И все-таки главное в спортсмене − человек

07.03.2014

620722.jpg2014 год, год Олимпиады и Паралимпийских игр, вывел тему спорта на первый план. В СМИ и в Интернете, на улицах и за чашкой чая люди активно обсуждают достоинства и недостатки спортсменов и сборных, возможность употребления допинга, премии спортсменам и затраты на проведение соревнований, опасность профессионального спорта для здоровья, время выхода спортсмена «в тираж»… 

В день открытия Паралимпиады о том, почему святые отцы сравнивали подвижников с атлетами, что самое сложное при победах и поражениях, как из-за чего любовь болельщиков – штука ненадежная, с порталом «Приходы» беседует священник Константин Бурыкин, настоятель храма Святого Духа в Гатово под Минском, а еще − судья международного класса по тайскому боксу и кикбоксингу, отец пятерых детей.

Не зарывать таланты в землю

Отец Константин, скажите, как Вы стали судьей? До этого Вы были профессиональным боксером?

− Нет, я всю жизнь занимался разными видами спорта, но как любитель, для себя: в юности это было каратэ, потом − тренажерный зал, пауэрлифтинг.

Получилось так, что в 2005 году в Минске я стал духовно окормлять Федерацию тайского бокса и кикбоксинга. И параллельно ходил в зал, «бил по лапам». В соревнованиях не участвовал никогда, но прошел несколько судейских обучающих семинаров, и меня стали приглашать на чемпионаты Беларуси и на международные турниры в качестве судьи.

Ваши старшие сын и дочь уже довольно известные спортсмены в пауэрлифтинге. Это результат воспитания, семейная традиция?

− Я человек советского времени - у нас все занимались спортом. Это было по умолчанию, в порядке вещей. И сейчас наша семья тоже ведет здоровый образ жизни. Я постоянно хожу в зал и детей к этому приучал сразу.

Старшие – уже профессиональные спортсмены, не то, чтобы известные, но талантливые. Сын − чемпион Беларуси по пауэрлифтингу. Дочь в свои 15 лет − мастер спорта, победительница Кубка Республики по пауэрлифтингу, бронзовая призерша чемпионата мира 2013 года, обладательница серебряных медалей в упражнениях «жим штанги лёжа» и «приседания» Чемпионата мира 2013 года. Она первая из белорусских девочек выполнила норматив на мастера спорта в четырнадцать лет, поставила семь взрослых и три юниорских рекорда… Сейчас готовимся ехать на Чемпионат мира.

Средние сын и дочь, девяти и десяти лет, тоже занимаются пауэрлифтингом. Они выступали за школу на турнирах, выигрывали первые места. Я сам их дома тренирую.

Младшему пока только два года. Но он смотрит, как ребята занимаются, и тоже пытается поднимать маленькие гантельки.  

Для девочек пауэрлифтинг – довольно нестандартный выбор вида спорта. Как это получилось?

− Спорт вряд ли можно разделить на мужской и женский. Вид спорта зависит от склонностей, способностей каждого человека, от того, что ему нравится. Скажите, плаванье, спортивная гимнастика, акробатика – это какие виды спорта? Если у человека есть какие-то задатки, их надо развивать. Как сказано в Евангелии, нельзя зарывать свои таланты в землю − их надо преумножать. Моим детям Господь дал талант к пауэрлифтингу, причем дочери больше, чем сыну. У нее даже титулов уже больше.

Сначала она занималась тайским боксом, и занималась хорошо. Девочек в группе было мало, она стояла в спаррингах с мальчиками и побеждала. Тренер даже говорил, что она настолько способная, сильная, что ставить с ней ребят психологически травмоопасно для тех: мальчишек бьет девчонка, а они ничего не могут сделать.

Но тайский бокс – это постоянные удары в корпус и в грудь. И когда Саше исполнилось двенадцать лет, наш семейный доктор посоветовала оставить этот вид спорта, чтобы впоследствии не было проблем с рождением и кормлением детей.

Стали думать, чем заняться дальше. И она выбрала штанги и пауэрлифтинг.

