Пять из тысячи

20.11.2019

detail20191008-SNV_4055-обр.jpg

В Русской Православной Церкви насчитывается около тысячи монашеских обителей, и каждая из них дорога Патриарху – будь то величественные лавры, ставропигиальные монастыри или небольшие обители в дальних уголках земли, древние и знаменитые своей духовной традицией или появившиеся недавно и только выстраивающие у себя строй монашеской жизни. Немалое число из них Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил, а в каких-то бывает по многу раз в год. Сегодня, когда отмечается не только 73-летие Патриарха, но и 50-летие его монашеского пострига и служения в священном сане, мы решили вспомнить пять обителей, имеющих особое значение в его жизни. Услышим, что о них говорит сам Предстоятель Русской Церкви.

 

 

Троице-Сергиева лавра

Обитель преподобного Сергия, игумена земли Русской, на протяжении столетий имеет особое значение для Русской Церкви. Выросшая из небольшой пустыньки в диких лесах в лавру, славную своими духовниками, украшенную величественными храмами, она на протяжении веков принимала множество паломников, являлась центром учености, но также являла собой пример стойкости во времена смуты в начале XVII столетия и претерпела тяжкие испытания во время гонений XX века. В 1920 года обитель была закрыта, в ее зданиях разместились музей и другие учреждения, часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в 1946-м, а спустя несколько лет в ее стены вернулась Московская духовная академия.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал лавру «великой, вселенской святыней». «В самых трудных обстоятельствах жизни в эту обитель приходили люди наши; здесь они черпали помощь, получали поддержку и утешение», – напомнил он, посетив монастырь в те дни, когда после кончины приснопамятного Патриарха Алексия II он стал местоблюстителем Патриаршего престола.

detail20191008-SNV_4292-обр.jpg

«Это посещение имело очень большое значение для моей дальнейшей жизни, – признался он 30 января 2009 года, когда после избрания Поместным Собором Русской Православной Церкви на Патриаршее служение вновь приехал в обитель преподобного Сергия. – Именно потому, что я получил благословение преподобного и почувствовал сердцем благодать, исходящую от его святого гроба, именно потому, что увидел сильную духовную поддержку братии лавры Святой Троицы, я принял решение: если Господь явит о мне милость Свою, принять жребий Патриаршего служения».

Святейший Патриарх Кирилл несколько раз в год посещает эту обитель, совершает богослужения на праздник Троицы, в день памяти преподобного Сергия и другие дни, совершает поминовение нашедших здесь упокоение Патриархов Алексия I и Пимена. Иногда в стенах обители проходят заседания Священного Синода.

detail20191008-VAR_9311-обр.jpg

Говоря о Троице-Сергиевой лавре, Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркивает: 

«Мы поражаемся великолепию лавры, подвигу монахов, зодчих, строителей, которые создали этот дивный ансамбль. Со всего мира люди приезжают только для того, чтобы хоть раз в жизни взглянуть на это великолепие, сфотографировать его на память. Но если бы не было содержания за этим великолепием, если бы люди не отдавали себе отчет, что все это создано во славу Божию, что человеческий талант так явил себя на сравнительно малой территории, создав поистине сокровища мировой архитектуры, то и самой бы этой красоты здесь не было… Преподобный Сергий не отличался великолепием риз, в которых он служил. Не отличались великолепием и убогие деревянные кельи, в которых жили иноки. Но как быстро это святое место расцвело внешней, но действительно спасающей красотой!»

 

Александро-Невская лавра

Не так давно, в 2013 году, отмечалось 300-летие лавры, ставшей местом пребывания мощей благоверного князя Александра Невского, особо почитавшегося основателем города на Неве Петром I.

