. На следующей неделе крестный ход пройдет в Петербурге – в день памяти князя Александра Невского. А где дальше? В Нижнем на Казанскую? Или где?

Христос посреди нас! Пусть крестные ходы вернутся в Москву насовсем. И не оскудеют они по всему лицу Русской земли».


Марина Ахмедова, член Совета по правам человека при президенте РФ, главный редактор «ИА Регнум»:

«Вчера в Москве прошел Крестный ход, и его уже «либеральные» СМИ разругали, а в запрещенных соцсетях высмеяли. А я считаю, что это – здорово. Потому что православие – религия скромная. Крестики закрываются рубашкой. И поэтому косоворотка сшита так, чтобы крестик не вываливался. У русских есть глубинная черта – скромность. Она же, впрочем, и добродетель. Поэтому религия не выставляется напоказ. И мы в этом засилье чужих атрибутов, заполонивших наши города, забываем, кто государствообразующий народ. Так что мне понравился Крестный ход. Надо проводить регулярно».

Андрей Медведев, российский журналист, депутат Московской городской думы:

«Вообще, все довольно просто.

Церковь и Православие (и как вера, и в широком смысле, как система координат и представлений о человеке и Родине) в наше сложное время – это две точки сборки русского народа.

Всё. Других нет. Как ни крутите, как ни пытайтесь что-то ещё придумать, но не получится. Потому что русская, российская, культура выросла из Православия. Русская литература, музыка, философия – корни там же. Даже государственная, политическая система –из христианства.

Представление русского человека о справедливости, убеждённость в том, что милосердие сильнее справедливости, конечно же выходит из Православия.

Даже отношение русского человека к власти, к тому, какая она должна быть, выходит из религиозной системы координат. Русский человек простит власти ошибки, но не простит слабость или подлость. Уважая руководителя, при том всем, русский держит в голове присказку, что «все одним миром мазаны», и знает, что в конечном счёте перед Богом одинаково равны президент и простой тракторист.

Кроме того, Крестный ход – это, в нынешнее время, способ русского человека напомнить, что он тут есть. Возможно, даже единственный очевидный и безусловный способ. Как бы ни пытались всякими фестивалями плова показать, что наша страна сама собой возникла. Нет, возникла она вокруг русского народа и тех коренных народов страны, который в трудные моменты истории сделали сложнейший выбор и разделили с русскими судьбу Отечества. Как татары и финно-угорские народы в Смуту. Возможно, поэтому сегодня в Крестном ходу участвуют не только русские и не только православные. И те русские, что пошли, не все, прямо скажем, глубоко воцерковлены. Ну, раз в год кулич купил и освятил, или, может, в год пару раз в храм забежал. Но они пришли на Крестный ход, потому что русский – не обязательно всегда православный, но православный человек вряд ли сможет быть не русским по духу и смыслам. Как те африканские семинаристы, которые шли сегодня бок о бок с русскими людьми.

Ступая Крестным ходом, русский народ возвращается к себе. Узнаёт сам себя заново, порой с удивлением.

Слава Богу за всё».


Тутта Ларсен, телеведущая:

«Вижу в некоторых комментариях ко вчерашнему Крестному Ходу недовольство.

Мол, не так себя люди вели. Кричали слишком громко «Христос Воскресе» и «С нами Бог». Одеты были неподобающе, пиарились за счет мероприятия.

А надо было тихо идти с Иисусовой молитвой и Евангелие читать.

Мне кажется, тут есть какое-то глубокое непонимание формата и масштаба события.

Читать Евангелие и Иисусову молитву для христианина необходимо. Так же, как и каяться.

Но вчерашний Крестный Ход был не про покаяние и смирение. Это было Торжество Православия, единение русских людей вокруг Христа, Церкви и Родины. Это была русская Пасха, где всякое дыхание да хвалит Господа. Как в псалме: восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости! А радость – она разная. В том числе, вот такая громкая и яркая.

Когда я смотрю на видео, как тысячи человек кричат «Воистину Воскресе», у меня мурашки, и горло перехватывает, потому что и меня пронизывает этой радостью Торжества о Боге и Его милости к нам. Когда ребенок в толпе кричит «Мы русские» и ему вторят сотни мужских голосов «С нами Бог», я люблю всем сердцем этих людей, моих людей моей Церкви. Эти люди простояли несколько часов у рамок охраны, они прошли 6 километров пешком под палящим несентябрьским солнцем, они готовились, собирались, наряжались не один день. И молились. Не надо недооценивать их духовную зрелость.

