От «бога в душе» до «я бог»?
12.05.2021
Уже в первые минуты с начала нападения на школу в Казани многих людей начал мучить вопрос: что могло заставить преступника (или, как тогда думали, нескольких преступников) забыть о самых глубинных человеческих чувствах и поднять руку на детей? Разумеется, мелькали и мысли о том, что, может быть, мы вновь столкнулись с терроризмом под исламистскими лозунгами. Но от родных последовали немедленно опровержения: нет, это был тихий, спокойный мальчик, серьезно религией он не увлекался. Тогда почему же созданном накануне массового убийства аккаунте в сети «Телеграм» будущий убийца написал о себе: «Я осознал себя богом не сразу, месяца два назад. А летом у меня начал пробуждаться монстр, конкретно. Я всех начал ненавидеть. Я всегда всех ненавидел и начал еще больше ненавидеть»?
Разумеется, побуждения стрелявшего в детей парня, наличие или отсутствие влияния на него со стороны внешних сил и идеологий должны будут сейчас досконально, по косточкам разбирать следователи и психиатры. Но если принять на веру эти заявления убийцы и заверения его родственников о том, что тот не ассоциировал себя с какой-то религиозной традицией, перед нами встает вопрос: не видим ли мы перед собой доведенный до крайней степени пример того, во что может превратиться индивидуум, если начинает искать и видеть бога в самом себе?

Сколько уже приходилось слышать, будто любая имеющая свою историю, установления, священные книги религия только ограничивает человеческую свободу, что она становится клеткой для стремящейся к Богу человеческой души, что обряды, традиции, священнослужители – это всё лишние препятствия и ненужные посредники между свободным человечески разумом и некой Высшей силой, говорить о которой более конкретно – это тоже ненужное ограничение…
Однако если не в религии искать общения с Богом, то где же еще? И вот мы приходим к уже так привычным заявлениям вроде «Бог у меня в душе». Раз человек сам отказывает себе возможности выйти на поиск, остается искать Всевышнего внутри себя. Только вот вопрос: кого или что он там найдет? И как можно определить, с чем же ты столкнулся в ходе поисков, ведь от неприкосновенного эталона для сравнения и выявления подделки, который предлагает верующему религия, человек с «Богом в душе» априори отказывается?
И вот он вглядывается в бездонность (или, если хотите, бездну) самого себя и начинает общаться с с этой бездной как с богом: это очень удобный, комфортный бог, который не поставит в неловкое положение, не потребует от тебя лишнего напряжения сил, не пристыдит и не укажет на необходимость соблюдения норм. Более того, нормы ты теперь создаешь под себя, сам себе поклоняешься, сам себя любишь и уважаешь.
И кто знает, может, для кого-то конечной остановкой на этом пути становится восприятие в качестве бога самого себя?
И не получается ли, что аморфная вера во «что-то высокое» не только бесплодна, но еще и опасна, причем не только в сотериологическом, но и сугубо житейском и практическом смысле? А ведь, пожалуй, только такую веру готово терпеть и даже поощрять современное общество, страдающее смертельным недугом самости и эгоцентризма…
Наталия БУБЕНЦОВА
Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:
![]() |
Яндекс-деньги: 41001232468041 |
![]() |
Webmoney: R287462773558 |
Банковская карта |
4261 0126 7191 6030 |
Также можно перечислить на реквизиты:
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82, (499) 161-20-25
В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".
Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.