ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ: ХРАМ? ПОД СНОС!
ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ: ХРАМ? ПОД СНОС!

ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ: ХРАМ? ПОД СНОС!

21.06.2013

После принятия в 1905 году во Франции закона «Об отделении Церквей от Государства», все храмы, построенные на тот момент, стали собственностью либо государства, либо муниципалитетов. До нынешнего времени религиозные общины являются лишь их пользователями. Снос церквей позапрошлого века, как это зафиксировано на приведенных видео, еще не стал частым событием, однако тенденция уже имеется. Чтобы понять, как французы объясняют этот феномен, мы перевели опубликованную в 2007 году статью одного из наиболее популярных французских изданий - газеты "Le Figaro".

Люди все меньше посещают храмы, а их содержание стоит больших денег. Как следствие, мэры задаются вопросом о том, нужно ли храмы сохранять или их следует сносить? Без всяких сомнений, черные тучи нависли над маленькими сельскими колокольнями. Похоже, что табу на их разрушение снимается. Беатрис де Андиа, которая возглавляет недавно созданную Наблюдательную ассоциацию по религиозному наследию, утверждает, основываясь на докладе Сената [верхней палаты Парламента – прим. пер.], что «2 800 из 15 000 охраняемых государством сельских храмов» находятся в «опасности»». «Это означает, - объясняет Б. де Андиа, что печальное будущее ожидает те здания, которые не отнесены к категории охраняемых государством и, следовательно, не являются приоритетом для государства».

Кристиан Прюнье, основавший в 2003 году сайт clochers.org [колокольни.орг – прим.пер.], считает: «Для того, чтобы избавиться от здания, достаточно дать ему погнить лет 20, затем поставить вокруг него ограждение с табличкой «проход опасен», после чего можно готовить постановление о его аварийности. В такой ситуации сносить здание уже не будут стыдиться, наоборот, это даже будет рекомендовано».

* * *

Дикая поросль среди кучи камней, старая плитка и разбитое кровельное покрытие. Угол стены как-то держится, но ржавые железные опоры устремляются в небо. В этом запустевшем месте еще менее года назад возвышался храм, доминируя над всем регионом, бывшим когда-то театром Вандейских войн. Построенный в 1870 году, на двухсотметровой высоте в Мэн-и-Луаре, приходской храм святого Георгия был снесен в августе прошлого года. «Раз-строен» [Déconstruite], уточняет мэр, Габриэль Лаэ, который предпочитает этот термин как менее резкий, «более уважительный».

В городке, где проживает 1500 человек, есть еще один храм, и городской бюджет не потянул бы реставрацию — более миллиона евро. Дело в том, что храмы, построенные до 1905 года, находятся на балансе местных муниципалитетов. «Мне говорили: "Ты пожалеешь об этом". Но жалеть не о чем», уверяет Габриэль Лаэ. Местный житель, Жеральд Элуар, пытаясь защитить храм от сноса, написал открытое письмо, создал ассоциацию, обратился в СМИ. Напрасно. Этот убежденный атеист решил поселиться здесь, будучи очарован видом церковки. Из местных жителей его почти никто не поддержал. А вот враждебных реакций было предостаточно.

Мэр планирует построить на месте, где раньше стоял храм, небольшое молельное помещение в современном стиле. Он уверяет, что многие муниципалитеты собираются последовать его примеру. В регионе находится множество храмов, построенных в XIX веке. Тогда здесь было глубоко верующее и численно растущее население. Правда при строительстве сносились храмы, которые были слишком маленькими или в слишком плохом состоянии. А между тем именно они представляли действительную архитектурную ценность.

В восемнадцати километрах от бывшей церкви святого Георгия, в городке Валанжу, мэр Бернар Бриодо утверждает, что здесь тоже храм, посвященный святому Мартину, обречен на исчезновение.

«Святотатство»

Так же, как в случае с храмом святого Георгия, местное духовенство отмалчивается. Месса совершается в другом храме городка, в котором насчитывается около пятидесяти церквушек, часовен и поклонных крестов. «[Религиозная] практика сильно снизилась за последние десять лет, – подчеркивает мэр, – поэтому практикующие католики соглашаются с такими решениями. Они знают, что их вера сильнее, чем старые камни, не имеющие никакой ценности. Для Церкви сегодня приоритетом являются живые камни!»

Впрочем, Бернард Бриодо получил письма, анонимные и нет, от людей, порой не связанных с его городом, в котором ему предрекают «геенну огненную» если он совершит «это святотатство». «Я прекрасно понимаю, – признает Б. Бриодо, что в этом регионе нельзя трогать храмы, даже если месса является далеким воспоминанием. Ну что я могу поделать?»

В 45 километрах отсюда мэр городка Жесте Мишель Барон говорит, что тоже искал альтернативные варианты. Тем более, что тот большой храм, за снос которого только что проголосовал муниципалитет, — единственный на весь городок населением в 2 500 жителей. И месса здесь все еще совершается. Но мэр обещает построить «зал на 500 мест, который мог бы быть разделен пополам, современный, легко отапливаемый, притягательный для молодежи».

Приходской священник Петр Пуплар высказывается скупо: «Это дело муниципалитета. Я могу понять, что у них возникают вопросы относительно содержания храма». Ответственный по вопросам церковного искусства местной епархии отец Андрей Будье говорит: «Примечательные храмы должны быть сохранены. Ну, а что касается других, необходимо принять, что их придется снести, а на их месте построить здания, более приспособленные к нынешним потребностям...».

Толерантное одобрение

«В статье "Фигаро", конечно, отражена лишь одна, доброжелательная и оправдательная, точка зрения на ужас происходящего. Если обратиться к французским католическим форумам, то мы видим, что ситуация вызывает немало возмущений. Но в целом статья отражает реальную тенденцию, когда храм воспринимается исключительно с утилитарной точки зрения, не ощущается как святое, посвященное Богу пространство, которое нужно беречь», - отмечает заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

«Мы, в России, собственно, еще не столкнулись с такой ситуацией, когда будущее действующего храма зависит от одного - рентабельности. Но ведь есть и обратная ситуация. Да, сейчас храмы восстанавливаются, но сколько храмов по деревням еще стоят в разрушенном состоянии? В Управлении делами Московской Патриархии мы часто получаем письма с просьбой, чтобы епархия помогла восстановить храм в глухом месте. И ведь приходится делать выбор: не восстанавливать там храм, потому что средств мало и они нужны в другом, более густо населенном пункте. Надо благодарить Бога за то, что у нас есть возможность сохранять те храмы, которые удалось открыть или восстановить, и что у нас есть возможность в них совершать богослужения. Это действительно богатство, дарованное нам Господом. Но нам же, нашему народу, за него нести и ответственность», - добавил священнослужитель.

Подготовлено редакцией портала "Приходы"


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.

Яндекс.Метрика