Митрополит Минский и Заславский Вениамин: как вернуться к мирной Белоруссии

12.09.2020

8--89706.png

В условиях нестроений и общественного противостояния на белорусской земле особенно важно слово духовного лидера. О самых волнующих вопросах – истоках обострения ситуации и путях возвращения к миру в обществе, о национальном вопросе в Церкви, о том, откуда идут предложения об автокефалии, о Церкви и политике, расспросил нового Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Вениамина корреспондент «РТ» Константин Придыбайло.                 

                                                                    

                                                                    О главной задаче

В условиях продолжающейся нестабильности в белорусском обществе корреспондента интересовало, какую задачу самой главной видит для себя новый Патриарший экзарх всея Беларуси. Владыка Вениамин напомнил:                                      

«Главная задача, я думаю, во все времена для священнослужителей одинаковая – возвещать Слово Божие всем людям. Тогда всё встанет на свои места, и тогда все напряжения спадут и найдутся правильные решения. Другое дело: как возвещать слово Божие? Как доносить его до как можно более широкого слоя людей? Но это уже другая тема. А так, прежде всего, слово Божие, Евангелие, учение Церкви, учение о нравственном законе, нравственном чувстве в человеке – вот спектр вопросов, которые должны быть поставлены во главу угла».

 

Национальный признак нельзя ставить во главу угла

Митрополит Вениамин – первый белорус во главе Патриаршего экзархата всея Беларуси за 31 год его существования. Владыка ответил на вопрос журналиста, насколько важно для верующих Белорусской Православной Церкви, чтобы Минским митрополитом был человек с белорусскими корнями.

Национальность здесь – далеко не главное, уверен архипастырь, как не важен для школьников этот признак в учительнице, ведь значение имеет, в первую очередь, насколько профессионально она ведет обучение, относится ли с любовью к ученикам.

«В нашем обществе, в общем-то, есть запрос на то, чтобы белорусский язык чаще использовался, чтобы наше национальное сознание развивалось. Но этот запрос не настолько велик, чтобы ставить его во главу угла. И думается, что будет не совсем хорошая перспектива для церкви, если национальный признак будет преобладать», – уверен митрополит Вениамин.

Он назвал прекрасным примером служение пребывающего ныне на покое Почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева), который родился в Москве, но более сорока лет своей жизни посвятил Белоруссии и в 2006 году был удостоен почетного звания Героя Беларуси. «И Беларусь для него столь же родная, как Россия, Москва», – добавил владыка.

 

Позиция Церкви должна быть нейтральной

Заметны попытки втянуть белорусских верующих разных конфессий в контекст происходящих в этой стране политических событий. Давая оценку этому, владыка Вениамин подчеркнул: «Я думаю, что позиция Церкви должна быть нейтральной. Церковь должна быть местом встречи людей различных мировоззрений, разных политических взглядов, уровня образования, интересов и так далее. Важно, чтобы, приходя в храм Божий, они чувствовали себя находящимися в доме Отца Небесного».

При том, что позиция должна быть нейтральной и служащей к примирению сторон, в то же время следует ненавязчиво, некатегорично, но с любовью и заботой возвещать слово Божие, которое показывает, где правда, а где ложь, где грех, а где добродетель, напомнил митрополит Минский и Заславский Вениамин, констатировав, что в этой ситуации нужно постараться с помощью добродетели найти, как вернуться к спокойной мирной Беларуси.

Отвечая на другой вопрос «RT», Патриарший экзарх всея Беларуси указал на необходимость не допустить каких-либо разделений на религиозной или иной почве: «Мы заботимся не только о своей пастве, но переживаем в связи с теми моментами, которые так или иначе находят отражение в целом в белорусском обществе, отражаются на людях вне зависимости от их религиозных убеждений, будь они даже неверующими, атеистами. Это наши сограждане, они наши братья – пусть не во Христе, но братья как дети Божии, чада Адама».

 

Откуда берется ненависть

Как же появились ожесточение и вражда в белорусском обществе? Такие моменты в жизни людей возникают от того, что не все внимают голосу своего сердца и не исследуют, что там находится – какие мысли чувства и переживания, добрые или нет, полагает архипастырь.

«Такому человеку нужно более внимательно относиться к духовной составляющей своей жизни и взглянуть на духовные законы, потому что что злоба, неправильные какие-то чувства внутри сердца не только наружу выходят и вредят другим людям – они и самому человеку вредят, почему и сердце болит, и другие возникают проблемы. Но это сложная очень тема, которая решается, наверное, не в общем относительно всех людей, причастных к тому или другому моменту, а, прежде всего, индивидуально: одного человека может быть так, у другого – так, у третьего – иначе», – сказал митрополит Минский и Заславский Вениамин.

Он также обратил внимание на то, что на людей сильно влияет и принятый ныне стиль подачи информации, когда внимание аудитории концентрируется на каком-то негативном явлении, дурном поступке, греховном деянии. Владыка отметил: «Понятно, что грех надо преодолевать, с ним надо бороться, грех надо называть грехом. Но от того, что мы будем часто говорить «грех, грех, грех», указывая на одно и то же, вряд ли человек, которому это говорят, станет от этого лучше… вряд ли он сразу переменится. Важно тут, видимо, не столько проявить настойчивость, сколько сказать так, чтобы быть услышанным, чтобы человек увидел всю тяжесть греха и захотел справиться по-настоящему исправиться».

