Сорок дней подготовки к Рождеству
Сорок дней подготовки к Рождеству

Сорок дней подготовки к Рождеству

28.11.2013

С 28 ноября по 6 января продолжается Рождественский пост. Давайте забьём в любой интернет-поисковик слова «Рождественский пост – это…», и просто «посыплются» самые разнообразные определения: от «этот пост менее строгий, чем Великий и Успенский, но во время его тоже не употребляют мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр» до «посыпаем сухариками. Понадобится: свекла – 2 шт., чернослив – 5-7 шт., грецкие орехи – 1/3 стакана…» − всё о еде, о еде и о еде …  В самом деле, с подачи наших медиа многие нередко воспринимают период поста как удачный повод поправить здоровье и улучшить свою физическую форму путем его соблюдения. Таким образом, постное поприще отождествляется с некоей диетой. Бывает и так, что пост используется как своего рода рекламный бренд. Так, в ресторанах и кафе появляются специальные меню: «Изысканные блюда постной кухни – пальчики оближешь», «Получай удовольствие от постной трапезы» и так далее.

Люди забывают о главном: смысл поста − в стяжании любви. Если мы в течение поста не обретаем добродетель, он будет тщетным. Об этом и многом другом говорит иерей Антоний Лазарев, преподаватель Выксунского православного духовного училища:

Если правильно соблюдать…

Когда начинаешь говорить о посте, в частности, о Рождественском, вспоминаешь слова апостола Иакова о том, что «вера без дел мертва». Когда мы любим человека, нам всегда хочется выразить это чувство, как-то засвидетельствовать его. Свидетельством любви к Богу являются наши добродетели. Пост относится святыми отцами к делам, так называемым, «средним». Отличительною чертою и характеристическою особенностью таких подвигов является то, что, если правильно соблюдать их, то они освящают; если (в некоторых случаях) опустить их, то не оскверняют.

Пред началом большого дела

Пост был установлен Господом Богом еще в раю. С самого начала существования человека Господь дал заповедь о посте: Адам и Ева могли потреблять в своей жизни все, что их окружает, только от одного дерева познания добра и зла не должны были вкушать плодов.

Во времена опасности или общественных бедствий евреи имели обычай поститься, воздерживаясь от пищи, молиться и приносить жертвы (Суд. 20, 26). То же соблюдалось и частными лицами, если им предстояло исполнить особенно важное дело, или их постигал какой-либо несчастный случай. Примеров много: Моисей на горе Синайской для принятия закона от Бога (Исх. 24, 18); Давид, узнавший о смерти Саула (2 Цар. 1, 12); ниневитяне вследствие проповеди пророка (Ион. III, 5) и т.д. Сам Господь постился при вступлении на Свое общественное служение: И постившись сорок дней и сорок ночей, − говорит евангелист, − напоследок взалкал (Мф. 4, 2).

Воздерживаясь, делись

Христиане постились чаще иудеев, но образ их поста был почти тот же, то есть носил на себе обыкновенные знаки сетования. Существенное правило поста состояло в том, чтобы не есть более одного раза в день, вечером, воздерживаться от вина, сладкого и питательного, проводить время в уединении и молитве. В книге «Пастырь», весьма уважаемой древними, говорится, что условием поста является также раздача нищим избытков своего имущества после поста.  Таким образом, если исходить из того, что при посте какая-то часть твоего материального благосостояния удерживается (не расходуется на ту же скоромную пищу, к примеру), следует поделиться ею с ближним.

За сорок дней до Рождества

Мы говорили об истории такого явления, как пост в общем. Теперь же обратимся к Рождественскому посту. Упоминания о нем появляются с IV века в творениях святителя Амвросия Медиоланского, Филастрия, блаженного Августина. В V столетии о древности Рождественского поста писал святитель Лев Великий. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На Соборе 1166 года, бывшем при Константинопольском Патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

И сегодня, в эти святые дни, Церковь нас призывает засвидетельствовать веру своим примером, ибо «вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 17).

