Подвижники и современники

Подвижники и современники

17.06.2013

Назначение прихода как общины чад церковных – это содействие спасению человека, а где оно происходит –   в провинции или столице –  уже детали, считает протоиерей Константин Чайкин, настоятель храма Вознесения Господня в городе Ржеве. Главное – гореть верой и любовью к Богу. Ведь сердца зажигаются верой, как свечки, – одно от другого.

Расскажите, пожалуйста, каким был Ваш путь к пастырскому служению? Вы из верующей семьи?

– Да. Дедушка со стороны мамы был священником, монахом, к концу жизни принял схиму. Несмотря на советскую действительность, в которой вера в Бога была под запретом, родители ходили в храм, вся наша семья жила в согласии с православными устоями. И взрослые, и дети участвовали в церковных Таинствах, соблюдали посты.

Призвание к пастырскому служению я почувствовал с детства – сколько себя помню, жизни без храма не представлял. После армии некоторое время работал в Троице-Сергиевой Лавре, потом переехал в Тверь, где митрополитом Алексием (Коноплевым) был рукоположен в сан диакона, а затем во священника. В будущем году, если Богу угодно, исполнится 30 лет моего пребывания в  сане.

Ржев4.jpeg

Как давно Вы служите в Ржеве и в храме Вознесения Господня?

– В 1988 году, когда отмечалось  1000-летие Крещения Руси, я был направлен митрополитом Алексием (Коноплевым) в город Ржев, в Вознесенский собор вторым священником. Вместе с братом протоиереем Олегом Чайкиным нес здесь послушание пять лет. Затем возобновилась приходская жизнь в ржевском храме в честь Оковецкой иконы Божией Матери, и я девятнадцать лет прослужил в нем настоятелем.

В прошлом году Господь распорядился так, что я вновь был переведен в Вознесенский собор. Оковецкий храм с учреждением Ржевской и Торопецкой епархии стал кафедральным собором, и его настоятелем является наш архипастырь владыка Адриан.

Насколько я знаю, создание Вознесенского храма связано с именем выдающегося пастыря и миссионера XIX столетия протоиерея Матфея Константиновского...

– Действительно, отец Матфей Константиновский жил и служил в нашем городе в первой половине ХIХ столетия. Из шестидесяти пяти прожитых им лет сорок три года было отдано служению Церкви и Отечеству, двадцать из них – Ржеву. Он жил и служил в самой глубинке России, но всегда был в центре ее духовной жизни. Его знали и высоко почитали как в обеих столицах, так и за рубежом. К нему постоянно обращались люди за поддержкой и духовным советом.

Имя отца Матфея во многом известно потому, что в последние годы жизни Николая Васильевича Гоголя он имел большое нравственное влияние на гениального писателя, был его духовником.

Протоиерей Матфей Константиновский был духовно близок с храмоздателем Вознесенского собора купцом Павлом Федоровичем Сафроновым. Любуясь сегодня белоснежным Вознесенским собором и часовней рядом с ним, нельзя не испытывать благодарность и уважение к этому человеку, создавшему неповторимый архитектурный и нравственный облик Ржева, который не уйдет в небытие, что бы ни происходило.

Старообрядчество в Ржеве имеет глубокие корни, поэтому не удивительно, что род Сафроновых, как и большинство местных купеческих семей, придерживался старой веры. Однако, достигнув  сорокалетнего возраста, Павел Федорович все реже и реже появлялся в старообрядческой общине. Беседуя с протоиереем Матфеем Константиновским, одной из главных миссионерских забот которого было в меру сил содействовать уврачеванию церковного раскола, Павел Федорович убедился в истине Православной Церкви и присоединился к ней в 1844-м, на сорок первом году жизни. С учетом того, как относилась старообрядческая среда к таким «изменникам», это был подвиг с его стороны, ведь одним шагом разрывались многие семейные, дружеские и деловые связи.

