При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Церковный брак. Что говорится в соборном документе?

14.12.2017

6089992.jpeg

С 29 ноября по 2 декабря в Москве прошел Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на который архиереи съезжаются не реже одного раза в четыре года. На нем был принят целый ряд важных документов, непосредственно касающихся жизни прихожан. Среди них – документ «О канонических аспектах церковного брака». Его комментирует член Межсоборного Присутствия, специалист Управления делами Московской Патриархии кандидат социологических наук Евгения ЖУКОВСКАЯ.


Насколько нам известно, это абсолютно эксклюзивный документ, прежде в Русской Православной Церкви ничего подобного не было. Видимо, поэтому работа над ним велась достаточно долго?

– Действительно, работа над документом по браку велась почти семь лет. Комиссия, которая изначально его создавала и довела проект до пленума Межсоборного Присутствия, прошедшего в январе 2017 года, называлась комиссией по церковному праву. Изначально стоял вопрос о создании документа, описывающего все процедурные формы заключения и признания брака недействительным в Церкви. Конечно, многие люди считали, что нужно сделать какой-то большой социально-догматический документ, посвященный институту брака. Но когда был выпущен, опубликован в интернете и разослан в епархии с целью получения отзывов первый проект, стало понятно, что совместить в одном документе и социально-догматические описания-размышления о браке в современном мире, и каноническую практику заключения и расторжения брака невозможно. Тем более, как я уже сказала, комиссия называлась «по церковному праву». Поэтому было принято решение сделать документ, в котором были бы собраны основные правила, каноны Церкви, регулирующие заключение брака и признание брака недействительным. Проект документа после дискуссии 2011–2012 года был переписан практически заново и затем, спустя несколько лет, снова опубликован в интернете и разослан по епархиям для получения официальных отзывов.

Документ «О канонических аспектах церковного брака» – один из самых дискутируемых документов Межсоборного Присутствия. За все годы существования этого уникального органа Русской Православной Церкви было собрано около тысячи комментариев и отзывов в интернете и епархиях. Документ, принятый недавно Архиерейским Собором Русской Православной Церкви и опубликованный на Официальном сайте Русской Православной Церкви, практически сохранил структуру второй своей редакции. Пленум Присутствия рекомендовал данный проект к рассмотрению и утверждению Архиерейским Собором.

Какова структура документа, на что обычному православному человеку стоит особо обратить внимание?

– Что касается самой структуры документа, можно отметить, что он состоит из нескольких частей, в которых даются описания того, что такое брак, как Церковь относится к институту семьи, какие браки Церковь признает и что вообще признает браком. Исторически принято считать, что брак есть установленный Богом союз мужчины и женщины (Быт. 2, 18-24; Мф. 19,6). По слову апостола Павла, брак подобен союзу Христа и Церкви: Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. <…> Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть (Еф. 5, 23-25, 31). И именно такой брак признается Церковью.

При этом в документе очень четко прописано, что представляют так называемые однополые союзы, которые сегодня, как раковая опухоль, расползаются по миру и почему наша Церковь не признает эти союзы браком…

– Да, Русская Православная Церковь не признает их браком, считая это извращением, как и какие-то иные союзы, в том числе педофилические. «Церковь категорически не признаёт и не призна́ет союзы лиц одного пола в качестве брака вне зависимости от признания или непризнания таковых гражданским законодательством, а также другие формы сожительства, не соответствующие ранее данному определению брака как союза между мужчиной и женщиной», – читаем в документе.

Среди православных, но часто невоцерковленных молодых людей, есть так называемая мода на венчание, потому что сам процесс очень привлекателен. Каков правильный подход к этому Таинству, что говорится об этом в новом документе о браке?

 – В церковном документе прямо сказано, что по причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед Таинством брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть и объяснить им смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении. Большая ответственность здесь лежит на священнослужителе, к которому обращаются будущие супруги; священнику следует рекомендовать им перед венчанием исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

В каких случаях может быть отказано в венчании и кому?

– Очень подробно прописаны нормы, когда венчание, то есть заключение церковного брака, не может быть совершено Церковью. Таких препятствий к совершению венчания немало. К примеру, Таинство брака не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины христианской веры и нравственности. Или когда желающие повенчаться находятся между собой в кровном родстве по прямой линии независимо от степени родства, а также когда состоят между собой в кровном родстве по боковой линии (в том числе единокровном и единоутробном) до четвертой степени включительно. А браки в пятой и шестой степени бокового кровного родства могут быть совершены только с благословения епархиального архиерея.

А что это за боковое родство, кто к нему относится?

– В приложении к документу о браке даны разъяснения о таком родстве. Так, в кровном родстве по боковой линии во второй степени состоят родные братья и сестры, в третьей степени – дяди и тети с племянниками и племянницами, в четвертой – двоюродные братья и сестры. Ну и так далее аж до шестого колена…

В отдельной главе документа сказано о заключении брака с гражданами, которые принадлежат к иным или инославным христианским конфессиям – католичеству, протестантизму. Кроме того, уделено внимание проблеме заключения брака с иноверными – нехристианами, то есть с теми, кто придерживается другой религии. Допустим, когда один из желающих создать семью исповедует ислам, иудаизм, буддизм. «В то же время к лицам, состоящим в браке с нехристианами, Церковь может проявлять пастырское снисхождение, заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в Православии своих детей. – сказано в документе. – Священник, рассматривая каждый отдельный случай, должен помнить слова апостола Павла: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7. 12-14)».

Нередко можно слышать от православных, которые разошлись с супругом или супругой, что они развенчались. Есть ли такое понятие в Церкви, и что вообще говорится в принятом документе о разводе православных христиан?

– Раздел, где описывается процесс признания брака утратившим каноническую силу, –­­ это, полагаю, очень важная часть документа. Надо заметить, что Церковь не признает разводы. Она твердо убеждена: то, что Бог сочетал, человек разрушить не может. Поэтому понятия «церковного развода» не существует, о чем вполне однозначно говорится в главе V: «Брачный союз прекращается смертью одного из супругов: Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе (1 Кор. 7. 39)».

Однако в церковном праве Русской Православной Церкви зафиксирована норма, когда церковный брак все-таки признается утратившим каноническую силу. Это возможно при наличии целого ряда обстоятельств, которые влияют на брачный союз столь же разрушительно, как и прелюбодеяние, или которые уподоблены смерти одного из супругов. К таким разрушительным обстоятельствам, к примеру, относится совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту.

Еще хочу отметить, что само решение о признании церковного брака утратившим каноническую силу принимается в епархии по месту фактического проживания супругов. Или по месту проживания одного из супругов, который инициирует развод.

 

Беседовала Мария ПАРФЕНТЬЕВА


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Наименование: АНО "Делай благо"
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971
ОГРН 1027700067328 БИК 044525593
корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82, (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.