УЧИТЬСЯ БЫТЬ СВЯТЫМ: ЗАЧЕМ НУЖНО РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
УЧИТЬСЯ БЫТЬ СВЯТЫМ: ЗАЧЕМ НУЖНО РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

УЧИТЬСЯ БЫТЬ СВЯТЫМ: ЗАЧЕМ НУЖНО РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

25.04.2013

О том, как говорить о Боге в рамках образовательного процесса, о примере святости как необходимой составляющей воспитания, а также о том, как преподается религиозная культура в светских школах и каковы принципы религиозного обучения в государственных учебных заведениях других стран, – в продолжении интервью с игуменом Митрофаном (Шкуриным), заместителем председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Как Церковь формулирует для себя задачу диалога о Боге между педагогом и учеником?

– Несмотря на то, что тема сегодняшнего интервью не сужает проблему до внутренних церковных границ или до школьных стен, все же давайте, что называется,  «договоримся о терминах».

Опыт встречи и познания Бога, а значит, и христианской святости, заключает в себе не только высший смысл христианской педагогической системы, но и саму суть Православия как исполненной во Христе жизни согласно по замыслу Божию о человеке.

Хотя развитие личности есть существеннейшая задача воспитания, но смысл, цели и условия этого развития могут быть поняты лишь в системе целостного православного мировоззрения. «Личность – главный предмет педагогики, но «не самоцель». Лишь Абсолютная Личность, пример коей – Господь наш Иисус Христос, есть «самоцель»», – писал протоиерей Василий Зеньковский в своем труде «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии».

В святоотеческой системе образования роль обучения наукам и искусствам вспомогательна. Например, святителем Василием  Великим акцент делался на религиозно-нравственное воспитание, заключавшееся в богопознании, самопознании и служении Богу и ближнему.

 Высшая цель православной педагогики постоянна и неизменна, ибо находится в тесной взаимосвязи с целью христианской жизни согласно замыслу Божию о человеке. Как носитель образа Божия человек предназначен к уподоблению своему Творцу, он должен стремиться к бесконечному духовному возрастанию. Умом своим он должен познавать Бога, сердцем - благоговеть пред Ним и любить Его, а волю свою подчинять Его Божественной воле. Вся земная жизнь христианина, по справедливому замечанию святителя Игнатия (Брянчанинова), должна быть такой школой приготовления.

Важнейшая задача, стоящая перед педагогикой, – восстановление в человеке внутренней иерархии, возвращение преобладания духовного начала над материальным. Только в этом случае образ Божий в человеке может раскрыться во всей полноте. Конечная же цель образования совпадает с замыслом Божиим о человеке и о соединении творения с Творцом.

Такое понимание образования делает его необходимой и важной частью деятельности Церкви, когда каждый член ее обязан быть как педагогом, исполняя слова Христа, которые Он сказал ученикам, посылая их на проповедь: «Идите, научите все народы … уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28. 19), так и «обучаемым».

Важны ли в православной педагогике авторитеты?

–  Как в любой структуре целостного педагогического процесса используется метод примера и отсылки к авторитетам, так и христианская образовательная доктрина зиждется на примерах, которым следует подражать как образцу. Пример этот – лик святых, члены Церкви Небесной.

К святости призван каждый, кто решил следовать за Христом. Ею может быть удостоен каждый верный по окончании земного пути, представ пред Господом. Но есть особые светочи веры, которые, по откровению Господа, выделены как образцы подвига духа и веры, – это лик святых, канонизированных Полнотой Христовой Церкви. Святые – это те, кто увидел замысел Божий о себе, и воплотил этот замысел в собственной жизни. Они явили верность Богу во всем и, прежде всего, в тайниках собственного сердца. Поэтому святость – не награда за хорошие поступки, а приобщение личности к благодати Божией. Чтобы принять от Бога дар благодати, необходимо исполнять Его заповеди, а для этого следует преодолевать то, что внутри каждого из нас противится Богу, то есть грех.