Как человек начитанный в церковных книгах и состоятельный Сафронов был избран на должность церковного старосты Ржевской городской Преображенской церкви и, таким образом, стал ближайшим помощником настоятеля храма отца Матфея, «соединяя в обиходе предельную скупость по отношению к себе с чрезвычайной щедростью по отношению к храму Божию», как отмечали современники.

rzev_kazan.jpg

На окраине Ржева, между Торопецким трактом и набережной Волги, уже в XVIII столетии находилось кладбище. Здесь же стояла ветхая деревянная часовня, в которой находилась Казанская икона Божией Матери. На этом месте Павел Федорович решил начать постройку каменного храма в честь Вознесения Господня. Достаточного количества денег на строительство не было, но он часто молился перед Казанской иконой и верил, что Матерь Божия поможет. Епархиальное начальство утвердило его строителем, и он как лицо, уважаемое в городе, сумел вызвать сочувствие к этому замыслу не только со стороны православных жителей города Ржева, но и со стороны старообрядцев. Из кружки, поставленной пред иконой Казанской Божией Матери для сбора пожертвований на постройку храма, вынимались ежемесячно весьма крупные суммы, особенно в 1848 году, когда в Ржеве свирепствовала холера. Сам Павел Федорович не щадил ни сил, ни здоровья, лично распоряжаясь работами и изыскивая средства к тому, чтобы успешно довести дело до конца. Начатая в 1844 году постройка храма продолжалась до 1855 года, когда храм был освящен  архиепископом Тверским Гавриилом.

В благодарность Божией Матери за Её чудесную помощь Павел Федорович выстроил на кладбище красивую каменную часовню, в которую и перенесена была Казанская икона. Рядом с холодным Вознесенским храмом Павел Федорович выстроил другой - в честь Казанской иконы Божией Матери, для совершения богослужений в зимнее время. Наконец, всю территорию кладбища он обнес каменной оградой, которая сохранилась до сего времени.

Современным предпринимателям, которые зачастую видят смысл своего существования только в умножении прибыли, наверное, трудно будет понять Павла Федоровича, который рассматривал успех своей торговли именно как возможность помочь Матери-Церкви. Из ста тысяч рублей, употребленных на постройку обоих храмов, часовни и ограды, не менее двадцати пяти тысяч было пожертвовано им самим.

Павел Сафронов состоял в должности строителя и церковного старосты при церквах Преображенской и Вознесенской более пятидесяти лет, скончался он 94 лет от роду. Кстати, его внук, по семейному преемству бывший церковным старостой Казанского храма, в советское время был за это осужден и 25 лет провел в лагерях.

Иначе как чудом Божиим нельзя считать то обстоятельство, что, несмотря на ожесточенные бои, которые шли во Ржеве в 1942-1943 годах, когда артиллерийским огнем было уничтожено 90 процентов городских зданий, уцелели, хотя и получили сильные повреждения, Вознесенский собор, дом Сафронова на берегу Волги и кирпичный столп-часовенка в честь Казанской иконы Божией Матери над местом его упокоения. Конечно, атеистическое лихолетье сказалось: часовенка до нашего времени дошла обветшавшей и без креста. Слава Богу, из Москвы к нам  недавно приезжала праправнучка Павла Федоровича Галина Кирьянова, которая считает своим долгом ее восстановить.

Прошло больше ста лет со дня кончины Сафронова, но почти каждый день к его могиле приходят православные ржевитяне, молятся, приносят живые цветы.

Ржев1.jpeg

В каком году были возобновлены богослужения в вашем храме?

 Вознесенский собор был закрыт в 1939 году. Лишь в августе 1985 года прибывший из Твери священник Олег Чайкин приступил к возрождению храма, начала собираться приходская община. Собор  восстановили за год. К первой службе – она пришлась на 19 декабря 1986 года, день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, -  готовились как к самому большому празднику. Со слезами на глазах переступали порог собора прихожане, вложившие немало трудов в его восстановление. Глядя на мирно горевшие свечи, мерцающие голубыми огоньками лампады, люди обнимали друг друга, целовались. Думаю, тогда им с трудом верилось, что это уже навсегда.

Ржев можно по праву назвать классическим городом русской провинции. На Ваш взгляд, существует разница между  жизнью православного прихода в мегаполисе и в провинции? Если да, в чем она заключается?

 Приход    что в столичном городе, что в провинции – это всегда священник и люди, приходящие молиться. В мегаполисе прихожане, как правило, более активны,  образованны, воспитанны, а для глубинки характерна большая простота, в том числе, увы, и простота нравов.

На мой взгляд, главная задача православного прихода – это воспитание верующих по образу Христа. Назначение прихода как общины чад церковных – это содействие спасению человека, а где оно происходит –   в провинции или столице –  уже детали. Случается, что много лет ходящие в храм люди так и не становятся настоящими христианами. Для священника это главная проблема, ведь основная цель его трудов - в том, чтобы люди нравственно менялись.

Конечно, материальные заботы провинциального прихода порой очень тяжелы: в провинции люди живут намного скромнее, чем в столице. К сожалению, сейчас в обществе формируется новая система ценностей, и это явление затрагивает членов Церкви. Происходит обмирщение, люди с меньшей готовностью жертвуют своими благами и комфортом, не хотят даже немного себя ограничить ради Христа.