Вчера они радовались и торжествовали вместе, братья и сестры, со своими пастырями, со своим Предстоятелем. Представляю, как горело их сердце!

Мои парни пришли домой сияющие и охрипшие.

Мы падаем, постимся и каемся бо́льшую часть своей христианской жизни.

Но вчера мы радовались, горели и летели над землей.

Вчера мы благодарили Бога.

И не надо нас за это осуждать».


Иван Куприянов, руководитель информационной службы телеканала «СПАС»:

«Крестный ход.

Мимо древних усадеб и «золотой мили».

Мимо элитных офисов и памятника Петру.

Под Крымским мостом и до самого Новодевичьего монастыря.

Под звон колоколов и «Христос Воскресе!».

Идут, поют, молятся.

Здесь справедливо гордятся цифровизацией, технологичностью, биометрией, бесконечным метро, услугами, сервисами, развязками и небоскребами, скоростями и темпами, плитками, фестивалями и улицами-подмостками, где ежедневно разворачивается увеселительное действие.

Москва смотрит в будущее, летит и бежит к нему, но, увы, будущее нередко отсвечивает двоичным цифровым кодом, где каждый обязан сделать выбор: стать единицей или нулем.

Иными словами, Москве-мегасервису нужен мегапотребитель.

Но, к счастью, люди все еще устроены так, что помимо сервиса, услуг и гонки хотят чего-то еще.

Чего?

Человека рядом, и неважно, ноль или единица.

Друзей рядом, тепло рядом.

Единства и поддержки вопреки установкам на бесконечные саморазвитие и самореализацию.

Жизни вокруг.

Не суетной и сверкающей миражами Москва-Сити, не выпячивающей себя, а тихо, но твердо идущей изнутри.

Молитвы и Бога как напоминания, что все это блестящее вокруг, дома, набережные, солнце, воздух – Его дар нам.

А потому.

Тысячи и тысячи, красивых и молодых, успешных и начинающих, искренних и сомневающихся, с детьми и стариками, с близкими и случайными попутчиками.

Мимо Зачатьевского монастыря и Парка Горького.

Мимо Красного октября и модных баров.

Под звон колоколов и «Христос Воскресе!».

Идут, поют, молятся».


Сергей Григоров, историк, политик, доброволец, координатор движения «Русский союз»:

«Символика, безусловно, важна, так как она выражает дух. Но что может быть более русским, чем стяг Спаса? Тем более, он отражает метафизику и содержание нынешней войны. Потому что понятно с кем мы воюем, имея самый популярный флаг стяг Спаса в армии после русского национального и государственного триколора.

После попытки запрета «имперки» её популярность только вырастет. И пока попытки такие будут, я всячески имперку буду поддерживать, хотя мне больше по душе наш триколор национальный или государственный флаг образца 1914 года.

Так что наш Крестный ход – Русский марш был абсолютно русским и духу, и по символике. И будет таким каждый год.

Имперки в итоге можно было проносить, просто на этом надо было настаивать.

И скандировать можно было всё, и «Мы русские, с нами Бог», и «Русские, вперёд», в дополнение к «Христос Воскресе». Это был Крестный ход свободных русских людей, которые являются народом. И Церковью!

Патриарх Кирилл сегодня выражает не правую повестку. Точнее, правая повестка – это не партийная повестка. Это мнение подавляющего большинства русского народа о трех проблемах: о сатанинской Украине, о проблемах демографии русского народа, о проблемах замещающей русский народ инокультурной миграции. Все три пункта – это базовое мнение любого нормального русского человека. И не только русского. Большинство представителей иных коренных народов России данную повестку поддерживают. И Крестный ход – это публичное исповедание веры, наперекор тем, кто считает, что в Бога надо верить где-то тихонечко и молча в душе. А тут мы верим вместе, всем народом, громко и публично. Крестный ход как колокольный звон возвещает, что здесь Россия, наше православное Отечество. И с нами Бог! Потому что мы с ним.