О важности следования примеру святых в богопознании говорил святитель Филарет (Дроздов): «Признаем и мы, братия, что имеем не столько права на похвалу веры нашей, сколько нужды к обучению подражать вере святых. Подражание есть одно из самых употребительных орудий для образования и направления жизни и деятельности во всех видах. Это есть средство, не менее действующее, как слово учения, иногда еще более, а иногда почти единственное».

Связь между образованием и святостью отмечали многие угодники Божии. «Открывайте школы, учитесь, братья мои, обучайтесь грамоте, как только можете… Школа открывает церкви, школа открывает монастыри», - учил преподобномученик равноапостольный Косма Этолийский. А преподобный Иоанн Лествичник учил: «Добрый и благоустроенный нрав приобретается многим трудом и подвигом». Образование и духовно-нравственное воспитание невозможны одно без другого и всегда происходят совместно. А образование личности в соответствии с Божественными заповедями – главное условие достижения святости.

Крайне важно, что этот аспект, уже как внешнепедагогический, инициировал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл через создание Церковно-общественного совета при Патриархе по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Одной из приоритетных задач совета является включение в учебные курсы и программы темы значения подвига исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших.

С начала прошлого учебного года в государственных школах было введено преподавание Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Можно ли сказать, что появление столь ярко выраженного «вероучительного» предмета в школьной программе изменило социокультурную ситуацию?

– На любое изменение требуется время. Да и нет такой сверхцели – одноактно и массово воцерковить всех или вернуть Церковь в школу на тех же законных основаниях, как это было в досоветское время в России.

И потом, что Вы подразумеваете под изменением? Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, модуль «Основы православной культуры» (или же исламской, буддистской, иудейской культуры) в рамках ОРКСЭ по своим целям, задачам, содержанию является культурологическим, но никак не вероучительным. Это даже не элемент мировоззренческого воспитания, как принято в последнее время говорить в Европе.

Что можно сказать о зарубежном опыте преподавания религии или религиозной культуры в школах?

 

– Выполнять требования «подравняться» под европейские или мировые нормы было бы, по словам французского исследователя Р. Дебрэя, анахронизмом или ошибкой, но и не использовать столь яркую мировую палитру было бы глупо. Сегодня в мире существует множество моделей образования в государственных школах, что определяется национально-культурными, историческими и социальными особенностями разных государств. В одних странах накоплен один опыт решения вопросов светскости государственного образования, в других – другой.

Изучение европейского опыта отечественными и зарубежными исследователями, такими, как И.В. Понкин, Ф.Н. Козырев, Ф. Сильвио, Р. Джексон  и другие также показывает, что отсутствует унифицированная модель, единый подход и в области правового регулирования и практической реализации религиозного образования в светской школе. Национальное сознание каждой страны по-своему распоряжается своим историческим достоянием и по-своему формирует отношение к духовному наследию, к культурной преемственности, в том числе в сфере национального образования.

Вместе с тем имеются и схожие черты: добровольность выбора, возможность выбрать изучение религиозной культуры своей конфессии или курса нерелигиозной этики, требование согласования содержания религиозного образования с представителями соответствующей конфессии.

В ряде государств (Австрия, Бельгия, Кипр, Испания, Греция, Мальта, Польша, Португалия, Чешская Республика) религиозное образование организуется и контролируется религиозными общинами, которые берут на себя подготовку и отбор преподавателей, определение программ и апробацию учебников. В некоторых странах, например, в Венгрии, Италии, Латвии, Литве, Германии, Финляндии, государство и религиозные общины сотрудничают в сфере образования. В Австрии, Бельгии, Германии, Испании, Греции, Венгрии, Италии, Латвии, Литве, Люксембурге, на Мальте, в Польше, Португалии, Чешской Республики, Словакии преподаватели религии должны иметь сертификат пригодности, выдаваемом религиозными общинами. Чаще всего в зарубежных странах принято религиозное конфессиональное обучение факультативно или по выбору. Если оно обязательно, то от него в основном можно освободиться (так установлено в Германии, Австрии, Финляндии, Греции, Словакии, на Кипре и Мальте).