И здесь возникает сложная ситуация: пастырь должен вести за собой паству, а не идти за пасомыми, делая все им в угоду, ублажая и оправдывая. Между тем, мало кто из современных людей готов выслушать нелицеприятную правду о себе, принять мысль о том, что он призван духовно трудиться, в реальной жизни поступать так, как заповедано Спасителем, и терпеть за это, если нужно, скорби и поношения. Этого люди не очень хотят и предпочитают не слышать, ограничивая свою церковную жизнь большими праздниками, венчаниями и крестинами.

Материальное благополучие маленьких провинциальных приходов зависит от паствы, от ее повседневных пожертвований. Но, думаю, ключевыми проблемами прихода следует считать проблемы духовного плана, которые нельзя решить с помощью извне, а только изнутри.  Эти проблемы требуют не столько финансовых вложений, сколько личных усилий, усилий души. Они намного серьезнее, и их решение – зачастую длительный процесс.

Не секрет, что серьезной проблемой нашего времени является отток жителей малых городов России в областные центры и столицу. Причин этого исхода много, но итогом его становится утрата людьми корней, самобытных культурных и духовных традиций. Можно ли на приходском уровне сделать что-то для их сохранения? 

– Оторвать народ от корней, от земли, от традиций пытаются уже давно. Сейчас сложилась противная ситуация «мутной воды», в которой что хочешь, то и твори; нарушен весь традиционный уклад. Девиз современного общества – «бери от жизни все». Все сводится к этому.  А вот наши предки  были уверены, что жить надо не  как хочется, а как Бог велит. Если человек идет за Христом, он полагается на волю Божию, не ищет своего. Современные люди в бесконечной погоне за земными благами, порой, с готовностью отступают от заповедей  Христа.

При коммунистах было проще – если человек крестик одел, он на самом деле идентифицирует себя с православием. В такой решимости не поддаваться окружающей среде, как и во времена Павла Федоровича Сафронова, заключался подвиг. В школе ученик с крестом - «белая ворона». Если в армию идешь с крестиком, тебя возьмут лишь в стройбат, как это случилось с моим братом, приснопамятным протоиереем Олегом Чайкиным. Ориентиры  были обозначены четко. 

Но дело в том, что современным людям Спаситель не очень нужен. От чего спасать-то? Маловерие –  просто бич общества. Потерял человек веру! В Бога, он еще может быть, верит. Богу – нет. «Прижало» –  обежали всех врачей, всех экстрасенсов, пришли в церковь «на всякий случай». Но сделано это вынужденно, не по доброй воле,  не по любви. В этом  - отражение нашего искаженного отношения ко всему. А откуда такое отношение? От сердца нашего гнилого.

Духовная жизнь заключается в исправлении себя: человек сокрушается о грехе, чувствует себя виноватым перед собственной душой, перед близкими, перед Богом. Необходимо личное усилие. А какие усилия прилагаем мы?  Рыщем, работу ищем, деньги зарабатываем. Говорят, удовольствия нынче дорого стоят. Но где ваше сокровище, там и сердце ваше будет (см. Мф. 6. 21). Это слова Христовы. А человек думает здесь рай устроить всеми правдами и неправдами, забывая о том, что эта жизнь временная - лишь школа для жизни будущей. Если не рассматривать происходящее сегодня с позиции вечности и Бога, ничего не будет понятно.

Что можно сделать на приходе? Многое зависит не только от священника, но и от прихожан, от их глубины веры, миропонимания, грамотности духовной. Хорошая воскресная школа может многое дать. Ведь как зажигаются сердца верой? Сердце от сердца - как свечка от свечки. Обычно это бывает, когда встречаешься с каким-то замечательным верующим человеком. Если наши учителя будут такими подвижниками веры, тогда дети будут верующими. Если  учителя будут простыми православными обывателями, то дети наши из Церкви уйдут, как это уже однажды случилось в  истории. Если ребенок, придя в воскресную школу, почувствует, что такое духовная любовь, теплота веры, искренность сердечных отношений, увидит тому примеры и сам многое опытно переживет, это останется с ним уже навсегда и поможет самостоятельно пополнять свои знания о христианском вероучении. Нам самим надо быть малым отражением великого света.

Беседовала Ирина Кузнецова

Фото О. Кирьяновой и И. Кузнецовой


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Наименование: АНО "Делай благо"
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971
ОГРН 1027700067328 БИК 044525593
корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82, (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.