В советские годы обитель не обошла судьба многих монастырей и храмов, пострадавших во времена гонений: к 1936 году все храмы Свято-Троицкой Александро-Невской лавры были закрыты, с тех пор на ее территории размещалось до семнадцати учреждений. Однако в 1957 году Свято-Троицкий собор обители был передан Русской Православной Церкви, при нем образовался приход. Настоятелем собора стал правящий архиерей Ленинградской епархии.

detail20191015-DJI_0474-обр.jpg

«Я вспоминаю церковную жизнь Ленинграда в 50-60-х годах, – рассказывал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Мой отец-священник имел добрые отношения с многими замечательными жителями этого города. Кто-то из них занимал высокое положение в науке – это были академики, профессора, врачи; кто-то занимался искусством, литературой. Они делали свое дело – через свой труд, через свой пример жизни они также являли людям, насколько замечательна жизнь по Евангелию. Они не были мучениками, не были исповедниками, но ведь у таких людей всегда были свои тайные ученики, и мы знаем, как среди просвещенных жителей Санкт-Петербурга сохранялись в то тяжелое время вера и скрытое от глаз человеческих благочестие. Не могу не вспомнить и владыку Никодима, митрополита Ленинградского и Новгородского, который в этом храме в 60-е годы совершал архиерейские хиротонии, поскольку он, будучи ближайшим сподвижником вначале Патриарха Алексия I, а потом Патриарха Пимена, нес особую ответственность за воссоздание епископата Церкви нашей, в то время находившегося на грани уничтожения. Ему удавалось убедить светские власти – не знаю какой силой, но он вырывал согласие на хиротонию каждого епископа, и здесь, в этом храме, совершались исторические архиерейские хиротонии XX века».

Именно здесь, в Троицком соборе, Господь сподобил будущего Патриарха принять все три степени священства – диаконскую, иерейскую, епископскую. «В особо трудные минуты своей жизни я всегда молился у иконы Царицы Небесной «Скоропослушница», и никогда не уходил не утешенным. Особая молитва всегда была и к святому благоверному князю Александру Невскому, чьи святые мощи пребывают в соборе», – упомянул Его Святейшество.

detail20191015-PAL_2332-обр.jpg

Однажды Предстоятель Русской Православной Церкви поделился воспоминаниями о том, в сколь сложных условиях проходило тогда служение:

«Владыка (митрополит Никодим (Ротов) – прим.) на день Крещения приболел, а я уже был епископом, и он поручил мне совершить великое освящение воды и Божественную литургию здесь, в Троицком соборе. А тогда власть над храмами имели не настоятель, не архиерей, а властью поставленные старосты. Был и здесь такой староста, внешне очень благолепный человек, с большой седой бородой, которым многим казался старым русским интеллигентом. Так вот, этот человек проявлял очень большую активность, с тем чтобы ограничить свободу Церкви. Одним из его деяний была неслыханная новация – он запретил подавать из водопровода воду в чан для освящения. А в день Богоявления в этом соборе собиралось более 12 тысяч человек (тогда в Ленинграде было только 14 храмов), храм был переполнен, вокруг стояла огромная толпа, а чан, в котором совершалось освящение воды, был совсем небольшим. Это означало, что абсолютное большинство тех, кто пришел с надеждой почерпнуть воду, уйдет ни с чем. А на кого падет гнев народа? На митрополита, на духовенство, ведь очень просто сказать народу и запустить слух: "Мы-то при чем? Это ваши начальники не дают воду для освящения". Тогда мне пришлось очень жестко поговорить с этим человеком. В конце концов я ему сказал: "Если не будет подана вода, я с амвона скажу, кто виноват, и думаю, после этого Вы не будете здесь старостой". В результате воду подали. Теперь нам трудно даже представить подобное. Но такой была наша жизнь. Как важно было тогда не поддаться разного рода искушениям, соблазнам, – и вот владыка митрополит Никодим научил всех нас, все тогдашнее духовенство, как нужно стоять за Церковь, как бороться за Божию правду, не входя в опаснейшую сферу политической борьбы».

 

Валаамский монастырь

Эта обитель была дорога также предшественнику Святейшего Патриарха Кирилла приснопамятному Патриарху Алексию II, вспоминавшему, как он в детстве посещал эту обитель и общался с иноками, которые хранили еще дореволюционную монашескую традицию этого острова, бравшую начало согласно преданию со времен Древней Руси. В 40-х годах прошлого столетия эта традиция была задолго прервана: монастырь закрыли, а в его строениях разместили интернат для престарелых и инвалидов, на острове организовали совхоз.