Добрый постник есть, кто от всякого удаляется зла

Дело в том, что пост является универсальным аскетическим средством, направленным на искоренение всех страстей. Эту мысль лучше всех подтверждает святитель Тихон Задонский, который говорит так: «Есть пост телесный, как видим; есть пост и душевный. Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник есть, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякия нечистоты. Изрядный постник есть, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник есть, кто наложил языку своему воздержание, и удерживает его от празднословия, сквернословия, буесловия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник есть, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабления и сердце свое от желания чужих вещей. Словом, добрый постник есть, кто от всякого удаляется зла. Видишь, христианине, пост душевный. Полезен нам пост телесный, яко служит нам ко умерщвлению страстей; но пост душевный неотменно нужен так, что и телесный пост без него ничтоже есть. Многие постятся телом, но не постятся душой; многие постятся от пищи пития, но не постятся от злых помыслов, дел и слов, и какая им от того польза? Многие постятся чрез день и два и более, но от гнева, злопомнения и мщения поститься не хотят; многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают, и какая им от того польза?». (Свт. Тихон (Задонский). Творения. Т. 4. С. 166).

Вопросы про еду

Спрашивают прихожане все же обычно о том, что можно есть, что нельзя, когда и как. Отвечу здесь на наиболее часто встречающиеся вопросы:

Мне нужно пройти ультразвуковое обследование желудка, съев так называемый «пробный завтрак» из двух яиц, - допустимо ли это в пост?

− Лекарства пищей в собственном смысле не являются. И если для медицинского обследования необходимо заполнение желудка белком яиц, то следует сделать это, воспринимая яйцо в данном случае не как питание, а как необходимое лекарство.

Можно ли поститься только первую и последнюю недели?

− Если у человека серьезная болезнь, например, гастрит, то, конечно же, для таковых Церковь смягчает дисциплину поста. Но от прочих, позиционирующих себя христианами, ожидает исполнения поста не выборочно, а в соответствии с предписаниями Церковного Устава.

Можно ли во время поста есть хлеб?

− Хлеб обычный, а не сдобные булки и пироги, есть можно.

Если я поеду в отпуск во время поста, буду ли считаться путешествующей, чтобы не соблюдать пост?

− Согласно церковным правилам, пост для путешествующих смягчается, но лишь в тех случаях, когда им невозможно или крайне затруднительно выполнять указания поста. Отправляться в путешествие специально, чтобы не поститься, не следует. Если мы едем, допустим, на поезде до Москвы, лучше взять с собой, к примеру, хлеба и овощей с тем, чтобы не соблазниться на колбасу. Тогда не появится нужды нарушать пост. Если это непреодолимо, пост смягчается. Если его можно исполнить, нужно потерпеть и соблюсти.

Как быть с Новым годом, с застольем, с весельем, если пост идет?

− В целом празднование Нового года есть добрая традиция, как семейный праздник он очень хорош: родственное общение, подарки и так далее. Что до разнообразия яств на столе, возможно, в некоторых случаях, дабы избежать конфликта поколений и не обидеть хозяйку, постаравшуюся для гостей, приходится и нарушить пост. Нахожу это допустимым, исходя из того, что «любовь выше поста».

Как поститься маленьким детям и людям, занятым на тяжелой физической работе?

− Пост – это не то, что мы едим, но то, что думаем. Пост телесный сообразуем с родом занятий, с состоянием здоровья; допускаются послабления, и в этих случаях стараемся усилить духовную сторону поста. Дети также постятся по мере сил, не строго.

В заключение

У каждого из нас есть нечто, что может стать предметом особого попечения в дни поста, – несовершенство не снаружи, а внутри нас, и пост помогает увидеть его. А если еще проще, если мы любим Господа, то и постимся.

Подготовила Татьяна Снегирева
Публикация
пресс-службы Выксунской епархии

Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.

Яндекс.Метрика