Что читают христиане?

02.09.2016

21384873150.jpg

Знакомство с книгами во время учебного года зачастую жестко подчинено школьной программе: что задали по литературе, что нужно прочесть для докладов по истории, географии… Впрочем, уроки православной культуры, которые могут посещать четвероклассники в школе, могут внести новые ноты в этот несколько однообразный список или дадут возможность по-другому увидеть литературную классику и описания исторических событий. А что обычно читают православные христиане, что находится на книжной полке, а что – на тумбочке для чтения перед сном?

Однажды мальчику лет десяти-двенадцати подарили Библию, а потом его спросили: «Как звали двух первых апостолов?»

– Давид и Голиаф, – ответил  Том Сойер к огорчению директора  школы.

Я часто вспоминаю эту историю, когда речь заходит о чтении духовной литературы.

Если оставить в стороне вечные разговоры о том, что православные христиане Евангелию предпочитают Молитвослов и Акафистник, а книга «Несвятые святые» владыки Тихона (Шевкунова) бьет рекорды продаж, переизданий и пиратских скачиваний, то  можно серьезно поговорить о круге чтения православных христиан.

Для начала немного цифр. На одном из крупнейших российских треккеров (сетей, где люди обмениваются книгами, фильмами или музыкой)  я посмотрел в разделе «Православие» лидеров по скачиванию.  Разумеется, не все скачавшие прочитали или посмотрели фильм или книгу. Я не знаю, христиане ли эти люди, но  все-таки можно предположить, что материал, скачанный несколько тысяч раз, популярнее текста, который скачали всего десять раз.

Так вот.

Лидером по числу скачиваний стала книга «Несвятые святые» – 31 тысяча раз за несколько лет.

На втором месте по популярности – аудиоверсии Библии и  Нового Завета, всего около 12 тысяч скачиваний с 2013 года.

На третьем месте  – огромный сборник видеоуроков по «Закону Божию» протоиерея Серафима Слободского, 8 тысяч раз с 2009 года.

Толкование на Апокалипсис священника Даниила Сысоева скачали 3523 человека с сентября 2012 года,  а пятитомник Паисия Святогорца – 5379 человек с  марта 2012 года.

Эти цифры  и имена скорее свидетельствуют о том, что по представлению массового  пользователя интернета нужно читать, чтобы  узнать о православной вере.

Современное Православие ассоциируется с Евангелием, Законом Божиим, рассказами про подвижников второй половины ХХ века, старцем Паисием и священником, убитым в храме. Не самый плохой вариант.  Если человек прочитает или прослушает все эти книги, то он сможет адекватно ответить себе и другим на вопрос «Почему я христианин».

Можно долго  рассуждать на тему, что православные якобы мало читают Евангелие и сильно интересуются книжками и фильмами про конец света, про противостояние православных и католиков и «ересь экуменизма» (эти материалы часто скачивают), но все-таки это не лидеры.

Это радует.  Я сам крестился в 90-е годы. Интернета не было, и я покупал много православных книг. Евангелие в разных переводах, митрополит Сурожский Антоний, творения святых отцов, акафистники, сборники молитв, жития святых, книги по истории Церкви, Сергей Нилус – вот лишь малая часть того, что читал подростком и юношей. Сейчас что-то из этого списка выпало.

По работе я читаю много  текстов православных авторов, но  самая интересная тема для меня — это жития святых и история Церкви. Святоотеческими текстами и Евангелием я пользуюсь, в основном, как источником цитат.

Исключение составляет лишь  митрополит Сурожский Антоний, беседы которого много лет были моими настольными книгами, поэтому многие высказывания владыки я не воспринимаю как цитаты. Каким-то образом они стали частью моей жизни, руководством к действию.

При этом я не воспринимаю беседы митрополита Антония как книгу в том смысле, что на вопрос «что ты сейчас читаешь» я скорее отвечу списком книг по истории, журналистике, филологии, назову несколько десятков  детективов, но владыку Антония называть не буду. С одной стороны, я не читаю его «сейчас». С другой – в любой момент, когда мне нужна помощь или ответ на сложный вопрос, или  хороший пример для моего читателя, я найду ту или иную беседу этого человека и прочитаю ее, что называется «вне очереди».

Именно поэтому мои друзья-православные не будут называть Евангелие или творения святых отцов в списке  последних прочитанных книг. Это  больше похоже на молитвенное правило,  и Новый Завет становится для христианина не только книгой, которую он знает и может  пересказать ее содержание, но и книгой, которая в нем живет.

Я плохо себе представляю христианина, который ни разу не читал Евангелия и может перепутать  апостолов Андрея и Петра с Давидом и Голиафом. Наверняка они существуют, раз Марк Твен придумал такой ответ, но это какое-то другое христианство.

С другой стороны, я не очень люблю, когда человек по любому поводу сыплет цитатами из Евангелия и всех приглашает на кружок по изучению Библии. Я ходил на несколько таких кружков, прочитал довольно много книг по истории создания или текстологии Нового Завета,  но при этом не считаю, что христианин обязан знать назубок текст Евангелия или отличать пророка Осию от пророка Исаии.

Сам я Ветхий Завет так и не прочитал, за исключением псалмов, отрывков из Ветхого Завета, которые читаются на православном богослужении и первых глав книги Бытия. Разумеется, я этим не горжусь, но и не страдаю от того, что мои знания ветхозаветной истории ограничиваются «Детской Библией».

У каждого из нас в литературе, в науках, в молитве есть свои предпочтения, и нельзя превращать Церковь в клуб принудительного и обязательного изучения Библии или творений святителя Иоанна Златоуста.

Так что не стоит посыпать голову пеплом от того, что христиане на вопрос «что ты сейчас читаешь» отвечают не перечислением святоотеческих текстов и глав из Нового завета, а называют такие разные книги, как «Рассказы Ляо Чжая о необычном» Пу Сун Лина или «Владимир Ильич Ленин» Максима Горького.

Андрей ЗАЙЦЕВ


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.

Яндекс.Метрика