detail20190711-PAL_1167-обр.jpg

Но даже в советские годы, во времена гонений на веру и насаждавшегося безбожия и здесь порой разгорался огонек молитвенной жизни. Святейший Патриарх Кирилл вспоминал о том, как в 1960-е годы он участвовал в богослужении на руинах храма на Игуменском кладбище Валаама. Богослужение, которое совершил духовный наставник будущего Патриарха приснопамятный митрополит Никодим (Ротов), стало первой литургией на Валааме после разорения монастыря:

«Вспоминаю, как тогда, в ненастный, дождливый, холодный день, в конце литургии вдруг воссияло солнце, и яркий солнечный луч пронзил этот полуразрушенный храм. И те, кто присутствовал, а присутствовали на этой службе всего три человека: сам совершавший Евхаристию митрополит и два его иподиакона – отшедший уже ко Господу архимандрит Климент (Толстихин) и я многогрешный, увидели в этом Божественном знаке знамение надежды. Так оно и произошло – великая назидательная для всех нас история».

А первое свое знакомство с Валаамом Предстоятель Русской Православной Церкви вспоминал так:

«…Будучи еще совсем молодым человеком, я впервые приехал на Валаам – как турист. После осмотра монастыря спросил у экскурсовода, как пройти к Всехсвятскому скиту, на что мне было сказано, что пройти туда невозможно: дорога долгая, там никого нет и вообще, одному по лесу ходить не стоит. В конце концов я у кого-то узнал дорогу и пошел к Всехсвятскому скиту. Войдя в периметр ограды, я был поражен – с одной стороны, красотой сего места, с другой – мерзостью запустения. Слова экскурсовода «ведь и звери в лесу» оказались правдой: посередине ограды стоял живой лось и смотрел на меня, как бы пересекая дорогу, ведущую от входа к храму. Помню, как я спокойно двинулся навстречу этому лосю и как он, без всякого страха, отошел в сторону, пропустив меня. Я вошел под своды этого храма, действительно обезображенного, изуродованного, и сердце исполнилось великой скорби».

14 декабря 1989 года первые шесть иноков прибыли на Валаам для возрождения монашеской жизни. В 1991-м Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю был присвоен статус ставропигиального. Многих трудов, терпения, и скорбей стоило возрождение этой обители, и вот ныне она вновь стала одним из духовных центров Северной Руси.

«Там, где злой человеческой волей были явлены мерзость и запустение, сегодня расцвела Северная Фиваида как великое научение всем нам – и умеющим понимать знаки истории, и не способным их понимать», – свидетельствует Святейший Патриарх Кирилл.

detail20180711-PAL_7511-обр.jpg

По его словам, «пребывание на Валааме подобно пребыванию в оазисе»:

«Здесь действительно легко дышится – не только физически, но и духовно. Дивное сочетание красоты северной природы с обилием намоленных мест не может не производить впечатления даже на тех, кто далек от веры. Ну, а что говорить о людях церковных? Всегда с особым чувством вступаю на землю Валаама, прикасаюсь к святыням сей обители. Вспоминаю уже давно прошедшие годы, когда здесь было место запустения и скорби, и радуюсь, каждый раз обнаруживая в жизни обители что-то новое, сделанное во славу Божию».

 

Данилов монастырь

С этой московской обителью – первой из построенных в тогда еще далеко не Первопрестольном граде и первой восстановленной после десятилетий гонений в XX веке – связана немалая часть жизни Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, ведь на территории Данилова ставропигиального мужского монастыря действует Отдел внешних церковных связей, который Его Святейшество возглавлял двадцать лет, вплоть до избрания на Патриарший престол. И сейчас, в годы Первосвятительского служения, этот монастырь остался местом его трудов, ведь здесь находится Патриаршая и Синодальная резиденция.

01-2P20170317-VAR_7359-1200.jpg

«Действительно великая милость свершилась над городом Москвой, когда был открыт этот монастырь, первый из тех, что некогда были закрыты, а затем снова вернулись к полноте церковной жизни. Как замечательно, что здесь есть и частица мощей святого благоверного князя Даниила Московского. Замечательно и то, что память о святом князе живет особой жизнью здесь, в Москве. Москвичи поклоняются ему с особым благоговением, притекая сюда, в Данилов монастырь, и тем самым свидетельствуя, что нельзя забывать великий духовный и государственный подвиг наших предшественников», – подчеркнул его Святейшество в проповеди после служения литургии в стенах монастырского собора.

