Автор сценария фильма «Неизвестная Европа»: Благодаря паломникам из России европейцы заново открывают для себя духовные сокровища, которыми обладают уже в течение многих веков

29.01.2013

С 12 января по 17 февраля каждую субботу и воскресенье по телеканалу «Культура» идет премьерный показ 12-серийного документального фильма «Неизвестная Европа», рассказывающего об истории великих святынь Древней неразделенной Церкви, хранящихся на территории стран Западной Европы. Автором сценария фильма является наш бывший соотечественник Тимофей Китнис, ныне возглавляющий православный паломнический центр в Трире (Германия). Своими впечатлениями от участия в новом проекте телеканала «Культура» он поделился с нашим сайтом о приходской жизни.

Как возникла идея создания сериала «Христианская Европа»?

– Начнем с того, что я возглавляю единственный в Западной Европе центр по приему православных паломников из России. На протяжении последних восьми лет мы занимаемся организацией паломничеств в западноевропейские страны, понимая, какое сокровище представляют собой святыни Древней неразделенной Церкви, которые здесь находятся.

Два года назад к нам в паломничество приехала из России Алла Плоткина – режиссер-документалист. Как и многие другие, она удивилась тому, насколько интересна для православного человека и насколько малоизвестна в России религиозная сторона жизни Западной Европы. Европейские страны ассоциируются у нас с высоким уровнем культуры и развитыми технологиями, здесь живут многие известные современные ученые, писатели, философы, однако почти никто не рассматривает Европу как удивительный продукт христианской цивилизации. Между тем именно христианство лежит в основе феномена современной Европы. Все ее подлинно интеллектуальные сокровища глубоко укоренены в христианской культуре.

Алла Плоткина как человек действия не только прониклась интересом к теме, но и решила содействовать ее популяризации. Наш совместный замысел заключался в том, чтобы рассказать о различных аспектах истории Европы с христианской позиции.

Что изначально побудило Вас начать профессионально заниматься организацией православных паломничеств по Европе?

– Двенадцать лет назад мы приехали жить в Германию, в город Трир. Начали изучать язык. Так получилось, что преподавательница немецкого, у которой мы брали уроки, имела теологическое образование. Узнав, что у нее обучаются два теолога (в России мы с супругой окончили теологический факультет Омского госуниверситета), которые тоже интересуются вопросами церковной истории и культуры, она стала подбирать для нашего обучения соответствующие темы. Тогда же мы пережили настоящее потрясение, узнав, что буквально в двухстах метрах от здания наших языковых курсов – в храме, построенном по проекту одного из самых известных архитекторов эпохи позднего барокко, – хранятся мощи христианских мучеников времен императора Диоклетиана.

Вероятно, именно тогда у нас и зародилась идея донести до как можно более широкого круга людей информацию о том, что здесь, в Западной Европе, сохранились величайшие христианские святыни, что живое почитание, которым они окружены, органично вписывается в современную жизнь европейцев.

Знакомясь с христианской историей Европы, мы делали для себя открытие за открытием. В России довольно широко известно о хранящихся в Европе величайших реликвиях неразделенной Церкви: Туринской плащанице и Терновом венце Спасителя, однако существует значительное число святынь, о которых подчас российские верующие вообще ничего не знают. Самый простой пример: общеизвестным является выражение «Вальпургиева ночь», но многим ли известно, что так называется ночь накануне дня памяти святой Вальпурги, которая жила в VII веке и была просветительницей Баварии? Это единственная святая в Германии, мощи которой мироточат.

Или, например, кто знает о святой Эдигне – дочери французского короля Генриха Капетинга и Анны Ярославны? А ведь это наш «русский след» в истории христианской Европы. Внучка благоверного князя Ярослава Мудрого Эдигна, в девятнадцать лет оставив свет и по праву принадлежавшие ей почести и богатство, до самой своей кончины подвизалась в дупле большой липы в окрестностях одного селения неподалеку от Мюнхена. Ее честные останки также прославились мироточением. Место подвигов святой Эдигны известно, там возведен храм. Более того, сохранилась та самая липа, которая была свидетельницей ее молитвенного подвига. Дереву уже более полутора тысяч лет, и оно живо до сих пор!

Почитаемых мест, где в раннем Средневековье подвизались христианские отшельники, монахи и монахини, в Европе очень много. Двенадцать серий нашего фильма, которые сейчас уже имеет возможность видеть российский зритель, - это, в каком-то смысле, только начало рассказа о них.

Сколько продолжалась работа над фильмом?

– Сценарий мы написали вдвоем с моей супругой Эльвирой. Писали довольно долго – почти полгода. Сами съемки фильма продолжались три с половиной месяца. Было организовано две экспедиции – в мае-июне и в конце июля - начале сентября

В настоящее время святыни, о которых рассказывается в фильме, принадлежат Католической Церкви. Во время съемок вам, без сомнения, довелось неоднократно контактировать с католическими священниками – хранителями христианских реликвий. Какой была их реакция на ваш проект?

– Реакция, в целом, была положительной. Но, разумеется, везде нас спрашивали: о чем будет фильм, не будет ли в нем каких-то антицерковных, антихристианских моментов?