Чтобы не было стыдно

 Говорят, профессиональный спорт губит здоровье. Так ли это?

− Не совсем. Конечно, существует опасность травмироваться и надорваться. Но если соблюдать правила, нормы и режимы тренировок, восстановления, отдыха, питания, эта опасность минимизируется.

Приведу пример. Я видел многих спортсменов, которые занимались пять дней в неделю по две тренировки в день, а на выходные уезжали к друзьям и «отрывались по полной»: клубы, алкоголь, курево и так далее. Потом – снова на тренировку. О каком здоровье при таком подходе может идти речь? Человек рано или поздно травмируется − просто организм однажды не выдержит. Но это же не спорт виноват…

Есть еще момент – изменилось отношение к спортсменам. Если в СССР они выходили на пик формы лет в тридцать пять, то сейчас − в двадцать с небольшим. К ним стали относится как к расходному материалу: использовали, выжали по максимуму – до свидания.

Это же относится ко многим тренерам, которые ради того, чтобы спортсмен пораньше выполнил норматив мастера спорта (им за это дают звания, премии, надбавки), готовы кормить его стероидами. Я из-за этого сменил тренера своим детям.

 А что можно сказать про допинг?

− Профессиональный спорт должен быть без допинга, ведь задача − показать возможности человека, а не лекарства. Это же стыдно, это позор для всей страны, когда спортсмена ловят на использовании допинга. И ведь даже если не найдут сейчас, то правда выплывет потом, может, через пять-восемь лет.

И все же, к сожалению, это происходит очень часто. Отсюда у многих честных ребят возникает мысль: «Они там все на допинге, просто так мне с ними не справиться − надо быть на равных».

Допинг губит спорт. Даже всю критику и негативное отношение он делает оправданной, обоснованной. Но его очень сложно искоренить.

Спорт – лишь инструмент

 Сейчас очень часто поднимается вопрос о допустимости спорта для православных людей, о его полезности. Что Вы об этом думаете?

− Мне кажется, это неправильная постановка вопроса. Почему нельзя совместить спорт с Православием? Вот, если бы пытались понять, как вера совмещается, простите, с порнофильмами или стриптизом, дискуссия была бы жаркой.

Спорт не может быть злом или добром в чистом виде, как не является им, например, оружие. Если бы оно было однозначно злом, то в Православной Церкви не было бы чина освящения воинского оружия. Зачем освящать зло? Но это делают, чтобы оно использовалось для защиты и охраны, а не для нападения, вторжения в чужие страны, в чужие жизни.

Это как кухонный нож: можно порезать хлеб, приготовить ужин, а можно кого-нибудь ограбить, убить.

Спорт – инструмент, и важно то, как его используешь. Это область человеческой жизни, в которой, конечно, есть свои соблазны. Но человек постоянно встает перед выбором: поступить хорошо или плохо, по совести или нет. Есть соблазны и у милиционеров, военных, государственных служащих… Получается, надо просто вычеркнуть все эти аспекты жизни и уйти в монастырь? Хотя в монастыре соблазнов еще больше, они изощреннее, лучше замаскированы. От них нельзя сбежать – окажешься в тупике, и они тебя все равно догонят. С ними надо учиться бороться.

Кстати, очень многие священники в России, Белоруссии, на Украине являются духовниками спортивных обществ, немало священнослужителей и сами занимаются спортом.

 А как быть с утверждением, что спорт – это страсть, а страсть – это грех?

− Страсть, тщеславие, гордыня – это, конечно, грехи. А гордыню еще называют корнем всех зол. Но, как я уже говорил, все это есть в любой профессии, в любой сфере жизни.

Спорт – не всегда страсть. Все зависит от отношения человека. Могу утверждать это на примере своих ребятишек. Они, конечно, пока не выдающиеся спортсмены, но подают надежды. И у них тоже бывают соблазны. Я это вижу и сразу стараюсь остановить, объяснить, не дать развиться чему-то негативному. Это возможно.

Про медные трубы

Существует мнение, что награды, призы, обожание болельщиков могут разжечь человеческое тщеславие и гордыню. Как быть с этим?

