Детский вопрос: о новомучениках и жизненной правде

25.01.2017

phoca_thumb_l_05.jpg

Новый 2017 год имеет для России особое символическое значение: исполнилось сто лет с момента коренной смены государственного строя и всего образа жизни страны. Одними это событие называется «Великой октябрьской социалистической революцией», другими – «октябрьским государственным переворотом». Не вдаваясь в политические оценки, можно констатировать только одно: трагические последствия происшедшего век назад отзываются в нашей памяти и сегодня. И нам жизненно необходимо откровенно говорить о них новым поколениям.

Для православных людей с 1917 года начался отсчет нового этапа жизни Русской Православной Церкви, ставшей Церковью исповедников и новомучеников. Дни их памяти сегодня приходятся почти на каждый день церковного календаря. Особенно богат на праздники в честь новомучеников декабрь. Именно потому, а еще в преддверии наступающего столетия смуты, в декабре в старшем классе нашей церковно-приходской воскресной школы был проведен тематический урок, посвященный их подвигу. Конечно, о новомучениках мы, преподаватели, много говорили детям и раньше, но, в основном, в контексте общей канвы новейшей истории Церкви, либо посвящая занятия наиболее заметным и известным личностям из числа пострадавших за Христа, например, преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне.

Для наглядности к уроку составили презентацию, где краткие жизнеописания новомучеников иллюстрировались их фотографиями – сначала из мирной жизни, часто в кругу семьи, затем из следственного дела и, наконец, современными иконами. Подбирая жития, я сознательно опустила наиболее страшные моменты с упоминанием пыток, которым подвергались православные христиане в тюремном заключении, описания казней, по жестокости сравнимых, пожалуй, лишь с обычаями Древнего Рима. Нашла краткие воспоминания дочери репрессированного сельского священника о ее детстве, о том, сколько их многодетной семье довелось пережить в богоборческом лихолетье, начиная от неприязни одноклассников по отношению к «поповским детям», кончая конфискацией имущества и арестом главы семейства. Простая безыскусная история, увиденная глазами маленькой девочки, для которой мама, папа и старшие братья и сестры заключали в себе целый мир, и этот мир безвозвратно рушился на ее глазах, была и трогательна и глубоко трагична. Ценность материала в данном случае заключалась именно в том, что очевидица гонений была таким же ребенком, какие учились в нашем старшем классе, даже немного моложе.

Сорок пять минут урока пролетело быстро. Для вовлечения в тему я предложила каждому из присутствующих по очереди прочитывать вслух по абзацу из житий. Всего трех. А потом просто пустила видеоролик с фотографиями. В полутемном классе на экране проектора появлялись и пропадали лица, точнее, лики новомучеников – мужчин и женщин, разного возраста и социального положения, объединенных общей земной участью и общей причастностью к сонму свидетелей Христовой правды.

Зажегся свет. Класс, состоящий из подростков от двенадцати до четырнадцати, сидел притихший, подавленный. Разошлись молча.

Вскоре директор школы сообщила, что родители некоторых учащихся выразили недовольство и просили перевести их в другую группу, к другому педагогу, хотя я вела у них занятия не один год. Несколько человек с этого дня просто перестали посещать занятия в воскресной школе.

Оказалось, подростки попросту испугались. Испугались этих историй о людях – пожилых и молодых, чей жизненный путь завершился Бутовским полигоном, испугались лаконичных строк житий, старых черно-белых фотографий из следственных дел, даже рассказа маленькой поповны. Испугались того образа христианской жизни, который им открылся.

Христиане первых веков, и дети в их числе, жили рядом со святыми. В том числе и с теми, кого волею римских императоров-язычников терзали на аренах цирков дикие звери, кого мучали и распинали, подвергая позорной с точки зрения общества рабской смерти на кресте. Мучеником, независимо от возраста и пола, мог стать каждый человек, с которым члены общины жили и молились бок о бок, – сосед, друг, родственник. Пример их христианского свидетельства был живым и наглядным.

В Средние века и даже в Новое время человеческое сознание было проникнуто религиозным смыслом. Осознание необходимости непрестанного нравственного выбора, обусловленного высшими – духовными – ценностями, для христиан было само собой разумеющимся, равно как и готовность жертвенно свидетельствовать свою верность Христу. Крестовые походы, религиозные войны несколько веков сотрясавшие Европу, – во многом следствие искаженного понимания этого христианского долга.     

Даже в относительно недавние, позднесоветские времена, когда уже прекратились массовые репрессии, христианская жизнь наших бабушек и прабабушек была ежедневным безмолвным подвигом. Посещения храма, крестины ребенка – все это могло стать поводом для исключения из вуза, увольнения с работы с «волчьим билетом». Известными общественности эти факты становились, поскольку советская система имела разветвленную сеть «наблюдателей», а за религиозной жизнью граждан наблюдалось особенно рьяно. Даже те, кто начинал церковную жизнь двадцать с небольшим лет назад, осознанно выбирали путь, требовавший жертвы и самоотречения: они не только учились молитве и посту, но и переживали непонимание, порой и отторжение неверующих близких и сослуживцев, сознательно отказывались от нравственно неприемлемых возможностей достижения материального благополучия. Девяностые годы XX века – время молодых неофитов с горящими сердцами, из которых потом вышло много священнослужителей; ими пополнялись и возрождающиеся монастыри.

Нынешние дети растут совсем в других условиях. Они, как правило, появлялись на свет в семьях, где принадлежность к Православию априори подразумевалась и даже считалась хорошим тоном. Их безбоязненно крестили в младенчестве, затем регулярно приносили и приводили причащать. Но, к сожалению, это зачастую сопровождалось объяснениями со стороны старших, что вера в Бога – путь к успешной, по-земному благополучной жизни. Ходи в храм, молись, причащайся – станешь хорошо учиться, будешь здоров, поступишь в достойный вуз, найдешь хорошую работу, создашь счастливую семью.

Воскресная школа воспринималась такими родителями как естественное продолжение храма – уютное место, где под водительством доброго батюшки и любящих наставников чада прилежно изучают нечто духовно полезное, одновременно совершенствуясь в пении, рисовании и рукоделии. И да, этих детей еще старательно ограничивали от всякой негативной информации. Сейчас люди вообще стараются не говорить о смерти, тем более с детьми – мир и так непрост, зачем их дополнительно травмировать? Во многих православных семьях давно нет телевизоров, что, в общем-то, благо. Но, в итоге став уже подростками, дети из этих семей не знают, что в мире есть страны, где до сих христиане подвергаются гонениям за веру, что в век интернета и гаджетов вполне актуально все то, о чем написано в житиях мучеников древности.

К сожалению, в современных семьях детям редко говорят о том, что Таинство крещения налагает на них особую ответственность, что это вступление в ряды воинства Христова, а Символ веры – своего рода присяга, всенародно повторяемая за каждой Литургией. Что однажды сделав этот выбор, необходимо следовать ему всю жизнь, и эта жизнь есть крестоношение. Не говорят и не готовят к тому, что Бог может вместо жизненного благополучия и успеха призвать на испытания, и этими испытаниями проверяется вера и верность данным при крещении обетам. А ведь это – основа подлинно православного воспитания. И очень важно, чтобы юные души закалялись с детства и были готовы свидетельствовать о Христе «не по имени, но по жизни».  

Ольга КИРЬЯНОВА

Иллюстрация сайта Тверской епархии


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.