Последние восемь-девять лет довольно значительное число российских паломников приезжает в Западную Европу, и во многих храмах Франции, Германии, Италии к ним, можно сказать, уже привыкли. Привыкли и к характерным для русских паломников обычаям и традициям поклонения святыням. Например, католики обычно молятся, стоя на расстоянии от реликвии, а у нас принято прикладываться, целовать святыню. Еще десять лет назад паломники из бывшей советской России, действительно, воспринимались как нечто экзотическое – европейцы знали, что в нашей стране на протяжении семидесяти лет властвовал атеизм, поэтому для них явилось откровением, что, несмотря на такую плотную «зачистку», мы у себя в стране сохранили живую веру. Сейчас жителям Западной Европы это уже не кажется столь удивительным.

Разумеется, мы вели предварительные переговоры с тем, чтобы нам было оказано максимальное содействие. Получить все необходимые разрешения – это отдельная большая работа. Хочу подчеркнуть, что над фильмом работала целая команда единомышленников. Это и режиссер Алла Плотникова, и Алексей Верещуля, занимавшийся связями с общественностью, и журналист Алла Митрофанова, которая стала редактором текстов, и Владимир Свистун, оказавший нам помощь в съемках на территории Италии. Не могу не упомянуть замечательного оператора Антона Хмелькова, благодаря таланту которого фильм получился таким выразительным.

Некоторые христианские реликвии извлекались из ризниц специально для съемок фильма «Неизвестная Европа». Конечно, были и сложности. Например, Терновый венец можно было снимать только в тот момент, когда его выносят, – в ризнице съемочной группе работать не разрешили. Великую христианскую святыню выносят в первую пятницу каждого месяца. Мы специально договаривались о возможности проведения съемок в день, когда это происходит и в парижском соборе Нотр-Дам совершается целая красочная процессия, в которой участвуют священнослужители и рыцари ордена Святого Гроба Господня. Этот день является значимым не только для парижан и вообще французов - в Париж приезжают люди со всех концов Европы, в том числе православной ее части – из Сербии, Греции, Украины, России, а также христиане из Африки и Азии. Когда в конце молебна самые разные люди начинают подходить и прикладываться к этой двухтысячелетней святыне, некогда привезенной в Париж из Константинополя – это зрелище потрясает до глубины души. Наверное, это лучшая иллюстрация слов Спасителя: «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20).

По какому принципу строился фильм? Географическому, историческому?

– Правильнее сказать, что в основу каждой серии был положен рассказ о личности того или иного святого или об истории одной из святынь и ее влиянии на жизнь Европы. Яркий пример - серия о знаменитом «сказочном» короле Людвиге Баварском, о котором уже снято много фильмов и написано немало исследований. Мы захотели взглянуть на судьбу этого человека в несколько ином ракурсе и акцентировали внимание не на его экзальтированной натуре и зачастую взбалмошных поступках – напротив, он был интересен нам как личность, которая всю жизнь стремилась к идеалу, и идеалу именно христианскому. Хотя основная часть съемок этой серии проходила в Баварии, нельзя не отметить, что жизненный путь короля Людвига связан и с Кельном, и с Пруссией и даже с Россией. Так, знаменитый балет «Лебединое озеро» П.И. Чайковского был написан потому, что Петр Ильич побывал в Баварии, видел собственными глазами и то самое Лебединое озеро, и сказочные замки, выстроенные Людвигом.

География каждой серии очень широка. Например, фильм «Амьен и Генуя» включает рассказ о двух странах – Италии и Франции, о двух городах, которые объединяет история великой святыни – главы святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Часть ее в настоящее время хранится в Амьене, часть – в Генуе. Об этом, кстати, упоминал в своих трудах святитель Димитрий Ростовский. Нам хотелось показать, как изменился облик этих городов, как повлияло на их историю и на образ жизни горожан появление этой святыни.

В серии, посвященной Терновому венцу, упоминаются и Париж, и Константинополь, в серии «Морские разбойники» фигурируют несколько итальянских городов.

Будет ли сериал показан за рубежом?

– Да, такие планы у нас есть. Как только сериал пройдет по каналу «Культура», мы надеемся, будут выпущены диски с сериалом в переводе на английский, французский, немецкий и, возможно, итальянский языки. Интерес к фильму был проявлен в Ватикане, а также во Франции и Германии. Надеюсь, его смогут увидеть зрители Западной Европы.

Насколько, по-Вашему, справедливо мнение о забвении европейцами своих христианских корней?

– То, что в Европе идут процессы секуляризации, – это объективный факт. Вместе с тем я глубоко убежден в том, что именно благодаря святыням единой неразделенной Церкви, благодаря сохранению в народной массе христианских традиций Германия, Франция, Испания и другие страны выдержали испытание временем, религиозными войнами, Реформацией и революциями.

Другое дело, что в наше время существует реальная опасность утраты известных многим великих монастырей Европы как духовных центров. А ведь многие из них основаны более тысячи лет назад, например, монастырь святой Одилии, просветительницы Эльзаса. В настоящее время эта женская обитель является самым посещаемым паломниками местом в Эльзасе. Однако монахинь там уже не так много, и существует опасность того, что со временем обитель превратиться просто в музей.

Чтобы этого не случилось, чтобы христианские традиции не превратились в глазах общества в анахронизм, важно развивать паломничество, в том числе и с Востока. Я всегда говорю паломникам из России, которые приезжают молиться перед святынями христианского Запада, что благодаря этому европейские христиане заново открывают для себя духовные сокровища, которыми обладают уже в течение многих веков: они видят, что люди из далекой России приезжают только для того, чтобы поклониться их святыням. Пока эти традиции живы, будет жить сама христианская Европа.

Беседовала Ольга Кирьянова


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.