Крестный ход возвышает борьбу, осмысливает борьбу добра со злом, объясняет метафизику войны, метафизику истории, связь всех поколений тысячелетней России. И новомученики играют здесь особенную роль. Клеветников России корежит и от того, что политическая модель Украины как раз является самой прямой наследницей большевизма, чекизма и всех прочих грехов русского человека. Украинец – это русский человек, одержимый бесами.

В этом смысле Крестный ход не может быть левым по определению. Он правый, потому что сила в правде, Бог в правде, и дело наше правое.

И это феноменальный Крестный поход. По массовости добровольного шествия он уступает только Бессмертному полку. Хотя в общем и Бессмертный полк – это тоже в чём-то крестный ход, когда идут жившие до нас, сражавшиеся до нас, идём мы, и идут семьи с детьми, которые с малых лет видят единство времён, бессмертную Россию. Крестный ход с нашими святыми, а полк с нашими предками, семьями.

С символикой будем конечно работать и дальше, и со словом.

Мой товарищ, который был и на проспекте Сахарова 24 декабря 2011 года и который прошёл Крестный ход 7 сентября 2025 года, сказал, что сейчас народа было больше. И если по численности Крестный ход выиграл арифметически, то по своему содержанию, своей энергии, свету, который зажёг, он несравним. Тогда была попытка революции, а Крестный ход – это контрреволюция. Это воспреемство России, а не её разрыв, воскрешение, а не смерть, соборное дело, а не гражданская война.

Мы в начале большого пути. Меньше всего хотелось бы участия политиков, звёзд, деятелей государства как лицемерия. Важно, чтобы участие в Крестном ходе политика, государственного деятеля, звезды было не официозным обязательством, а внутренней потребностью. Не участвовать по малодушию – грех. Но мы же знаем, что Бог милосерден. И в Церкви милосердие. Придут – слова злого им не скажут.

А тех, кто против единства России, против возвращения Новороссии, Малороссии, исторической России, можно и в реку) Не в качестве казни, а очиститься, как шанс задуматься, нужно ли идти против своего народа, против России, против Церкви, против Бога. У каждого есть право на покаяние. Каждый может принять крещение».


Борис Корчевников, генеральный директор канала «Спас»:

«Этот кадр из трансляции Московского Крестного хода меня тронул сильнее всего: фигуры наших святых во главе со святым царем Николаем, которых в человеческом море не сразу было отличить от живых людей.

И нет никакого сомнения, что и все русские святые, которым соборно молились в этом крестном ходу десятки тысяч людей, и Господь, стяги с ликом Которого несли тысячи рук, и Божья Матерь, чьим садом является Россия – шли во главе этого крестного хода рядом со Святейшим.

А еще в этом по-настоящему Бессмертном и Вечном полку шли вместе с живыми все ушедшие поколения русских людей – некоторые несли портреты не святых, а своих близких, воевавших на разных войнах ветеранов.

Здесь, без сомнения, шёл весь сонм новомучеников и исповедников Российских, отдавших свою жизнь за Христа в минувшем веке страшных гонений – они умирали в тёмных холодных карцерах, с иголками под ногтями, с отрезанными конечностями, на ледяной полынье, зарубаемые шашками, распиленные пилами, распятые, пригвожденные к полу храмов и расстрелянные в застенках… умирали в полном одиночестве и страшной тьме. Умирали только потому, что были людьми Христа. Умирали и представить из той беспроглядной тьмы, наверно, не могли, что на их крови когда-то воссияет снова слава Божия, а улицы первопрестольного града так наводнятся святыми реками, как Москва наводнилась сегодня.

Здесь шли красивые чистые русские девушки с легким дыханьем и тихими глазами в своих аккуратненьких платьицах.

Здесь шли военные всех мастей: и мальчишки с портупеями, на которых висели белые перчатки, и герои СВО, и сановитые седые ветераны многих войн, и разухабистые казаки с хоругвями…

Здесь шли общины, собранные своей любовью к Богу и к подлинной Божией России – часто одетые в одежды с именами своих общин: тут и всем известные «Русская община» и «Сорок Сороков», и ещё кто-то в желтом, и в белом, с надписями, на которых я только улавливал очень русские слова, но не всегда мог прочитать в этом бурлящем море целиком.

Здесь шли простые русские люди – русские и не русские, «эллины и иудеи», со многих краёв Москвы и России. Шли, склеенные молитвой и фаворским светом.

