«Монастырский» театр

16.10.2014 166125.jpg

Может ли театр быть формой проповеди? Может, уверена Вера Спиридонова, руководительница православного театра «Вера», который уже пять лет действует в Пензенской области при Свято-Троицком Стефановом мужском монастыре.

«Вот так я оказалась в монастыре»

4571.jpgНачалась история театра в октябре 2009 года. Сейчас идет пятый сезон. Все получилось очень неожиданно для меня самой. Я воспитанница социалистической системы, но никогда не отвергала Церковь. Ходила в храм, но не была глубоко воцерковленным человеком, как и большинство людей моего поколения. Что интересно, во многих моих спектаклях, так или иначе, естественным образом вкраплялись христианские мотивы.

В советское время, ставя спектакли с детьми, я никогда не задумывалась о том, что как отреагирует мое начальство, если услышит что-то такое. Для меня также было нормально, что дети в светской школе со сцены поют церковные песнопения в рождественском спектакле. Все это логически входило в сценарий, и мне это очень нравилось. Нравилось  и все.

 В 2009 году праздновался 100-летний юбилей Марфо-Мариинской обители милосердия. Я, к своему стыду, мало что знала о ней. И вот мне приходит приглашение из Москвы от Русского духовного театра «Глас» принять участие в фестивале, посвященном этому событию. Я слышала о Марфо-Мариинской обители и ее основательнице – Елисавете Феодоровне, но только поверхностно. Глубоких познаний у меня не было, поэтому сразу нашла огромное количество литературы и стала изучать. Для меня открылся целый мир Дома Романовых. Елисавета Феодоровна меня просто потрясла своей деятельностью. Она необыкновенная подвижница. Очень многое узнав о ней, считаю, что такими людьми Россия должна гордиться. Это печально, что я не знала ничего о ней раньше, но такая идеология была в советский период.

Для меня тема Дома Романовых стала очень близкой, тем более, что многие его представители мученически закончили свою жизнь на территории Пермской губернии. И вот, я достаточно быстро ставлю спектакль. Он оказался очень проникновенным.

После Москвы мы этот спектакль показывали в 15-й средней школе. Посмотреть его приходили даже священники. Так у меня состоялось первое знакомство с насельниками Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря. Через год мы уже со школой имени Императрицы Александры Феодоровны, действующей при монастыре, готовили бал. Вот так вот я оказалась в монастыре.

Прихожане на сцене

Актеры театра – это прихожане храма, которые имеют желание и талант к исполнительскому мастерству. Спектакли, которые мы ставим, рассказывают о простых людях, без пошлостей, которые, к сожалению, сейчас часто присутствуют на больших сценах. Более того, театр громко заявляет об именах, которыми должна гордиться Россия.

Исполняющий обязанности наместника монастыря игумен Серафим (Даниленко) и братия уделяют большое внимание духовному развитию прихожан и, несомненно, всеми силами стараются помочь в организации спектаклей.

img_4429 (1).jpg

Театр как миссия

На сегодня на сцене православного театра поставлено более полутора десятков спектаклей.

− Параллельно с православной театральной студией я работала с общиной глухих и слабослышащих при Свято-Троицком Стефановом мужском монастыре. С ними мы ставили по три спектакля в год.

Вообще, ставя те или иные спектакли, я замечаю удивительную вещь, которую можно назвать лишь промыслом Божиим − никак по-другому я это назвать не могу. Как-то раз мы со слабослышащими ездили в паломническую поездку в Екатеринбург на Царские дни (Екатеринбург, Ганина Яма, Алапаевск). Это была очень хорошая поездка, значимая для меня. К этому времени я уже поставила спектакль об Елисавете Феодоровне, была уже погружена в этот материал. Меня мучила мысль, что о людях, которые погибли с преподобномученицей в Алапаевске, почти никому ничего не известно. Большинство людей, приехавших в это святое место, не могут сообразить, кто эти семь человек, погибшие вместе с ней в шахте. Кто такой Константин Константинович? Кто такой Сергей Михайлович? Кто такой Палей? Для многих сведения о них очень размыты. И меня это очень тронуло. Я решила эту тему развить.

Промыслом Божиим на Ганиной яме мы встретили одного историка из Санкт-Петербурга. Разговорились с ним, я совершенно случайно сказала, что хочу поднять эту тему. Он ответил, что это почти невозможно. Ну, «почти невозможно», а я все равно загорелась желанием рассказать людям о людях, которые погибли в Алапаевске. Так получился спектакль «Служу Отечеству», где было задействовано 35 актеров, которые играли по две и по три роли. Моей задачей было рассказать о Великих князьях не как о святых, а как об обычных людях, показать, что у каждого из них были свои жизненные перипетии. Чтобы человек мог видеть на сцене людей, с которых можно взять пример. Но самое удивительное, что отметили и зрители, актеры были очень похожи на персонажей, о которых они играли. Иначе, как Божий промысел, я это не назову.

295038.jpg

Не врать и не выдумывать

Как проходит процесс написания сценария?

− Беру книги и пишу сценарий. Это очень трудно. Я ни одной фразы не могу выдумать от себя − все строится на исторических фактах. На моих спектаклях часто присутствуют историки различной идеологической направленности, и никто не упрекнул меня в исторической неправде. У меня в сценарии любая фраза документально обоснована, моя задача − драматически изложить ее. Каждую из них я много раз взвешиваю на весах, чтобы слова персонажей были объективны с точки зрения истории.

Я не могу ни перевирать, ни выдумывать. Все должно быть основано на фактах, какими бы они не были.

img_4570.jpg

Глубина без дна

А что дальше?

− Уже несколько лет у меня зреет идея о Ф.М. Достоевском, но это глубина без дна. У него все серьезно. Когда я окунулась в необыкновенную массу материала о нем как о человеке, я подумала, что это почти невозможно. Его «голыми руками» не возьмешь. А потом, надо многое изучать, надо как-то все исторические книжные фразы переложить в драматические диалоги, найти форму этого спектакля. Понять внутри, как донести то или иное переживание до зрителя, а это не так просто. Можно поставить какой-то спектакль по произведению Достоевского, но все произведения уже экранизированы. По биографии Федора Михайловича тоже был снят сериал. Это зрителю уже не будет интересно. Значит, я должна найти и достать из огромного материала то, что действительно будет новым и интересным, в рамках монастыря. Надо найти что-то главное в его личности, что можно вытащить наружу и рассказать людям, чем я сейчас занимаюсь.

Надо не забывать и о том, какие личности были рядом с ним: это и И.С. Тургенев, и В.Г. Белинский. Что происходило с Достоевским, когда он, общаясь с Белинским, отошел от веры? Как он рассуждал о вере? Как он трудно к ней шел? Надо показать его внутреннее состояние. Пока совершенно не знаю, как это сделать, но буду пробовать.

Беседовала Ольга Троицкая

Материал основан на публикации
сайта Пермской епархии



Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.

Яндекс.Метрика