Брать на попечение отдаленный интернат, когда в собственном приходе есть старушки, которые не могут самостоятельно справиться с вышедшей из строя канализацией, или же многодетные семьи, которым не хватает на «приданое» ребенку к первому классу, все-таки некоторый нонсенс. Как и сборы на больного ребенка «где-то там», в то время, когда есть такой же ребенок на своем же приходе. " />
Социальная работа прихода глазами директора благотворительного фонда

Социальная работа прихода глазами директора благотворительного фонда

18.10.2012

Я попробую описать, как я вижу идеальную социальную работу храма. Будто бы мы наблюдаем за «сферически православным приходом в вакууме» – со «сферически святым» настоятелем, «сферически добросовестными» сотрудниками, «сферически достаточными» пожертвованиями, «сферически вменяемыми» прихожанами. В то же время я буду рассуждать как практик, ведь все равно никакие документы о том, что и как у нас должно быть, мало кто читает и исполняет, пока не грянет гром и не клюнет жареный петух.

О чем я говорить не буду, так это о формах работы. Можно передавать нуждающимся ненужные вещи прихожан, можно собирать пожертвования для помощи больным, можно ездить бригадой делать ремонт и уборку у немощных, можно делать уроки с детьми из многодетных семей. Вариантов – море, все их подсказывает жизнь.

Что взять за основу?

Итак, на приходе нужна социальная работа. Можно обосновать эту необходимость заповедями Евангелия, можно директивами Синода, но в любом случае сам факт естественности подобной деятельности не вызывает сомнений. Да, основной плод находится в Царствии Небесном, об этом надлежит помнить покрепче и вспоминать почаще, но его невозможно просчитать и спланировать. Ведь свое сердце каждый человек приносит Господу сам. Мы же сосредоточимся на внешней, организационной части работы.

Что представляет собой приход как хозяйственная единица? Если отбросить все лишнее, то православный приход – это малое или среднее «предприятие сферы услуг» с очень лояльной клиентской базой, собранной, главным образом, по территориальному принципу. В этом «структурном подразделении» очень крупной сети аналогичных «предприятий» очень большие накладные расходы, поэтому «строить социальную активность» логично, исходя именно из этой картинки – по принципам, близким принципам корпоративного волонтерства и корпоративной благотворительности.

Что нужно для эффективной социальной деятельности?

Во-первых, необходимо определить ответственного сотрудника за социальное служение, получающего зарплату на приходе. Поскольку нужно полное и ежедневное включение, вариант добровольца без фиксированной ставки не подходит: волонтер неизбежно будет тратить время и силы на зарабатывание денег. Соцработник должен быть «своим» в храме, его должны хорошо знать и уважать настоятель, приходской совет, прихожане.

Во-вторых, сами прихожане не должны быть чужими друг другу. Социальная деятельность прихода – это не раздача на прокорм бедным части выручки из церковной лавки или посильных пожертвований. Это дела милосердия внутри прихода – общины. Но для того, чтобы все стало именно так, эта общность должна существовать шире богослужебной жизни. Ведь и оказывающие помощь, и благополучатели прежде всего свои – прихожане, их друзья, родственники и знакомые.

В-третьих, социальная деятельность должна учитывать и территориальный принцип. Это не очень существенно для церквей, скажем, в центре Москвы, где людей живет мало, а храмов много. Но, несомненно, актуально для «спальных» районов и сельской местности. Брать на попечение отдаленный интернат, когда в собственном приходе есть старушки, которые не могут самостоятельно справиться с вышедшей из строя канализацией, или же многодетные семьи, которым не хватает на «приданое» ребенку к первому классу, все-таки некоторый нонсенс. Как и сборы на больного ребенка «где-то там», в то время, когда есть такой же ребенок на своем же приходе. Приход –территориальная структура, поэтому нужно трудиться на своей территории. То есть важно выстраивать взаимодействие с местными жителями, местными СМИ, местной властью. В идеале приход должен быть центром притяжения всего хорошего, что есть в данном районе.

