О портрете Сталина в храме: да не будет! Мнение протоиерея Максима Козлова

06.05.2020

0587757967878234.jpg

Главный храм Вооруженных Сил России строится в подмосковной Кубинке к 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне чуть больше полугода. Совершенно неожиданно в конце апреля 2020 года он стал настоящим камнем преткновения в понимании согражданами Великой Победы и тех людей, кто с ней связан.

В честь 1945 года – года окончания войны – диаметр барабана главного купола составляет 19 метров 45 сантиметров, а 75 лет со дня Победы символизирует 75-метровая высота звонницы. В убранстве создатели нового собора попытались отразить тему героизма. И в том числе… изобразили на одной из фресок Иосифа Сталина. Все бы, наверное, осталось незамеченным до самого великого освящения, если бы эскизы не попали в интернет. Православная общественность бурно отреагировала на такой «новаторский» ход, с острой публичной критикой выступили многие представители духовенства и миряне Русской Православной Церкви. С чем связана такая реакция, читайте в эксклюзивном комментарии интернет-порталу «Приходы» председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова.

 

– Христос Воскресе, дорогие братья и сестры! Не могу остаться в стороне (по душе и по совести), от дискуссии в отношении убранства главного храма Вооруженных Сил, который воздвигается к юбилею Великой Победы. Само строительство этого храма – глубоко знаменательный факт, укорененный в исторической традиции Православия. И храмы-памятники, связанные с воспоминанием побед, а главное, воспоминанием подвига тех, кто отдал жизнь за эти победы, всегда были в традиции Церкви. Вспомним и храм Покрова-на-Рву на Красной площади (собор Василия Блаженного), и грандиозный кафедральный Храм Христа Спасителя. Пусть будет славным и этот новосоздаваемый храм в память о Великой Победе в Великой Отечественной войне. Тем более, что все связанное с ним дорого для сердца каждого православного христианина.

По совести, как христианин и как священник, я не могу согласиться с тем, что в этом храме, в одном из предполагаемых проектов, присутствует изображение генералиссимуса СССР Иосифа Виссарионовича Сталина. Одно дело, когда мы относимся к Сталину как историческому деятелю. Его, конечно же, нельзя вычеркнуть из истории нашей Родины. Его имя связано со Второй мировой войной и с Великой Отечественной войной крепчайшими узами. Политическое значение этой фигуры оценивается по-разному и еще будет оценено. Одно дело размещение информации о Сталине, его портретов и изображений в парках и музеях, другое дело – присутствие его изображения в храме Божием.

87876623478110.jpg

Сталин был не только главой государства и главой Вооруженных Сил. Сталин – гонитель Церкви, подобный Диоклетиану. При нем совершились ужасные антицерковные преследования, которые дали нам дивный Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви. Гонения принесли ужас, трагедии, разорения, они так изменили жизнь нашего Отечества, как, наверное, ничто иное.

Если мы обратимся к церковной истории, то увидим, что в древние времена христиане могли увидеть заслуги тех императоров, которые были гонителями Церкви. Никто не отрицал, что великими историческими деятелями по-своему были и Траян, и Адриан, и Диоклетиан. В каком-то смысле неплохим императором был и Юлиан Отступник. Но описывая их деяния в исторических трактатах, невозможно помещать их в храме среди святых и среди ими умученных ими людей. Это невместимо ни перед лицом новомучеников, память которых мы совершаем на Бутовском полигоне, ни по отношению к тем, кто оставался верным Церкви и Богу, не принимая заблуждений новой идеологии и новой атеистической доктрины, последовательным реализатором которой в жизни нашей страны был как раз глава советского государства.

Да не будет так. Еще и потому что, поместив его изображение, мы так или иначе согласимся со всей той новой мифологией, которая возникла в последние годы и которая решительно не соответствует исторической действительности. Мифологии о будто бы состоявшейся встрече Сталина с блаженной Матроной, о чуть ли не санкционированных сверху крестных ходах и облетах самолетами с иконами на борту накануне главных сражений Великой Отечественной войны. Как будто не было по-прежнему политруков и всего того, что не давало никакой возможности открыто исповедовать христианскую веру. Да, конечно, изменения в церковно-государственных отношениях произошли, начиная с сентября 1943 года, но пусть меру и искренность этих побуждений Сталина оценят историки Церкви и нашей Родины.

В храме не место человеку, который однажды став коммунистом и покинув стены духовной семинарии, никогда не исповедовал себя верующим христианином. К чему вспоминать слова приветствий, поизносившихся местоблюстителем и впоследствии Патриархом Сергием (Страгородским) или Патриархом Алексием I в те годы по отношению к главе советского государства? Понятно, в каких условиях эти слова произносились и писались. Точно так же можно на основании дипломатического протокола и высоких титулов, которые в подобного рода переписке имеют место быть, оценивать искренность общения между главами государств и правительств.

Все мы знаем, что и в 1943 году множество иерархов и священников оставались в лагерях и тюрьмах. Все мы знаем, что и когда храмы и духовные школы были открыты, за малейшую нелояльность, подлинную или показавшуюся властям, человек вновь мог оказаться в лагерях и тюрьмах. Все мы знаем, что после 1948 года полностью прекратили открывать храмы на территории Советского Союза и процесс смягчения государственно-церковных отношений пошел в обратном направлении. И это тоже должно побудить нас удержаться от подобных решений.

Конечно, если бы вожди были помещены на западной стене как грешники, которые иногда изображаются персонализировано на иконах Страшного Суда, это был бы отдельный вопрос для рассмотрения. Но когда предлагается смотреть на портрет Сталина как один из символов Победы, 75-летие которой мы празднуем, невозможно, по совести, с этим согласиться. Да не будет! Христос Воскресе!

 

 


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.

Яндекс.Метрика