 

О политике и Церкви

«Политика – это очень сложная сфера человеческих взаимоотношений, многое здесь сокрыто и непонятно. Если мы, священнослужители будем заниматься политикой, то кто тогда будет наставлять народ в законе Божием? – подчеркнул Патриарший экзарх всея Беларуси. – Вникание, погружение в политику оставляет отпечаток на душе человека, и слово уже становится не таким беспристрастным и взвешенным, основанным на Евангелии, потому что к этому примешиваются человеческие логика, желания, чувства и стремления. Имеется желание помочь людям, но не учитывается при этом, какова воля Божия, какой путь угоден Богу, и что об этом говорит Евангелие».

Как полагает владыка, задача Церкви в этой ситуации – больше всего говорить о добродетели и грехе, о пути к исправлению и преодолению прошлых ошибок, к сплочению и единению общества на основе духовных ценностей.

 

Тема автокефалии навязывается извне

В своих политических декларациях ряд оппозиционно настроенных лидеров в Белоруссии упоминали, в частности, о своем желании создать в стране автокефальную Церковь. Комментируя по просьбе корреспондента «RT» данную тему, митрополит Минский и Заславский Вениамин засвидетельствовал: «Эта тема навязывается нам извне, внутренне такой потребности у нас нет».

«В общем-то история предыдущего столетия показывает: когда эта тема поднималась, то, как правило, за автокефалистами стояла группа людей, которые так или иначе не совсем хорошо себя проявили здесь, на родине», – подчеркнул он, напомнив, что в свое время объявившая себя «автокефальной церковью» организация не получила у людей поддержки и признания.

«Сейчас вспоминается об этом, но более вспоминается людьми светскими, которые посредством этого также хотят продвинуть вперед какие-то свои идеи, пожелания и так далее, – продолжил владыка. – Но в этом нет сейчас абсолютно никакой необходимости».

Вместе с тем, считает он, «не следует расслабляться и впадать в беспечность, потому что совсем недавно, год назад, мы не могли предположить, что здесь, в Белоруссии, может быть такое; тем паче сейчас надо хранить бдительность и избегать всяких поползновений к тому, чтобы эта тема подавалась в том или ином формате».

 

Как найти выход

Каким же может быть выход из сложившейся ситуации? «Мне видится, что должно быть пошаговое движение вперёд, к выходу из ситуации, которая сложилась в Беларуси, – отметил митрополит Вениамин. Он уверен, что это движение должно быть сопряжено с тем чтобы ошибки и грехи, которые были допущены в этом противостоянии, были заглажены, чтобы было принесено покаяние в них и, соответственно, чтобы имевшие место неправильные действия больше не повторялись.

«Те, кто допустил неправильные действия, по-человечески должны понести наказание, но в то же время надо осознавать, что помимо человеческого сообщества людей будет судить еще и Бог, Который воздаст людям за добрые дела награду, а за злые дела – наказание, причём даже за те действия, мысли, чувства, которые невидимы были другим людям и которые, может быть, человек сам не сознает», – указал владыка Вениамин, напомнив слова Господа: «Мне отмщение, и Аз воздам» (см. Рим.12:19).

«По гражданским нашим законам виновные должны понести какое-то наказание, но на этом не должен исчерпываться путь к примирению. В примирении главной составляющей должна быть возможность простить, переступить через обиду и больше ее не вспоминать, – подчеркнул архипастырь. – Невозможно на весах человеческого правосудия взвесить во всех деталях, кто больше прав, а кто меньше, и это может стать новым поводом для споров, для дальнейших разногласий. Важно пройти этот этап и начать жизнь с нового листа, по-новому начать писать страницу истории нашего отечества, в которой будут прописаны и грядущие события – это и создание новой Конституции, и новые выбор. Но важно, чтобы это было на чистом листе, с хорошей подготовкой и в мирном духе».

 

О трех народах-братьях

Отвечая на вопрос корреспондента, напомнившего о братских связях русского, белорусского, украинского народов и об испытаниях, которым в последние годы подверглись отношения между ними, архипастырь констатировал: «Наши народы очень близки, и это разделение произошло больше на политической почве, причём оно было смоделировано извне. Другое дело, что не хватило нам мудрости наших предыдущих поколений, чтобы этому разделению противостоять. Вместе с тем, мы знаем, что есть пророчество о том, что всё равно три братских народов потом будут вместе. Об этом будем молиться, к этому будем стремиться».

 

Цитата «на злобу дня»

В завершение беседы по просьбе журналиста владыка поделился особенно важной для него в сложившейся ситуации святоотеческой цитатой. Это слова преподобного Серафима Саровского, на вопрос, как поступить в той или иной ситуации, преподобный отвечал: «Когда примолчи, а когда и возопи».

«То есть выбор оставляется человеку: когда-то ему надо проявить мудрость и осторожность, а когда-то надо сказать, когда-то надо промолчать, а когда-то даже прокричать, чтобы достигнуть какой-то цели, – отметил владыка Вениамин. – У нас порой не хватает мудрости преподобного который так деликатно, осторожно умел общаться с людьми и примером своей жизни показывал, как зло преодолевается добром… он всегда мир имел в своей душе и этим миром делился с другими людьми».

А каким жизненным принципом руководствуется сам митрополит Минский и Заславский Вениамин? Ответ был коротким: «Стараться жить по Евангелию. Это всё».

Редакция портала «Приходы»


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.

Яндекс.Метрика