Конфессиональное обучение религии с организационной и экономической точки зрения поддерживается государством, которое берет на себя оплату труда преподавателей, предоставление помещений и учебного времени, и так далее. Следует отметить, что поддержка государства избирательна и что только некоторые религии могут преподаваться, поэтому существуют критерии отбора.

Можно ли сформулировать некоторые общие принципы в организации преподавания в государственных школах европейских стран знаний о религии?

– Вкратце можно выделить следующие представленные в европейских странах подходы. Первый - в школах официально (конституционно, специальным законом, на основе положений заключенного между государством и конкретной религиозной организацией договора, распоряжением органа управления образованием) введен и реализуется самими школами учебный курс религиозного образования: от курса обучения религии (например, учебные предметы «Закон Божий», «Христианство», «Библия», «Коран») до обязательного для всех учащихся религиозно-культурологического курса. Предоставляется возможность замены данного курса на альтернативный учебный курс иной конфессиональной направленности или этический курс нерелигиозной направленности. В качестве примеров можно привести Австрию, Германию, Швейцарию, Финляндию, Великобританию, Бельгию, Грецию, Испанию, Италию, Ирландию, Румынию, Польшу, страны Балтии и бывшей Югославии. Религиозное образование финансируется государством и может осуществляться как штатными преподавателями, так и специалистами, которых светская администрация образовательного учреждения или органа управления образованием выбирает из списка кандидатов, представленных религиозной организацией (Испания, Италия).

Второй вариант – когда преподавание знаний о религиях осуществляется преимущественно в рамках обязательных гуманитарных курсов (исторические, литературоведческие, обществоведческие и языковедческие дисциплины, география, философия). Обучение религиозными организациями учащихся государственных школ религии («Закон Божий» и аналоги) разрешается в специально выделенный день вне рамок обязательной образовательной программы, утвержденной государством, иногда – и вне государственных школ. В качестве примера можно привести Болгарию, Францию (за исключением Эльзаса) и Венгрию. Но и в этих странах обсуждается возможность введения отдельного курса углубленного изучения культуры религии, не направленного на катехизацию, воцерковление или иной аналогичный этому результат в нехристианских религиях, на вовлечение учащихся в религиозные объединения.

Примеры легального мировоззренческого воспитания и церковного присутствия в педагогических и других публичных пространствах европейских, и не только, стран является позитивным иллюстративным материалом, когда речь идет о повышении общей культуры, в том числе и религиозной, в нашей многоконфессиональной и многонациональной стране. И, соответственно, разворачивается это обсуждение в том числе на фоне духовных и культурных феноменов Православия.

На каких принципах строится преподавание религиозной, в частности, православной культуры в российских школах?

– В последние годы разрабатывались различные методики преподавания православной культуры в государственной школе на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» (Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации в органы управления образованием субъектов Российской Федерации от 22 октября 2002 г. № 14-52-876 ин/16 – прим. ред.).

Синодальным отделом религиозного образования и катехизации также разработаны «Методические материалы для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики», рекомендации для ведения епархиальными отделами по религиозному образованию и катехизации разъяснительной работы среди родителей школьников по выбору изучения «Основ православной культуры». Все эти материалы размещены на портале Синодального отдела религиозного образования и катехизации. В новых  Федеральных государственных образовательных стандартах есть и такая образовательная область, как «Духовно-нравственная культура народов России», в рамках которой тоже необходимо говорить о Православии, сформировавшем духовно-нравственный облик народов России.

Хочу подчеркнуть, что еще в 2007 году основные положения этой образовательной области были представлены в «Концепции включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура». Этот документ разрабатывался при участии представителей Русской Православной Церкви.

Многое из этих нарaботок осмыслено и использовано при подготовке Образовательной концепции Русской Православной Церкви, которая должна быть принята в соответствии с определениями Архиерейского Собора 2013 года.

Специально для портала «Приходы»
Фото Синодального отдела религиозного образования и катехизации


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.

Яндекс.Метрика