− К сожалению, так бывает, и часто. Риск высок. И чем младше спортсмен, тем сложнее удержаться.

Но бывает и по-другому. Я всю жизнь общаюсь со спортсменами, и очень многие из них – хорошие, порядочные, высоконравственные люди. Это счастье, что такие есть, на них хочется равняться.

Здесь важна правильная мотивация, воспитать ее – задача семьи, тренера и, если спортсмен верующий, духовника. Важно, чтобы человек старался вырабатывать в себе такие качества, как самокритика, смирение, правильное стремление к победе. Нужно понимать, для чего ты улучшаешь свои показатели, ставишь рекорды, становишься чемпионом.

Если цель – доказать, что ты лучше других, заработать гонорар, получить лавры и обожание болельщиков, такой спорт идет не на пользу, а только во вред душе. Как сказано в Писании, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (см. Мф. 23, 12). Бывали случаи, когда спортсмены падали с пьедесталов так, что уже не могли подняться.

А если спортсмен хочет показать другим, что можно не только сидеть в парке с пивом или сигаретами, ходить по клубам, играть в компьютерные игры, а быть красивым, здоровым, успешным, знаменитым, и вдохновляет своим примером других, Церковь это благословляет.

Хотя есть виды спорта, как мне кажется, более располагающие к гордыне. Например, бодибилдинг, где красота тела возводится в культ, где оно требует каждодневного внимания… И с такой заботой о теле можно потерять душу.

В спорте должна быть жертвенность

 Но отвлечь от пива и сигарет могут и любительские занятия спортом.

- Конечно. Однако если у человека есть талант, почему бы его не развить? Почему не привлечь, не замотивировать других? Ведь получается, что если человек способен на большее, но занимается чисто для себя, в его занятиях теряется какая-то жертвенность, общественное значение. И тут можно увидеть даже какой-то эгоизм…

Моя дочь привела в тренажерный зал многих девочек из своего класса – они тоже хотят заниматься, иметь красивую фигуру, вести здоровый образ жизни. Наверное, это хорошо.

Физическое воспитание – далеко не все

 Скажите, а как можно воспитать правильную мотивацию?

− Факторов много. Во-первых, конечно, все идет из семьи: нравственность, внутренний стержень, моральные принципы…

Огромная ответственность лежит на тренере, он спортсмену − как второй отец, он проводит с ним очень много времени, поскольку, кроме тренировок, бывают и многомесячные сборы. И ни в коем случае нельзя пускать на самотек воспитание спортсмена (я имею в виду не физическое, а духовное воспитание) − велика вероятность трагедии. Можно получить хорошего спортсмена, но духовно погибшего человека.

Например, не секрет, что хоккей – один из самых высокооплачиваемых видов спорта. И мне как-то довелось увидеть одну хоккейную команду. Я в выходной шел с детьми в пиццерию, и там были хоккеисты. Я поразился, насколько вызывающе, бескультурно вели себя эти ребята.

Мальчик в двадцать лет получает 25 тысяч долларов в месяц. Какие у него могут быть ценности, если пустить все на самотек? Клубы, наркотики, разгульный образ жизни…

Еще очень важно общение с духовником. Я всегда говорю со спортсменами. Этой осенью, перед Чемпионатом мира, приезжала за благословением наша белорусская национальная сборная. Служили молебен. А потом в проповеди я пытался сказать ребятам, что на них лежит ответственность, что они могут прославить свой народ, свою страну, свою веру, что они должны быть примером.

Я со многими из них общаюсь – это верующие люди, они ходят на исповедь и к причастию − и могу сказать, что их мотивация стремится к правильной.

У спортсменов − круглогодичный пост

Вы говорите, спорт – это инструмент. Можно ли использовать его для духовного роста, саморазвития, работы над собой?

− Конечно. Спорт учит целеустремленности, преодолению трудностей, упорству в достижении целей. Недаром древние отцы сравнивали атлетов с аскетами-подвижниками.

