Единой верой…

17.08.2016

Молебен в Новодевичьем монастыре.JPG

Как живут сегодня «православные старообрядцы» – единоверцы? Как создаются новые единоверческие общины Русской Православной Церкви, что привлекает людей с следовании древнерусским богослужебным традициям, и почему приходы единоверцев, в которых по благословению священноначалия совершаются службы по так называемому старому обряду, можно назвать миссионерскими? Размышлениями об этом делится Владимир Басенков, член Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при главе города Ульяновска, председатель приходского совета Успенской единоверческой общины, сотрудник отдела религиозного образования и катехизации Симбирской епархии.

Владимир, как возникла идея создания в Симбирске единоверческой общины?

– Идея возникла после длительного изучения богослужения и образа жизни Древней Руси. И конечно, после участия в единоверческих богослужениях. Сначала мы ездили на службы к единоверцам в другие епархии. Затем по благословению митрополита Анастасия богослужения стали совершаться в Симбирске, в храме святой равноапостольной Ольги на Верхней террасе. Оказалось, что это интересно не только нам, на службы стали приходить новые люди.

Наш приход имеет миссионерскую функцию. Подобные богослужения привлекают старообрядцев (которых, как оказалось, немало в городе и регионе), постепенно они становятся нашими постоянными прихожанами и, таким образом, возвращаются в лоно Русской Православной Церкви.

Что вас привлекает в единоверии?

– Древнее богослужение – неспешное, уставное, дисциплинирующее. Богослужебные тексты читают медленно и внятно, прихожане одновременно в определенное время совершают крестное знамение и поклоны, всю службу стоят безмолвно; звучит древнее знаменное пение. Мужчины в рубахах и подпоясаны, у женщин платки заколоты особым образом под булавку. Электрический свет не используется, служба проходит исключительно при свечах. Все это настраивает прихожанина на внимательную молитву.

Единоверие – это связь с богослужебной и культурной традицией Древней Руси. По словам приснопамятного Патриарха Алексия II, оно есть сугубая драгоценность в литургической сокровищнице Церкви.

aOHizCk9Ag0.jpg

На Рождественских чтениях в Москве проходит секция по единоверию…

– Такая секция на Рождественских чтениях проводится ежегодно и носит традиционное название «Старый обряд в Русской Православной Церкви». Когда я выступал на ней, посвятил свой доклад единоверию в Симбирске. Считается, что его история окончательно пресеклась в 1937 году вместе с уничтожением здания Успенской церкви. Как было на самом деле, и где собирались на молитву единоверцы, мы пока, к сожалению, не знаем.

Секция состоит из конференции в Храме Христа Спасителя и круглого стола в Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции. На круглом столе обсуждаются основные вопросы единоверческих приходов, совместные мероприятия, паломничество. Мы познакомились со многими священнослужителями и братьями из других епархий. Можно говорить об определенном всплеске интереса к древнему богослужению, в ряде регионов появляются общины, они находят поддержку архиереев, вызывают интерес у верующих.

Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции расположен при московском храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, построенном еще в начале XVII века. Здесь очень серьезно изучают древние уставы и знаменное пение, клиросные головщики (т.е. регенты – прим.) — кандидаты наук, глубоко погруженные в традиции древнего пения.

Что вам известно о единоверческих дореволюционных общинах в Симбирске?

– В 1854 году к Русской Церкви на правах единоверия присоединяется община старообрядцев спасового согласия. Епископ Симбирский Феодотий рукополагает «старца» Савву Банцекова во иерея и передает старинную Успенскую церковь единоверцам. Стояла она на нынешней улице Гагарина, владение 15, где сейчас жилой дом. Сохранились довольно подробные документальные описания убранства храма и хранившихся в нем предметов церковной старины, к которым единоверцы всегда относились очень трепетно. Так, например, в церкви находился антиминс XIV века.

Данной темой никто из краеведов не занимался, и мы вынуждены были стать первопроходцами. Информации об Успенской церкви довольно много, удалось найти сведения и о единоверцах. Мы выяснили, что Банцековы — купеческий старообрядческий род, ядро общины спасовцев, которые в середине XIX века присоединились к Православной Церкви. Впоследствии из Банцековых выходят православные единоверческие священники, известные городские деятели. В Воскресенском некрополе мы обнаружили захоронения рода, в том числе могилу отца Саввы Банцекова (хотя есть версия, что его надгробный памятник находится не на своем месте).

Известно и о трех единоверческих кладбищах в городе: в районе Минаевского спуска, Стрижева оврага и северного трамвайного депо. Если говорить о всей Симбирской епархии, то до революции у нас существовало семь единоверческих приходов. На территории Российской империи их было более шестисот, и еще 20 единоверческих монастырей.

У вашей общины налажены хорошие отношения с Никольской единоверческой общиной Кузнецка. С чего началось знакомство?

– Это ближайшая к нам община. Ее прихожане – очень добрые и простые люди. У них замечательный настоятель отец Варсонофий, который оказал нам огромную консультативную помощь в части организации богослужения, церковного пения, храмового благочестия, да и просто отвечал на любые вопросы.

Телефон отца Варсонофия нам дали в Патриаршем центре, мы начали общаться, а в феврале 2014 года первый раз поехали в Кузнецк.

Сколько человек сейчас состоит в общине?

– На сегодняшний день в общине более пятнадцати человек. Богослужение – центр жизни христианина. Еще многому здесь нам предстоит обучаться… Мы стараемся раз в несколько месяцев выезжать в паломнические поездки. Планов очень много. Мы ждем всех желающих на богослужения!

Беседовала Ксения МАНЯКОВА

В основе материала –
публикация сайта Симбирской митрополии

 


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.