В-четвертых, необходимо широкое информирование прихожан о том, чем занимается социальная группа прихода. Так прихожане будут постоянно вовлечены в ее деятельность. Не столь важны формы: будет ли это специальная рубрика на приходском сайте, стенгазета, обращения после литургии во время чаепития. Но община призвана быть «питательной средой» для социальной группы: здесь и основной костяк активных волонтеров, здесь и сосредоточение материальных ресурсов. Вот почему особенно важно участие настоятеля, его общее руководство, особое внимание.

В-пятых, в случае реальной необходимости и возможности нужды социальной работы должны оплачиваться из средств прихода. Конкретные обстоятельства подскажут, следует ли создавать для этой области церковного служения отдельный бюджет, но возможность получить необходимые деньги хотя бы иногда – вещь обязательная. А они нужны в том числе на отдых волонтеров или подарки для них. Людям важно чувствовать, что их деятельность ценна, иначе они просто перегорят и все кончится.

В-шестых, социальная работа должна способствовать сплочению прихода. В этом смысле она очень напоминает корпоративное волонтерство, помогающее делу формирования коллектива. Если какой-то аспект деятельности приводит к ссорам, к отчуждению, к нарушению нормальной жизни общины, то, нежели множить раздоры, лучше от него отказаться. Социальная группа должна заниматься социальным служением, а не хозяйскими нуждами прихода. Людей можно просить перенести стулья для концерта воскресной школы, но именно просить, а не требовать. Если «непрофильная активность» вредит основному делу, от нее следует отказываться.

В-седьмых, будучи структурным подразделением в системе Церкви, приход не может вести социальную работу изолированно, без контакта с другими приходами и профильным Синодальным отделом. Крайне полезны совместная работа и даже простая отчетность перед Отделом. Иначе Священноначалие лишено информации и не знает о том, что происходит «на земле». То же самое касается других социальных учреждений, особенно территориальных – как государственных, так и частных. Например, собесов, фондов, волонтерских групп. Работа сообща, это, с одной стороны, миссионерство, а с другой – решение многих задач быстрее и качественнее. Кстати, и про СМИ не стоит забывать. Районные газеты, радиостанции и телеканалы часто испытывают информационный голод и с радостью идут на сотрудничество. Кроме того, многие проблемы можно решить не столько собрав помощь и доставив ее по назначению, сколько выступив в роли ходатая перед государственными органами.

Наконец, в-восьмых, важно подчеркнуть, что социальная работа, особенно в длительной перспективе, имеет тенденцию отрываться от собственно богослужебной, молитвенной жизни. Причины этого могут быть разными, но этот разрыв почти всегда приводит к тяжелым последствиям – и для прихода, и для самих сотрудников. Сложно требовать от людей обязательного присутствия на всенощных и литургиях, участия в Таинствах, однако духовный контакт терять нельзя. Идеально было бы общее, хотя бы ежемесячное богослужение специально для людей, совершающих служение милосердия. Впрочем, то же самое можно сказать и о других направлениях приходской деятельности – детской, молодежной, просветительской, хозяйственной. Всем этим сотрудникам нужно в какой-то момент внимание настоятеля, всего клира и общины.

Идеальная ситуация

Приходит в храм человек, который нуждается в помощи. Ему сразу сообщают, когда, где или по какому телефону он сможет рассказать о своей беде ответственному за социальное служение. После беседы, выяснения обстоятельств и принятия положительного решения об оказании помощи, его направляют к тому, кто занят конкретной темой – прихожанину с автомобилем, свободным временем, или приходскому психологу, или заведующему бюджетом социального служения, или заведующему складом вещей, или руководителю волонтеров, или добровольцу-юристу. В случае, если на приходе нет возможности помочь, к делу подключаются сторонние организации, в том числе местные СМИ. При чрезвычайной ситуации важно вовлекать в работу клириков, которые могли бы делать объявления после богослужений.

Когда помощь оказана, человеку предлагается присоединиться к приходу, с ним общается священник, катехизатор или иной ответственный за работу с новичками человек. Ну, а социальная группа после трудов праведных, отправив отчет в Отдел и написав об очередном деле милосердия на приходском сайте, отслужив благодарственный молебен, едет вместе с настоятелем и представителями соседних приходов в паломничество с пикником.

Владимир Берхин, президент Благотворительного фонда «Предание»


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Наименование: АНО "Делай благо"
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971
ОГРН 1027700067328 БИК 044525593
корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82, (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.