18-2P20170316-DSCF0152-1200.jpg

«Господь судил мне в этих стенах почти двадцать лет совершать свое служение, и я понимаю, что многое, что удалось сделать, было прямым следствием того, что мы трудимся в обители святого Даниила, сына святого благоверного князя Александра», – свидетельствовал он.

Герасимо-Болдинский монастырь

Эта обитель в Смоленской области – одна из тех, которые довелось Святейшему Патриарху поднимать буквально из руин в то время, когда он управлял Смоленской и Калининградской епархией.

Монастырь, основанный в 1530 году преподобным Герасимом Болдинским, имел богатую историю, его храмы были памятниками русского зодчества. Но к 1991 году, когда закрытую властями в конце 20-х годов прошлого века обитель вернули Церкви, от монастырских зданий не осталось практически ничего: во время Великой Отечественной войны, в марте 1943 года, немцы при отступлении уничтожили взрывами Троицкий собор, Введенский храм и колокольню.

2_MG_0595.jpg

«И вот однажды я приехал в место, где, как мне сказали, раньше был монастырь. Что же я увидел здесь? Я увидел развалины. Не просто остовы полуразрушенных храмов, а кучи битого кирпича, – вспоминал Святейший Владыка. – Мы знаем, что враг, отступая из этих мест, взорвал Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь, не пощадив и этого собора, который, по мнению ученых, был построен Федором Конем, знаменитым средневековым русским архитектором, – тем, кто воздвиг крепостную стену вокруг Смоленска. Все было разрушено. Я действительно не могу вспомнить никакого другого монастыря Русской Церкви, который бы полностью лежал в руинах. Через несколько лет после этого первого посещения я принял решение возобновить здесь монашескую жизнь. Отец Антоний (Мезенцов) был назначен на эти руины – и жить-то здесь было негде, – с тем чтобы начать собирать братию и восстанавливать обитель».

2_MG_0488.jpg

По словам Патриарха, восстановление обители святого Герасима Болдинского связано для него с тремя чудесами:

«Первое произошло, когда я освящал первый храм – небольшую Тихоновскую церковь на месте кельи святого преподобного Герасима Болдинского. Я приехал сюда и увидел, что на престоле – прекрасные старинные сосуды и крест. С удивлением спрашиваю отца Антония: «Батюшка, откуда у тебя все это?» А он сказал историю, которая меня потрясла: «Накануне освящения крестьяне копались в своем огороде и нашли зарытый клад – видимо, монахи, спасая святыни, закопали на этом месте. Вот крест и святые сосуды Герасимо-Болдинской обители».

Второе – это чудесное обретение мощей святого преподобного Герасима. Как много было разных басен и сказок о том, что преподобный был перезахоронен – или на этом кладбище, или на том. Но Господь Сам указал место его гробницы. Благоговейно мощи были подняты из-под спуда и, действительно, с того времени началось очень скорое возрождение святой обители.

А в завершение – явление болдинской святыни, чудотворного Казанского образа… Я знаю, что предпринимались усилия найти этот образ, но безуспешно. И он был обретен – и не где-то далеко, а в городе Смоленске; и не где-то в потайном месте, а в соборной ризнице. Стоял так, что на него никто и внимания не обращал, и никто не знал, что в этой ризнице среди старых, неиспользуемых уже для поклонения икон стоит этот чудотворный образ. Неслучайно Царица Небесная закрывала наш взор, и мы не видели эту святыню до сегодняшнего дня. Ее история изложена на обратной стороне. Некий монах Владимир, насельник Заиконоспасского монастыря в городе Москве, был пленен французами, тяжко заболел, почти ослеп; и когда возвращался в Москву, то здесь, рядом с обителью, нашел на камне этот образ».

2_MG_0704.jpg

Этот чудотворный образ возвратился в монастырь в 2010 году, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил возрожденный Свято-Троицкий собор Болдинского монастыря, ознаменовав тем завершение первого этапа восстановления исторического облика некогда до руин разрушенной святой обители.

Подборку подготовила Наталия БУБЕНЦОВА

В публикации использованы материалы
Официального портала Русской Православной Церкви
и сайта ОВЦС

Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси

 

 


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.

Яндекс.Метрика