Здесь шли бизнесмены и служащие, миллиардеры и нищие, артисты и юристы, студенты и пенсионеры, школьники и учителя, люди всех взглядов, кроме безбожных, всех наций, партий и сословий, вчерашние мусульмане, протестанты, сектанты и богоборцы, которым открылся Господь… Здесь шла вся Россия. Потому что только подлинный Господь умеет быть «всем для всех» и всех так собирать.

И вот теперь ни у кого не выйдет закрыть глаза и сказать, что Церковь мала или голос Её незначителен.

Смотрите на это, враги Божии, и унывайте – это и есть Церковь, которую вы либо не знаете, либо ненавидите, либо пытаетесь оболгать или использовать в своих целях.

Ни один первомай (ни тогда, ни тем более теперь), ни один эстрадный концерт со всей эстрадной любовью к стадионам и горящими фонариками мобильных, ни одна бесовская Болотная, ни один протест, майдан или его попытка, каких было на русской земле так не мало, ни одна крикливая пустая революционная спесь – не собирала даже близко столько людей, сколько вышло на улицы только одного, пусть и главного, русского города по тихому призыву нашего отца-Патриарха.

Смотрите на это, русские власти, и берегите этих людей – они соль земли русской: для них наше земное Отечество – это отражение Небесного Отечества.

Верность и любовь к России людей Церкви вытекает из самой непоколебимой верности и любви к Богу.

Они, как и все, грешны и, как все, неидеальны, но они стараются своей жизнью приближать, как умеют, Царствие Божие – царство Добра и Победы: не врать и не красть, не крушить и не сквернить, быть верным даже в малом и делать в каждый день хотя бы малое добро. Потому что в Святом Духе, которым их напитывает Церковь, иначе быть не может.

Берегите эту хрупкую, только поднимающуюся снова, но непобедимую русскую силу.

Смотрите на это молитвенное море, люди всего мира. И вливайтесь в него. Потому что это святое море течет к каждому из нас. И горе тому, кто это видел, но так и остался скучно стоять на берегу.

Христос Воскрес!»

***

«Можно было бы оставить здесь много потрясающих фото с сегодняшнего крестного хода, показывающих весь его невероятный масштаб – а сейчас уже понятно, что этот океан молитвы собрал явно больше ста тысяч человек, – но я оставлю в конце этого дня здесь лишь это фото.

В нём – весь этот крестный ход и вся наша тихая непознаваемая сила, о которой напоминает даже майка этого человека и источник которой – Сам Бог – краем своего Нерукотворного Спаса тоже зашел в это фото, благословляя и этого крестоходца, и всех, кто шёл сегодня в молитве к Нему, и верю, что и всю нашу страну».


В Патриаршем послании по итогам общемосковского крестного хода, в частности, говорится:

«Состоявшийся в прошлое воскресенье Общемосковский крестный ход, который, как все мы надеемся, возродит ежегодную традицию таких крестных ходов, стал воистину большим торжеством Первопрестольного града. Этим мы убедительно засвидетельствовали, что Москва — действительно православная столица и никогда не откажется от своего христианского наследия.

Сердечно благодарю всех вас за ревность о Боге и вере православной, за твердость и терпение, за проявленные солидарность и любовь. Все отмечают особую молитвенную атмосферу, единодушие и доброжелательность, царившие среди участников крестного хода. Радуюсь тому, что пришедших прославить Господа и празднуемых в этот день Московских святых было великое множество, и среди них большое число молодых людей и семей с детьми. Уже сейчас можно сказать, что количество крестоходцев значительно превзошло ожидания и составило десятки тысяч человек.

«Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине», – свидетельствовал апостол и евангелист Иоанн Богослов (3 Ин. 1. 4). Для меня же как Предстоятеля Русской Церкви и правящего архиерея града Москвы нет большей радости, чем слышать общую молитву Господу, творимую православными москвичами единым сердцем и едиными устами.

Прошу вас поделиться радостью от участия в Общемосковском крестном ходе с теми, кто по тем или иным причинам не смог быть в этот день с нами. Прошу также передать мою благодарность тем, кто, быть может, пока не привык к общей молитве в церковных стенах, но в день общецерковного московского торжества присоединился к молитвенному шествию во славу Христову и в воспоминание о Его московских угодниках».

Подборку подготовила редакция портала «Приходы»

Наверх