Профессиональному спортсмену всегда приходится от чего-то отказываться, воздерживаться: от развлечений, еды, отдыха… Все это дисциплинирует, воспитывает терпение и самоконтроль.

Могу объяснить на примере своей дочери. Чтобы держать весовую категорию, в которой она выступает, ей приходится постоянно соблюдать строжайшую диету, есть по часам и только определенные продукты. Ни о каких конфетах, печеньках, тортиках речи вообще не идет. Это очень тяжело, особенно для пятнадцатилетней девочки.

Но по-другому нельзя. Ей нужно держать 52 килограмма. Если перестать соблюдать режим, спохватиться за два дня до соревнований и начать быстро сгонять вес, то вместе с ним уйдут и силы. И получится, что все усилия, затраченные на подготовку, все время, внимание, усердие, деньги пропадут. Это ответственность.

У спортсменов фактически круглогодичный пост, такое не каждому под силу.

Все эти навыки очень помогают в духовной жизни.

Воспитать в болельщике… человека

Спорт – это не только спортсмены, но и болельщики, которых значительно больше. Откуда, как Вы считаете, берется безумная любовь к победителям и ненависть и презрение к проигравшим?

− Потому что это не любовь к спортсмену как человеку, профессионалу. Это безумная страсть, основанная на гордыни и тщеславии. То есть фундамент изначально неправильный. А страсть быстро вспыхивает, но и быстро гаснет.

Люди приходят на стадион как за дозой адреналина: побунтовать, пошуметь, подраться, что-нибудь сломать… Это синдром толпы, максимализм. Помните, как Христос входил в Иерусалим, и люди кричали ему: «Осанна!» А буквально через пять дней они же вопили: «Распни! Распни его!». Тут то же самое.

Болельщики – такие же люди, они часть общества. И такое их поведение идет от безнравственности, бездуховности. Видимо тем, кто себя так ведет, чего-то важного не привили в семье. И им придется приобретать это с годами через боль, ошибки, неудачи…

Очень часто такое поведение свойственно молодежи – именно в юности совершаются многие ошибки. Помните псалмопевца Давида: «Не помяни, Господи, греха юности моей» (см. Пс. 24. 7).

Что касается ненависти к проигравшим… Как сказано в Писании, «не сотвори себе кумира» (Исх. 20. 2). Человеку свойственны ошибки, неудачи. Кумир на глазах болельщиков порой падает, и в тот момент, когда нужна помощь и поддержка, у тех появляется к нему презрение.

Как воспитать «правильного» болельщика?

− Да так же, как и правильного спортсмена. Важно воспитать человека. И это, во-первых, семья – воспитывать надо с детства. А потом важно проводить беседы, проповедовать, показывать больше передач о спорте, приводить нравственные примеры, которые позволят болельщикам увидеть в спортсмене, в первую очередь, человека, такого же, как они сами, но превозмогающего себя, стремящегося стать лучше, прославить свою страну, свою веру, свою культуру.

Помните, на самолете разбилась хоккейная команда. В личных вещах одного из мальчиков нашли денежный перевод на огромную сумму какому-то больному ребенку. А когда подняли его счета, выяснилось, что он регулярно, с каждого гонорара, с каждой зарплаты, переводил деньги на лечение больных детей. О таких примерах тоже нужно рассказывать.

Большая семья

Как Вы считаете, может ли спорт стать для людей неким объединяющим началом?

− Не то что может – так и есть. Вокруг спорта объединяются ребята разных культур, национальностей, вероисповедания. Та же Олимпиада собрала воедино множество добрых людей с понятиями о чести и нравственности.

Спортсмены – одна большая семья. Здесь не важны политические разногласия, социальное положение или религиозные взгляды.

Могу привести в пример бои по тайскому боксу. Когда соперники дерутся, и жестко, сыплются удары − поверженный падает. У победителя не возникает мысли о том, что его надо добить. Он поднимает упавшего, обнимает его. Тут нет злости.

Мне кажется, использовать такой мощный инструмент жизнедеятельности человека, как спорт, для добра и объединения, не только можно, но и нужно.

Беседовала Алена Калабухова


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.

Яндекс.Метрика