Не боюсь сказать…

08.07.2016

213298.jpg

Не стихает обсуждение темы, которая обычно не выносится на поверхность общественной дискуссии, а остается вопросом внутрисемейных отношений. Как относиться к физическим наказаниям, возможно ли их «отменить» законодательным актом, пусть даже отшлепавшему ребенка родителю грозит тюремное заключение? Или, может, нужно идти по пути не ужесточения законодательства, а воспитания тех, кто будет впоследствии воспитывать собственных чад? В продолжение темы – реплика Ксении Мельниковой.

На мой взгляд, проблему наказания детей, насилия и нормы в обществе нельзя отрегулировать силовыми методами, по крайней мере, такой подход породит другие вытекающие проблемы.

Часто говорят о том, что у нас нет идеологии, нет ничего объединяющего для народа, придумываются какие-то суррогатные идеи. Чего у нас действительно нет – это единства в базовом понимании нормы нравственности. Могу судить по себе или по своим близким знакомым: вопрос воспитания детей и приемлемых для этого методов не всегда ясен и однозначен. Если не имеешь педагогического образования, непонятно, советы какого психолога слушать, чьи статьи читать и к чему склоняться. Часто побеждает и перевешивает действительно твой собственный опыт, опыт отцов, некоторые нормы «по умолчанию».

Например, воспитывая сына, многие искренне думают, что его полезно поколачивать, чтобы вырастить сильную личность, «мужика», а не «бабу». Даже если сами папы и мамы не склонны к насилию и не стали бы шлепать дочку, то сыну достанется точно, потому что так принято, так бабушка советует, и вообще по-другому пацана не вырастишь, и в армии что он будет делать!

Т.е. рекомендация шлепать и пороть сидит очень глубоко, и перебить ее периодическими публикациями в интернете невозможно. Во-первых, эти статьи читает далеко не все население нашей большой страны. Во-вторых, даже, если и читает, непонятно, к какой точке зрения людям склоняться, т.к. рекомендации «не бить» могут быть восприняты как очередное новомодное течение, которое сегодня одно, а завтра – прямо противоположное.

Сослаться на Евангелие или методы воспитания детей в христианских общинах очень трудно, потому что четкие и ясные рекомендации, которые были бы на слуху, встречаются не часто. «Нагибать шею и сокрушать ребра» и подобные советы, конечно, в более-менее просвещенном обществе не применимы, так же как и выбивать глаз за глаз и зуб за зуб. Есть рекомендации святых отцов, которые прямо рекомендуют воспитывать по-евангельски и с молитвой, не применяя никакого насилия и унижения, но это не очень растиражированные высказывания. Например: «Детей вразумлять есть долг родителей – стало и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит. Чтобы детям благословил Господь избежать опасностей, надо молиться и день и ночь. Бог милостив! Он имеет много средств предотвращать, – какие нам и в голову не придут. Бог всем правит. Он мудрый, всеблагий и всемощный Правитель. И мы принадлежим к Царству Его. Чего же унывать? Он не даст своих в обиду. Об одном надо заботиться, – как бы не оскорбить Его, и как бы Он не вычеркнул вас из числа Своих» (святитель Феофан Затворник).

Поэтому вопрос воспитания детей, следовательно, и вообще вопрос базового становления личности в обществе у нас окутан неопределенностью. Воспитывают интуитивно, прислушиваются к советам, поступают по ситуации. Но все это вместе очень часто далеко от той нормы, которую хотелось бы видеть христианской и современной.

На мой взгляд, вопрос воспитания детей в семье нужно сделать государственной программой, разработать педагогические рекомендации. Написать доступную образовательную программу по этому вопросу и преподавать в школе как обязательный самостоятельный предмет. Преподавать не в старших классах, т.к. в 10-11 классе определенный процент нашего общества уже не учится, а в средней школе. Рассказывать детям, что такое норма, как нужно себя вести, что такое хорошо и что такое плохо, как нужно общаться со старшими и как воспитывать детей. Говорить, что бить, орать, унижать, насиловать – нельзя! Даже если в семье у этого школьника папа колотит маму, а мама – бабушку, то в какой-то момент он поймет, что это не норма! Пусть сам он в одночасье не станет менее агрессивным, но в подсознании останется, что в школе говорили: так нельзя. Через поколение, через два этот камень сдвинется, и насилия станет меньше. А если рассмотреть эту ситуацию в разрезе последних рекомендаций, т.е. посадить всех старших в тюрьму, а ребенка отправить в детский дом, где его, возможно, будут колотить не меньше, чем дома, то к выводам, что бить и насиловать плохо, человек вряд ли придет.

Необходимо самым тщательным образом подойти к отбору учителей в школе. Для этого в педагогические институты нельзя принимать по остаточному принципу. Надо проводить тестирования с психологом, проверять абитуриента со всей ответственностью, как для работы на закрытом стратегическом объекте. Сделать профессию учителя не массовой, а элитарной.

Писать про случаи того или иного насилия в своей жизни подробно я не хочу. Но тот опыт, что у меня есть, говорит о том, что неуважение к элементарной базовой свободе другого человека у нас не преступление, а норма. Причем это норма не только для насильника, но и для жертвы.

Ксения МЕЛЬНИКОВА


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.